Невроз крепчает или Галя балована?
dpmmax — 07.05.2019Разговорились мы однажды с нашей коллегой, которая работает в областном психоневрологическом диспансере. О чём? Да понятно о чём. О жизни, о зарплатах. И, конечно же, о пациентах. В том числе о том, что в последнее десятилетие заметно выросло количество невротиков.
Мол, никогда такого не было — и вот опять. Нет, в самом деле лет десять-двадцать назад не было столько обращений по поводу неглубокой депрессии, по поводу тревоги, заметно меньше обращалось ипохондриков и неврастеников. И ведь не сказать, чтобы жизнь стала бить сильнее, причём в основном по голове. В те же девяностые и нулевые все было заметно жёстче. А потянулись люди уже потом. Что это? Откат? Вряд ли, хотя и его тоже не стоит совсем уж списывать со счетов.
Может, стали искать лучше и пристальнее приглядываться? Да тоже нет: хватает и тяжелых хронических психических расстройств, куда уж там придираться. Опять же, не мы этих пациентов на улице отлавливаем или пряниками заманиваем — сами идут, и жалобы излагают охотно и подробно.
Конечно, не последнюю роль играет повальная грамотность вкупе с доступностью информации. Теперь уже человек, почуяв тревогу или подавленность, может погуглить где надо, примерить на себя вероятный диагноз и прийти вполне целенаправленно.
Опять же, психиатрия стала заметно прозрачнее, понятнее и перестала пугать до дрожи в коленках. Нет, мифы и страшилки никуда не делись, но ведь и разоблачают их вполне себе активно. А значит, и на приём идут охотнее.
Да, свои пять копеек вносит и хорошее такое уплотнение информационных потоков, которые мы пропускаем через себя. Тоже ведь нагрузка, и далеко не всегда несущая разумное-доброе-вечное.
А вот коллега взяла да и выдвинула ещё одно предположение. Насколько оно справедливо — не буду судить, предоставлю это вам.
Она считает, что заработали в полную силу два фактора: фактор капризного потребителя и фактор наличия костыля.
Потребителя мы нежно и заботливо взрастили,как только похерили СССР. И уже не хамоватый продавец стал главным в магазине, а покупатель. А там и на другие виды услуг переползло правило «клиент всегда прав, хоть порой и оборземши». А там и вагончик медицины прицепили к паровозику услуг. И теперь часто можно наблюдать, как человек, обращаясь к медикам, ждёт не столько лечения, сколько работы по его запросу. Сделайте, чтоб было хорошо! Нет, и со стороны медиков тоже хватает косяков, но ведь есть такое, не правда ли? А жить мы, несмотря на все стоны, все же стали лучше. Соответственно, повысилась планка наших запросов и к качеству жизни. И если что-то мешает — тревога там, депрессия, другие какие симптомы — надо срочно это исправлять. В конце концов, мы перестаём выживать и начинаем жить, так что будьте добры, обеспечьте. Поскольку и люди вон такие специальные есть. Так вот о наличии специальных людей.
Это как раз и есть фактор костыля. Если человек знает, что никто, кроме него самого, ему не поможет с чем-либо справиться — он напрягается, задействует внутренние ресурсы и старается что-то сделать сам. Получается или нет, хорошо получается или не очень — вопрос второй. Главное, что пытается. А если появляется информация, что есть те, кто может ему помочь? Это как с мытьём посуды и уборкой в доме. Если больше некому — будешь мыть и драить сам. Или планомерно превращать обиталище в свинарник. Если есть кому, кроме тебя — появляется соблазн делегировать полномочия. Особенно если правильно подобрать аргументы. И случается так, что раз от раза такое делегирование выходит все легче и естественнее, будто так и надо.
Так и с неврозами. Да, остроту порой, особенно если невроз выраженный, удаётся пригасить только медикаментами или особыми психотерапевтическими приёмами. Но потом-то наступает момент, когда человеку бы дальше самому, без ансамбля. Ан нет: раз имеется специалист — пусть он доводит состояние до идеала. А нужны-то как раз уже свои собственные усилия.
Точно так же с легкими невротическими симптомами на начальных этапах развития невроза, на стадии невротических реакций. В большинстве случаев с ними можно было бы справиться, не обращаясь к специалисту. Просто дать себе труд проанализировать: а что это за фигня творится? Что за тревога? Откуда плохое настроение? Откуда дрожь и раздражительность? И собрать себя в кучу. И что-то изменить в поведении, в сложившейся вокруг ситуации. Ключевое выражение — дать себе труд что-то предпринять самому. Проверено на докторах: с ними тоже невротические реакции приключаются.
У меня, правда, тут же возник вопрос: ну хорошо, а если подавленное настроение — это первые симптомы мощного депрессивного эпизода, к примеру, в рамках эндогенной (не невротической, а истинной, грозящей обернуться суицидом) депрессии? Коллега ответила: те пара-тройка недель, чтобы попытаться справиться с симптомами самостоятельно, как раз и покажут, что это было. Удастся вырулить — вот и отлично, нет — добро пожаловать на приём, сильно не опоздает.
Повторюсь: я донес до вас мнение. Пусть и высказанное специалистом, но довольно спорное. Как к нему отнестись, взять ли на вооружение или возмутиться и забыть — дело ваше.