NEX5: отчёт за месяц
dolboeb — 28.07.2010 В июне я получил предложение потестировать новую камеру Sony Alpha NEX5. Зная мою любовь к гаджетам вообще, и цифровому фото в частности, читатель может легко догадаться, что я не заставил себя долго упрашивать. И вот уже месяц я с нею экспериментирую. О впечатлениях — ниже. Все иллюстрации в моём посте (кроме фотографий самой камеры и моего друга Ревазова за работой) сделаны с помощью Sony Alpha NEX5.Разработчики камеры поставили перед собой задачу, которая 5-7 лет назад наперебой формулировалась всеми игроками цифровой фотоиндустрии как "качество зеркалки в размере (и по цене) мыльницы". Хорошо помню споры, которые тогда велись между экспертами, часть из которых утверждала, что сие невозможно в принципе — в силу законов оптики — а другая часть твердила, что задача скорее банальна (ссылаясь на опыт эволюции видеокамер). Сам я долгое время следил и за этими дискуссиями, как и за всеми камерами, создатели которых обещали мне добиться "зеркальности" в тонком корпусе и задёшево. Потом ждать надоело. Я купил себе зеркалку, "взрослый" штатив, дюжину объективов и сумку, способную всё это счастье вместить — и довольно скоро сделал одно важное открытие, до которого, похоже, додумались и разработчики камер Sony Alpha NEX.
Опытным путём я убедился, что не существует никакого такого "зеркального качества", которое бы позволило любому дилетанту с мыльницей (такому, как я сам), доплатив несколько тысяч евро за профессиональную камеру и "стекло", сделаться классным фотографом. Качество любительских снимков зависит на 99,9% от умений и знаний снимающего, от его готовности тратить время, силы и нервы на выжимание лучших результатов из имеющейся техники в предложенных условиях съёмки (и не меньше нужно потом возиться с обработкой RAW, если речь о цифре).
У человека, который на всё готов, лишь бы сделаться великим фотографом и создавать шедевры, выбора нет: он станет повсюду таскать с собой рюкзак, набитый оптикой, и штатив в человеческий рост, он оборудует себе студию с правильным освещением, вынет душу всем знакомым и незнакомым бесконечными фотосессиями, вынесет мозг спутникам в дальних поездках своими особыми фотографическими нуждами, и в результате, при наличии везения и таланта, через пару лет станет принимать поздравления на вернисаже своей персональной выставки в модной московской галерее. Я это всё недавно отнаблюдал на примере своего друга Арсена Ревазова (см. фото ниже), а в собственной неготовности становиться крутым "зеркальным фотографом" убедился ещё на пару лет раньше.
При этом фотографировать я совершенно не разлюбил, по-прежнему не уезжаю из дома без камеры, и даже новые мыльницы не стал покупать реже. Просто я понял для себя, чего на самом деле хочу от фотоаппарата, и это, оказывается, была не пентапризма, а простота и удобство камеры в разных условиях съёмки, и чтобы за эту "дружественность к пользователю" не приходилось платить скверным качеством снимков.
Именно под такие запросы и создавалась, очевидно, Sony Alpha NEX3/NEX5. В первую очередь, нужно было как-то обойти железный закон, согласно которому уменьшение размеров корпуса приводит к катастрофическому падению качества снимков. Я перепробовал никак не меньше десятка "суперкомпактных" камер, и не наобум, а исключительно по наводкам осмысленных рецензентов, уверявших, что размер не имел фатальных последствий для качества съёмки, но увы. Чудес, как я лишний раз убедился, не бывает. И создатели NEX даже не пытались их сотворить, упихивая объектив в форм-фактор сигаретной пачки. Объектив (а он тут съёмный и сменный, 16мм и 18-54мм) в корпус не убирается, торчит из него под прямым углом, отчего идея носить эту камеру в кармане рубашки, пиджака или джинсов похоронена сразу и безвозвратно. Но в боковой карман небольшой наплечной сумки он при этом убирается на ура, и на ремешке эти 287 грамм носить через плечо тоже не обременительно. Так что суперкомпактность — налицо, но не в ущерб результату.
Обеспечив таким образом возможность получения весьма приличных снимков (за примерами которых рекомендую наведаться в обзоры к Сергею Мухамедову, тёзке Мартынову и Петру Ловыгину — соучастникам этого теста), создатели камеры задумались о втором, ещё более сложном компоненте пользовательского удобства, имя которому — интерфейс. Для любительской съёмки вещь абсолютно критичная, потому что любитель — и тот, который до этого перепробовал десяток аппаратов, и тот, который берёт в руки первую в жизни камеру — не готов зубрить наизусть учебники, не говоря уже о том, чтобы носить и возить их с собой по миру. Поэтому к интерфейсу камеры у него есть сразу три пожелания, разной степени осуществимости.
Про те настройки, которыми он уже научился управлять (в режимах P/S/A/M), он хочет, чтобы они были интуитивны, чтобы управляющие кнопки и колёсики находились сами и сразу при выборе соответствующего режима. Это задача не банальная, но, безусловно, решаемая. И её решению в Sony Alpha NEX способствует широкоформатный трёхдюймовый ЖК-монитор, на котором в режиме съёмки удалось без ущерба для изображения уместить не только значения регулируемых величин, но и хорошо читаемые подсказки насчёт управляющих этими параметрами кнопок. По размерам экрана NEX превосходит многие смартфоны, и использует хорошо читаемые шрифты.
Второе пожелание пользователя касается предустановленных режимов (в NEX они называются «Сцены» и iAuto, оно же по-русски «Интеллект.Авто»). Про них владельцу камеры хочется сразу понимать, что там и зачем настроено, в чём специфика, какими параметрами он может корректировать исходные настройки в каждом из этих режимов, а какие жёстко выставлены производителем.
Третье пожелание относится уже скорее к области мечты. Если б камера ещё и подсказывала, какой режим следует выбрать для каждого кадра, и что в нём стоит скорректировать относительно фабричных настроек — это реально было бы многими воспринято как революционный уровень удобства (разумеется, при условии, что подсказки будут осмысленными). Именно на этот уровень удобства замахнулись разработчики интерфейса в NEX. На полную катушку используя трёхдюймовый экран, они задействовали не только всплывающие контекстные подсказки к каждому пункту меню, не только полноцветные слайды, иллюстрирующие специфику доступных сцен, но и 80-страничный учебник, разные разделы которого вызываются одним нажатием кнопки прямо в процессе съёмки, в зависимости от выбранного режима.
Понятно, что дальше этого места разработчики пойти уже не могли, и тут уже они вынуждены оставить фотолюбителя наедине с камерой — в надежде, что нововведения ему пригодятся, понравятся, добавят простоты, а не заморочат голову своей непривычностью. Идеальных интерфейсов, одинаково удобных всем людям на свете, не умеет создавать даже компания Apple, которую многие считают в этом смысле эталоном.
А мне осталось, пожалуй, сказать о существенных недостатках Sony Alpha NEX5, которые я успел заметить за месяц тестирования.
Неудобно, что в комплекте поставляется лишь один аккумулятор — из тех, что не встретишь в туристических ларьках, даже таких намоленных фотолюбителями, как у Св. Петра в Ватикане или у Лувра на rue de Rivoli. То есть в путешествие нужно непременно брать с собой ещё и зарядник. Жаль, что в крышечке объектива нет ушка, позволяющего её подвесить к корпусу на нитке и не терять. Непонятно, что мешало сделать USB-разъём в формате micro, а не mini: ведь 2010 год на дворе... Жаль (хоть и не всякому охота возиться), что использован проприетарный формат RAW-файлов, поддерживаемый только "своим" софтом.
При съёмке раздражает медлительность автофокуса. Не слишком просто разобраться с приоритетами ручной и автоматической фокусировки: какая из них главней, и почему. Кому-то не понравится отсутствие оптического видоискателя, встроенной в корпус вспышки, или на худой конец башмака общепринятых форм для вспышки внешней. А тех, кому всего важней съёмная оптика, не порадует известие, что объектив 18-200мм ни в комплекте, ни по отдельности пока не продаётся.
Что до общего впечатления, с учётом всех перечисленных плюсов и минусов (как и оставшихся за пределами обзора фич, вроде панорамы, 3D и видеосъёмки в AVCHD) — весьма достойная камера, логичный апгрейд в качестве съёмки по отношению ко многим знакомым мне мыльницам, особенно — компактным. В то, что кому-то из продвинутых пользователей зеркалки захочется мигрировать на Sony Alpha NEX5, чтобы разгрузить плечо и ручную кладь, мне верится слабо. Но в качестве первого аппарата эта камера может быть интересна своим интерфейсом, а в качестве апгрейда — возможностями своей сменной оптики и матрицы. И разумеется, в силу особенностей её форм-фактора, советую любому, кто обдумывает покупку, заглянуть в магазин и пощупать вещь руками. Потому что тактильные ощущения от камеры у каждого свои.
|
</> |