
Неюбилейная Валентина Токарская

Имя Валентины Токарской – легендарной российской
актрисы, звезды довоенного столичного мюзик-холла, одной из первых
красавиц Москвы, всегда роскошной и элегантной, гремело в тридцатые
годы
Валентина Токарская, 1925 год
Токарская, дочь провинциального актёра,
бросившего вскоре свою семью, окончила балетную школу Чистяковой в
Киеве, имела также небольшой, но хорошо поставленный голос. Она
рано начала работать, чтобы прокормить себя и никогда не работавшую
мать: сначала танцевала в кинотеатре перед сеансами, потом
участвовала в массовке, пела в опере и оперетте, плясала в кабаре.
С началом революционных событий и гражданской войны жить в Киеве
стало тяжело и небезопасно, власть постоянно менялась (красные –
белые – зелёные), Валентина с матерью переехала сначала в
Ташкент, а затем в Москву.
Валентина Токарская
Двадцатые годы у Валентины Георгиевны были
успешными, она пела в оперетте и была в центре столичной жизни; за
очаровательной женственной артистичной молодой женщиной ухаживали
не только продюсеры, но и молодые писатели Михаил Зощенко, Юрий
Олеша, Илья Ильф, Евгений Петров, Валентин Катаев. Токарская
перешла работать в мюзик-холл. Кажется странным, но в самые трудные
и голодные тридцатые годы в Москве был очень популярен мюзик-холл.
Там играли Мария Миронова, Менакер, Мартинсон, Тенин, но прима была
одна – Валентина Токарская. А как она блестяще водила
автомобиль!
Кадр из фильма Марионетки, 1933 год
Потом Яков Протазанов снял её в главной роли в
фильме Марионетки, имевшим огромный успех, и её узнала вся
страна. А когда в Москве появился Хосе Рауль Капабланка, газеты
трубили, что Токарская выиграла у него партию в шахматы (на самом
деле Капабланка сделал первый ход, посмотрел на Валентину
Геогриевну и тихо сказал: Сдаюсь...) А потом, когда
мюзик-холл закрыли, как буржуазный театр, разлагавший советских
людей, в жизни Токарской появился Театр Сатиры, а в жизни страны –
восходящая звезда Любовь Орлова, которой единственной было
дозволено осваивать лёгкий жанр, Токарская отошла на второй
план.
В 1941 актриса отправилась в действующую армию в
составе фронтовой бригады Театра Сатиры. Их было четыре человека:
сама Токарская, Раифал Холодов (Цехман), Рафаил Корф и Яков Рудин.
Они успели дать несколько выступлений и попали сначала в окружение,
месяц скитались по деревням, а потом их взяли в плен и доставили в
Вязьму. Немцы на допросе, выяснив, кто из них еврей и коммунист, на
глазах у всех расстреляли Корфа и Рудина, а из остальных пленённых
артистов организовали труппу и вынудили их выступать на
оккупированных территориях. Они вели актеров до самого Берлина, до
триумфального 1945 года.
Валентина Токарская и Рафаил Холодов
В Москву Токарская вернулась только в ноябре
1945 года, но на следующий день её арестовали, обвинили в
пособничестве врагу и отправили в Вологодские лагеря на четыре
года, где она тяжело работала, вылавливая идущие по сплаву бревна в
ледяной реке.
Валентина Токарская в Воркуте, 1950 год
Но потом ей пришла заявка из Воркуты от
Воркутинского управления лагерей, где был драматический театр.
Токарскую приглашали в этот театр и она была этапирована в Воркуту
для отбывания срока в театре. На репетиции и спектакли её водили
под конвоем, а потом она возвращалась в барак. Здесь Валентина
Георгиевна сыграла свои лучшие роли: Марию Стюарт, Софью
Ковалевскую, мадемуазель Нитуш, Диану в Собаке на сене.
Судьбоносный 1953 вернул Валентину Токарскую в Москву, в родной
театр Сатиры, где играла преступно мало. Плучек говорил, что если
он даст ей даже самую крохотную роль, зритель будет смотреть только
на неё... Потом была главная отрицательная роль в первом советском
кинодетективе Дело номер 306.
Звание Народной артистки Валентине Геогриевне Токарской дали в 1993
году сразу, минуя этап Заслуженной. Потому что она это заслужила...
А потом она танцевала и пела в палевом платье от Вячеслава Зайцева
на собственном девяностолетии в Доме Актера. Валентина Георгиевна
прожила 90 с половиной лет, так и не сыграв Мисс Марпл – роль, о
которой мечтала.
А вы помните эту актрису?
|
</> |
