Невольные доноры терроризма и авторитаризма

топ 100 блогов augean_stables28.03.2024 Невольные доноры терроризма и авторитаризма

Одна из моих любимых тем в политологической науке: как различные государства и вооруженные группировки, будь они повстанческие или террористические, используют гуманитарную помощь для собственного обогащения.

До этого я писал про Мьянму и Эфиопию, а сегодня поговорим в большей степени о Йемене и Сирии, опираясь на небольшую статью от израильских аналитиков Ари Хейштейна и Натаниэля Рабкина. Итак, как они извлекают выгоду из поставок помощи?

◾️ Первая и самая важная причина: состояние кризиса, разрухи и опасности. При отсутствии нормально функционирующего государства, которое способно обеспечить граждан общественными благами, группировка или failed state замыкают на себе все ограниченные ресурсы, включая гуманитарную помощь.

В Йемене действует так называемый Supreme Council for the Management and Coordination of Humanitarian Affairs and International Cooperation (SCMCHA) (Высший совет по управлению и координации гуманитарных вопросов и международного сотрудничества). Все потоки помощи из за рубежа и ООН обязаны проходить через эту организацию. Её сотрудники — хуситы — составляют списки получателей помощи и адресно её раздают. В Сирии на себя эти функции взяло государство.

◾️ Вторая: концентрация контроля за потоком в руках одной группировки или режима. Сконцентрировав все потоки гуманитарной помощи, организация может определять кому она достанется, а кому нет. Хуситы составляют вышеупомянутые списки. Если получатель будет выражать недовольство действиями властей, его просто оттуда вычеркнут. Например, так они поступают с семьями, которые не хотят отправлять своих детей в военные лагеря подготовки хуситов. Режим Ассада делает ещё проще: он просто распределяет помощь в стране в зависимости от лояльности населения, наказывая те регионы, в которых высокий уровень недовольства. Аналогичным образом поступают и африканские автократы (об этом писал здесь).

◾️ Третья причина: шантаж международного сообщества. И хуситы и сирийские власти просто ставят ООН и другие организации перед фактом: если вы перестанете поставлять помощь, то умрут ни в чем неповинные люди, потому что мы полностью лишим их доступа к ресурсам. НКО вынуждены принимать эти условия и иногда даже мириться с убийством своих сотрудников, чтобы не потерять возможность помогать другим людям (как это случилось с Хишамом аль-Хакими, сотрудником Save the Children, предположительного убитого хуситами).

Хуситы в одно время совсем обнаглели и решили еще обложить налогом в размере 2 % любую гуманитарную помощь, поступающую на подконтрольную им территорию, но потом сдали назад, испугавшись, что своей наглостью они могут совсем её потерять.

➡️ Аналитики предлагают свое решение проблемы: необходимо лишить эти группировки и государства возможности заниматься распределением помощи и передать эту функцию в руки не связанного с ними органа. В качестве примера они приводят Комиссию по оказанию помощи в Бельгии (Commission for Relief in Belgium), которая занималась распределением гуманитарки после окончания Второй мировой войны на территории Франции и Бельгии. Раздача помощи контролировалась и охранялась американскими волонтерами.

#комментарий

Politicanimalis

*
Идеология хуситского движения


Коллеги из Politicanimalis опубликовали материал о том, как хуситы ограничивают доступ подконтрольного населения к гуманитарной помощи. Как нам представляется этот инструменталистский подход не согласуется с идеологией основателя хуситского движения.

Российский исследователь Тимофея Бокова провел великолепное, на наш взгляд, исследование идеологии движения. Ученый проанализировал лекции основателя хуситского движения Хусейна ал-Хуси, которые были прочитаны в 2002–2003 гг. В них в неструктурированной форме были высказаны основные идеологические постулаты движения. Отметим важность времени записи лекций – пик антиамериканских настроений после объявленной США войны с терроризмом.

В основе взглядов аль-Хуси лежит идея о богоизбранности арабов, так как именно этому народу Аллах доверил последнее пророческое откровение. При этом подчеркивается иерархия: самые избранные – это зейдиты (близкое к шиизму направление ислама, к которому относятся хуситы), потом – шииты, далее идут сунниты. По мнению религиозного деятеля, лидеры последних потворствовали главным противникам ислама – США, Израилю и Западу в целом. При этом основатель хуситского движения не видит разницы между США и Израилем. По мнению аль-Хуси, Запад считает ислам экзистенциальной угрозой своей цивилизации и поэтому действует против арабов. Например, именно внешние враждебные силы разделили единую мусульманскую общину на национальные государства.

Аль-Хуси не разделяет ислам и политику, по его мнению, именно религия позволит арабам ответить на вызовы современности. Как и многие исламисты он предлагает вернуться к Корану. В отличие от салафитов, он выступает за адаптацию священного текста к реалиям современной жизни. В этом смысле он близок к мейнстриму внутри ассоциации братьев-мусульман (запрещены в РФ) и некоторым другим движениям. Основатель хуситского движения подчеркивал личную ответственность человека за духовное развитие, формирование и транслирование правильных политических взглядов. Для аль-Хуси отказ от политической борьбы и индифферентность к ней – это отказ от ислама. Тот, кто использует Коран как руководство к действию и реальность, через призму религии является «помощником Бога» – араб. Ансар Алла.

В лекциях аль-Хуси критикуют современных правителей суннитских стран за попытки заменить религиозную легитимацию власти другими формами: демократией или династической монархией. Критикуют исламские богословы. С точки зрения аль-Хуси, многие из них призывали общину к покорности Западу и Израилю. При этом он никогда не призывал своих сторонников к вооруженной борьбе и не артикулировал необходимость создания теократического государства.

Аль-Хуси предлагает следующие меры для борьбы с доминированием Запада:

1. Правильное понимание Корана и его адаптация к сегодняшнему дню.
2. Бойкот западных товаров.
3. Борьба с проявлением национальной государственности.
4. Борьба с дискурсом, который мусульманам навязывает Запад.



Источники
Боков Т. А. «Оружие и позиция»: сарха как системообразующий элемент хуситского движения в 2000-х гг. // Вестник Института востоковедения РАН. 2023. Т. 25. № 3. С. 118-125.
Боков Т. А. Политическая идеология хуситского движения (по материалам лекций Хусейна Ал-Хуси). // Ислам в современном мире. 2017. Т. 13. № 4. С. 95-112.



Political Islam
Mar 27 at 12:18


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...забирает быстро и не отпускает никогда...Интересно, есть ли разница в эффектах от зимней и летней резины? Колумбийцы кстати фишку срубили, срочно перепрофилируют мощностя... Из Киева пишут: Где-то недалеко уже несколько часов какой-то мужчина буквально воет "Путин х***ло" и иногда доба ...
Волгоградский Планетарий. Мозаичный портрет Сталина работы В.Н. Аракелова, заштукатуренный в 1962-м и отчищенный в 2004-м Сегодня минуло 60 лет с того дня, когда умер И.В. Сталин. Однако - удивительное дело - его физическая смерть не привела к забвению его памяти. Напротив, спустя ...
Здесь или сейчас, откуда знать... как бы не остаться между ними... Лучше о несбыточном мечтать, чем любить, а может, быть любимой... День промыт затратами у трат —  сложных окон отраженьем чуждым. Синий, слишком сладкий мармелад  где-то пригождается быть нужным. ...
Один мой товарищ пробился наверх. Вцепился зубами и когтями в российскую политическую верхушку и стал её частью. Как-то я спросила его: «Ну, и как там?» Ответ был прост: «Ты даже не представляешь, какие там лохи». Глава Раменского района Андрей Кулаков. Фото: Соцсети ...
В кабачке в здании космопорта Гаммы Дзеты были сонно и скучно. Почти все столики пустовали, и лишь за одним столом сидел одинокий человек и задумчиво потягивал черный, как глубины Космоса, кофе. - Можно присоединиться? - спросил скучающий бармен. - Давайте поговорим! Работы нет, делать ...