НИКОЛАЙ БОГДАНОВ-БЕЛЬСКИЙ. УСТНЫЙ СЧЕТ. В НАРОДНОЙ ШКОЛЕ С.А.РАЧИНСКОГО. 1895
nikonova_alina — 12.09.2024Часть 2.
Николай Богданов успешно окончил школу при иконописной мастерской Троице-Сергиевой лавры и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где занимался у Владимира Маковского, Василия Поленова, Иллариона Прянишникова, что указывает на его явный интерес к жанру. За картину «Будущий инок» (1889) он получил большую серебряную медаль и звание классного художника. В 1891 году «Будущего инока» купил известный предприниматель и коллекционер Козьма Солдатёнков, затем картину у него перекупила императрица Мария Фёдоровна. В 1894 году Богданов-Бельский перебрался в Петербург, где занимался в мастерской Ильи Репина, а затем на несколько лет уехал в Париж.
Богданов-Бельский много работал в имении Островно Тверской губернии, принадлежавшем помещикам Ушаковым, где вообще любили тусоваться русские художники, начиная с Левитана и Константина Коровина, но и свои родные края он не забывал. Богданов-Бельский регулярно наведывался на родину, посещал Татево, гостил в доме своего наставника Сергея Александровича Рачинского и много писал, как самого Рачинского, так и его учеников. Так, после одной из таких поездок и появилась картина «Устный счет. В народной школе С.А.Рачинского», которую иногда еще называют «Трудная задача».
Не знаю, писал ли кто-нибудь по ней в школе сочинение, но картина так на это и напрашивается, настолько хорошо в дидактическом смысле художник проработал образы своих героев.
Итак, на картине представлен интерьер деревенской школы конца 19 века, скорее всего, это реальный класс школы Рачинского в Татево, где в свое время занимался и сам Богданов-Бельский. Идет урок арифметики, и на доске учитель (а это сам Сергей Александрович Рачинский) написал пример, который ученикам надо решить в уме. Кстати, устный счет, который, по мнению Рачинского, способствовал развитию основ математического мышления у детей, был одним из базовых навыков, которым педагог обучал своих учеников. Он часто повторял им: «С поля за бумагой и карандашом не побежишь. Задачи надо решать в уме». На уроках Рачинского царила непринужденная творческая атмосфера, именно поэтому дети и не сидят за партами, а столпились возле доски и вокруг учителя. Высокая печь, облицованная белым кафелем, придает классу атмосферу почти домашнего тепла и уюта. Ученики, решившие задачу, по одному подходят к учителю и сообщают ему свой результат.
На картине вообще не видно парт, указанием на то, что действие происходит в классе, служит только черная грифельная доска с написанной мелом задачей. К стене прикреплен лист с нотной записью, поскольку обучение церковному пению также было важной частью образовательной программы в школе Рачинского, а также репродукция эскиза Виктора Васнецова «Богородица с Младенцем» к росписи Владимирского собора в Киеве. Вероятнее всего, это еще один намек на специфику учебной программы Рачинского, который полагал, что для русских крестьян вера в Бога является естественной от природы.
Богданов-Бельский с большой теплотой пишет образ своего старого учителя. Его фигуру он сдвигает к левому краю холста, но тем не менее, несмотря на это, очевидно, что он является центральным персонажем композиции. Рачинский одет очень элегантно: строгий черный сюртук, белая рубашка, галстук-бабочка, что, во-первых, говорит о его дворянском происхождении, а,во-вторых, об уважении к его юным ученикам, но также эффектно контрастирует с живописными одеяниями крестьянских детей: белыми и красными рубахами, цветными портами, лаптями и сапогами.
Кстати, одежде детей художник уделил весьма существенное внимание. Ученики одеты по-разному, что говорит о том, что в классе собрались мальчики из семей с разным уровнем достатка: кто-то одет в яркие рубахи и порты, а чья-то одежда была уже не раз была залатана. Кроме того, некоторые мальчики обуты в сапоги, а это очень дорогая обувь, доступная только зажиточному крестьянству и особенно редкая у детей. Но ученики, изображенные на переднем плане, носят более традиционную и самую распространенную деревенскую обувь — лапти.
Богданов-Бельский проявляет себя как очень неплохой психолог: по лицам детей можно легко определить, кто из них честно решает задачу и поглощен вычислениями, кто уже знает решение, а кто пытается подслушать правильный ответ.
В общем, у него получилась довольно симпатичная картина занятий в сельской школе, где не было разделения детей по имущественному признаку, где отсутствовали буллинг и травля, где дети уважали своего наставника, а учитель все свое время уделял ученикам и занятиям, а не заполнял бумажки для вышестоящего начальства и не придумываю 1001 внеклассное мероприятие для отчетности. Одно слово – идиллия!