ни слова в простоте
phillennium — 24.02.2010
Время от времени поднимается вопрос, почему русскоязычная музыка
аполитична и почему посылают Путина разве что панки, которые ничего
другого делать и не умеют. Но сейчас хочу этот вопрос расширить,
убрав из "почему в нашей музыке так мало внятных
политических/социальных заявлений" составляющую
"политических/социальных". За последние ...дцать лет русской музыки
(хорошо, пусть с условным ограничием "рок-музыки"), выражающей
какую бы то ни было четкую позицию, было на удивление мало по
сравнению с не выражающей. Это не плохо - музыка и не обязана
доносить однозначные идеи - но это несколько странно. Поп-року,
начиная еще с добитловских времен, свойственен все-таки некий
месседж, пусть даже сводящийся к "давай потанцуем, детка". А у нас
главными группами страны оказывались, условно говоря, "Мумий
Тролль", "Сплин" и "Би-2", и даже те музыканты, которые вроде как
рубят сплеча, в половине случаев делают это крайне иронично, словно
заранее снимая с себя ответственность за сказанное. То, что
слушатели хотят воспринимать абстрактные тексты, а не "давай
потанцуем, детка", приятно - но, во-первых, удивительно, и,
во-вторых, в результате ощущается некоторый дефицит
прямолинейности. Конечно, группе "Король и шут" в ней не откажешь
(свой творческий метод участники когда-то описали как "Шевчук и БГ
какой-то бред поют, ничего не понятно, вот мы и решили нормальные
песни писать"), но это снова случай, когда музыканты при всем
желании вряд ли смогли бы писать иначе - а хочется случаев, в
которых неглупый и способный к абстрактному мышлению человек
высказывается прямо, и вот таких исчезающе мало (Шнур, Noize MC,
некоторые песни БГ, Максим Леонидов - с ходу из популярного больше
и не вспоминается).
Почему их мало? Есть ощущение, что многие российские музыканты
боятся выглядеть глупо, серьезно высказав какую-то позицию. Мол,
как начал Шевчук воевать с попсой, так все и стали пальцами
показывать, а пока пел "ах, река-рука, поведи крылом", не
придраться было (а если кому непонятно, как это рука ведет крылом,
то он просто ничего не понимает в искусстве). А писать понятные
песни, но без серьезных манифестов - то есть в духе "давай
потанцуем, детка" - настоящему художнику тоже не пристало. Вот и
остается либо в абстракцию уходить, либо в иронию, либо в абсурд. А
жаль - потому что самые однозначные и доступные песни часто
оказываются еще и самыми лучшими.
Возможно, чего-то не понимаю, потому что не знаю точно, как с этим
обстоят дела в других странах, особенно неанглоязычных. Мало ли, у
Tokio Hotel тексты такие, что Лагутенко отдыхает. Кто тут есть из
специалистов, подскажите.