НИКОЛАЙ БОГДАНОВ-БЕЛЬСКИЙ. УСТНЫЙ СЧЕТ. В НАРОДНОЙ ШКОЛЕ С.А.РАЧИНСКОГО. 1895


Часть 1.
Кем бы мог стать в России второй половины 19 века мальчик, рожденный вне брака деревенский батрачкой? Версии могут быть разные, но вряд ли ребенку с таким происхождением можно было бы спрогнозировать благополучную биографию. А между тем история Николая Богданова-Бельского нарушает все логические построения, и причина этого, вероятнее всего, крылась не только в очевидной художественной одаренности юного байстрюка, но и в том, что ему повезло встретить на своем жизненном пути людей. Которые помогли ему ту одаренность развить и направить в правильное русло.

Началось все, вероятно, когда крестивший Николая священник дал ему фамилию Богданов, то есть Богом данный, что явно гораздо лучше какого-нибудь обидного прозвища, намекающего на его «неправильное» происхождение. Вторую часть Бельский, он прибавил уже позднее, когда поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, видимо, чтобы как-то отличаться от других Богдановых (фамилия весьма распространенная, и художников Богдановых в России было около десятка). Кстати Бельским он стал по названию своего родного Бельского уезда Смоленской губернии.

В семь лет Николай пошел учиться в деревенскую церковно-приходскую школу в своей деревне Шитики, а вот потом его заметил Сергей Александрович Рачинский и забрал в свою школу в селе Татеве.

Рачинский был невероятно интересной личностью. Его мать происходила из рода Баратынских, отец был родственником Кюхельбекера, того самого, декабриста и друга Александра Пушкина, а еще дружил с Дельвигом. Сергей получил очень разностороннее образование – имел ученые степени в области биологии и физико-математических наук, преподавал в Московском университете, где был руководителем кафедры физиологии растений. Он жертвовал крупные суммы для того, чтобы молодые перспективные ученые могли продолжить образование за границей, оказывал материальную помощь неимущим студентам, зачастую из личных средств и вообще был очень любим и студентами, и преподавателями. Но в 1867 году у него возник конфликт с администрацией университета, и он вышел в отставку.

Некоторое время он жил в Москве, где в его доме сначала на Малой Дмитровке, а потом на Остоженке собирались известнейшие ученые, художники и литераторы, среди которых был и Лев Толстой. И вот благодаря общению с Толстым, Рачинский и увлекся идеями народного просвещения. Поначалу он всего лишь немного помогал соей сестре Варваре Александровне проводить занятия с крестьянскими детьми, а потом решил радикально изменить свою жизнь, и в 1872 году, в возрасте 42 лет вернулся в родное имение Татево. По счастливому (для Николая Богданова) случаю, оно также находилось в Бельском уезде Смоленской губернии.

Конечно, не он первым решил построить у себя в имении школу для крестьянских детей (в Татево такую школу открыл еще его отец в 1861 году), но он первым построил еще и общежитие для своих учеников. Постепенно Рачинский построил в окрестных деревнях 18 школ, где получили образование около 1000 человек.

Идеи Рачинского в целом можно было бы считать прогрессивными, но за одним исключением: в основу своей образовательной программы он положил изучение церковнославянского языка. Дело в том, что он был глубоко убежден в том, что вера в Бога является естественной «практической потребностью русского человека», а тот, кто освоит церковнославянский язык сможет понять и классику мировой литературы. Кстати, чтением старославянских текстов и церковным пением он вполне успешно лечил заикание и даже написал об этой методике книгу.

Но вернемся к Николаю Богданову. Он попал в общежитие при головной, так сказать, школе Рачинского в Татеве, и занимался там до 1882 года. Кстати, уроки живописи там давал родственник Рачинских Эммануил Александрович Дмитриев-Мамонов, известный портретист и график-карикатурист. В 1882 году троих учеников, проявивших особый талант в живописи, Рачинский отправил учиться в иконописную мастерскую при Троице-Сергиевой Лавре. Это были Тит Никонов, Иван Петерсон и Николай Богданов.

Тит Никонов художником не стал, он доучился в иконописной мастерской, потом женился и его дальнейшие следы затерялись. О нем писали, что он был самым одаренным из троих подростков, прирожденным портретистом, но слишком привык, что ему все дается легко, и, видимо, столкнувшись с первыми творческими трудностями, предпочел выбрать другую стезю. Иван Петерсон стал хорошим иконописцем, преподавал рисование, но умер очень молодым. А вот Николаю Богданову была уготована гораздо более интересная жизнь. И, став профессиональным художником, он никогда не забывал своего наставника, Сергея Александровича Рачинского, запечатлев его в нескольких своих работах.

Продолжение следует…