Неясные размышления о Мастере и Маргарите

Например, меня при просмотре фильма удивило, как хорошо я помню роман. Хотя читала раза 2 , и оба - лет двадцать назад и чуть больше, в 11 классе.
Наверное, это связано с тем, что смотрела много экранизаций и спектаклей. А роман весьма драматургичен, есть четко выстроенные сцены, диалоги, описания героев. Грех не воспользоваться)).
Вот и пользуются. Я смотрела и версию Кары, и Бортко, и Театра у моста. Уже в Березниках 2 гастрольных спектакля, Московского нового (?) театра в 2016г. и нынче Московского классического театра. Ну, и "фильм века", конечно)).
Мне, пожалуй, больше всего понравился сериал Бортко и версия театра У моста.
Но, вот удивительно, выбор сцен для постановок достаточно шаблонный. Обязательно будут Патриаршие и разговор с незнакомцем, бал и история любви, сцена в психбольнице. Возможно, сеанс в Варьете. Ершалаим обязательно покрошат и выдадут лишь часть. (И лишь Бортко, в силу большего экранного времени удастся быть более подробным).
И, пожалуй, авторов "фильма века" можно понять в желании разорвать эту цепь клише. А где-то и удивить нас чем-то невиданным.
Например, джазом и роскошью в Грибоедове. А ведь, как оказалось, и джаз у М.А. был, и даже намеки на роскошь, в виде судачка и множества кабинетов с "благами" в Моссолите.
Но не так бурно и бесстыдно, конечно, как у Локшина. (Кстати, вы в курсе, что этот Михаил - урожденный Майкл и в СССР приехал с родителями-коммунистами в детстве, спасаясь от преследования забугорного режима?)
И, конечно, у Локшина много Москвы и москвичей, как и у Булгакова. Ведь Аннушка, Варенуха и Степа Лиходеев - это же соль романа! И даже Никанор Иванович. те самые москвичи, которых испортил квартирный вопрос, но - "милосердия иногда стучится в их сердца".
Следствие. Телепортация в Ялту. "Вампирские" сцены с открыванием окна. Все это весьма интересно увидеть и представить. Впрочем, как и "звездных" всадников. Ну, и, конечно, Наташа и боров! Как же редко их воспроизводят!
Впрочем, так же редко, как и неторопливый и спокойный финал, с обретением покоя. И не только влюбленной парой.
Но вопросов у меня все равно много, какой бы красивой ни была картинка/сцены. Или их отсутствие)).
Например, великолепные условия пребывания - с кофе по утрам, кнопочками и прочим- в психиатрической больнице- это про что? Что хотел сказать Булгаков, работавший и бывавший в т.ч. и в реальных "психушках" этой фантазией? Не намек ли это был властям про вид покоя для творческих личностей?
А Иешуа, Левий Матвей и Понтий Пилат-моя любимая линия? "12 тысяч лун , за одну луну когда-то, не слишком ли это много?" Вина и ответственность, трусость и предательство, прощение и любовь (человеческая).
Получается, что первый ничему не научил второго и третьего? Второй проклинал бога за то, что тот не шлет смерть Иешуа, воровал и хотел убить предателя. Третий гордился тем, что организовал убийство. А где же милосердие и любовь, что проповедовал Га-Ноцри? Где же умение видеть в каждом "доброго человека"? Или - у каждого добра должны быть кулаки (возможно, чужие)?
И тогда можно ли их по-настоящему считать последователями и поклонниками бродячего философа? И чем Левий заслужил Свет? Только личной преданностью учителю и "неправильным" записыванием его слов?
|
</> |