Никас Сафронов - *Где заканчивается искусство и начинается оскорбление*
lareina — 23.03.2015 — Искусство Pussy Riot и Charlie Hebdo, вакханалия в православной церкви и карикатуры на Пророка - самовыражение или хамство? Где заканчивается искусство и начинается оскорбление? Об этом рассуждал ведущий российский художник Никас Сафронов в творческой мастерской «Арт-Улей» перед молодыми живописцами.Некоторые его высказывания стали неожиданными для меня. *В Черном квадрате Малевича нет искусства, - сказал Мэтр, - но там есть слова!* Что бы это значило?
Оскар Уйальд
С этой мысли начал свое выступление Никас Сафронов. Он говорил о том, что впервые видит эти необычайно смелые карикатуры французов и недоумевает.
Почему? Потому что совершать подобное (с его точки зрения) в стране, где почти половина населения исповедует ислам - это неправильно, нужно считаться со взглядами тех людей, что являются гражданами страны (раз уж Франция признала их права на гражданство).
*В нашем мире все взаимосвязано, мир глобализируется, ничто не может остаться без внимания, любое событие становится мировым * - подчеркнул художник. *И мы, люди искусства, должны с этим считаться*. Каждый мазок, нанесенный на полотно, - может иметь огромный резонанс.
Развивая мысль об ответственности художников, мэтр рассказал свою историю: когда-то в далеком 1983 году, с благими мотивами - чтобы привлечь внимание общественности к проблеме уничтожения наследия прошлого, он нарисовал элементы обнаженных тел поверх выброшенных под мост икон. Да - он достиг своей цели: имел место серьезный всплеск общественного внимания. Однако многие верующие люди и представители церкви оскорбились. И он понял, что был не прав и извинился, но - историю уже не переписать.
*Каждый раз, воплощая свое Я в картине, мы должны думать - а принесет ли это в мир Добро?*
Художник затронул в своей лекции, пожалуй, самую сложную тему: *Свобода слова в современном мире*. С одной стороны, рассуждал он, художник - свободный человек, который пытается внести в мир изменения, чтобы общество обратило внимание и задумалось.
Но в последнее время все чаще люди, причисляющие себя к искусству, добиваются этого путем эпатажа и нарушения канонов социума.
Поэтому - неоднократно подчеркивал Никас Сафронов - необходимо искать золотую середину, художник не должен нарушать базовые человеческие ценности.
К примеру, акцию Pussy Riot в церкви подхватили на Западе как выражение свободы, но это было оскорблением, нарушением канонов общества.
*Настоящее искусство должно быть символичным, а не примитивным* - утверждает мэтр.
В сегодняшнем мире необходимо находить компромисс, нельзя нарисовать все, что вздумается, нельзя прийти в храм и кощунствовать.
*Нужно работать так, чтобы ваше творение и через тысячу лет было великой картиной и волновало души зрителей - вот это настоящее Искусство!* - считает Никас Сафронов.
Начинающие живописцы не только внимали словам Мастера, но и задавали непростые вопросы.
Один из слушателей спросил - *Может ли государство использовать искусство как оружие?*
Каждый популярный человек должен понимать меру ответственности, которая лежит на нем, осознавать, что к нему прислушиваются многие. *Это непростая ноша* - подчеркнул художник.
*Что первично - талант или техника?* - вопрошали юные художники.
*Если бы Леонардо да Винчи творил в абстракции - это было бы также прекрасно. Главное Мастер и его Муза, техника вторична* - отвечал мэтр.
Еще с древних времен остро стоит вопрос - где пролегает грань между Мастером и ремесленником.
Никас Сафронов считает, что *Мастер всегда в себе сомневается, совершенствуется, а ремесленник всегда собой доволен, рекламирует себя. К примеру, Гоголь, признанный талант, сжег 2-ую часть Мертвых душ - потому что не хотел предстать перед своим читателем неидеальным*.
Мэтр призывает нас быть осторожными с рекламой и навязанными стереотипами: *Мы рождаемся гениальными, становимся талантливыми, а потом - нормальными. И в какой-то момент мы понимаем только то, что нам навязывают. Мы - переученные люди, мы не воспринимаем естественное в его чистоте*.
Так, например, *Джоконда* не самая сильная картина Леонардо да Винчи, но стала популярной после громкого скандала, связанного с кражей этого произведения из Лувра.
*Только вам выбирать - какой след вы оставите в истории искусства.*
Вернемся к *Черному квадрату* Малевича, который до сих пор будоражит наши умы. Так что же скрывается там - в этой символичности абстракционизма? Как вы думаете?
П.С.: Все картины, использованные в тексте, представлены на выставке *Россия 2015: программируем будущее*.
Следите за интересными интервью и событиями
|
</> |
Даже странно, что он не рассказал и не привел в пример. Шаржи очень едкие! Талантливые, но оскорбительные. Как раз, в тему.