Невоенное. О русской хореографической пластике и русском эросе
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Лена пишет:
Сцена в аэропорту: зал ожидания, задержка рейса, и какая-то трехлетняя кроха, соскучившись, начинает тан цевать, раздувая оборки голубой юбочки. Я говорю своему спутнику: «Смотри, такая маленькая, а уже танцует!» Спутник отвечает мне: «Не уже, а – еще». Всю глубину его правоты я поняла позже, пытаясь научить русских женщин испанским танцам. Сначала мне, испанской цыганке, казалось естественным, чтобы взрослый танцевал лучше ребенка. В Испании многие конкурсы фламенко выигрывают старухи. Они танцуют с чувством судьбы, с привкусом крови во рту, у них в каждом жесте столько пережитого, что выходящая следом молодая танцовщица кажется спортсменкой. Беда в том, что в России можно довольно точно вычислить, в какой момент прекращается пластическое развитие женщины – примерно в старших классах, с последней дискотекой. А ведь в интеллектуальном развитии Вы не останавливались.
Другой мир, другое мировоззрение.
Совсем отличное от нашего, русского. Старухи, говорите, выигрывают конкурсы? Ну, наши деревенские тоже поют и пляшут для фольклористов - когда охотно, когда уговаривать приходится. И в фольклорных конкурсах тоже участие принимают. Однако есть одно маленькое "но" во всём этом. Если в парадигме фламенко для старой испанки вполне естественно ярко нарядиться и пойти выдавать эротические потоки в танце, несмотря на седину, избыточный вес, пресловутый целлюлит, морщины и мозоли, и никому не придёт в голову её осудить, если она красиво двигается и выражает своим танцем то, что "цепляет" зрителей, то для традиционной русской культуры такое не то что нехарактерно - недопустимо. И не потому, что русские старухи не умели "петь с привкусом крови во рту" или забывали, как надо плясать. Моё общение с ними в экспедициях показало мне, что они, прежде времени состарившиеся от тяжёлой работы и неласковой судьбы, несут в себе неугасимый огонь вечной женственности - однако, в отличие от испанских сверстниц, старательно прячут его под сосудом, в точности по евангельской притче. Почему? А потому что "непристатно". (Об особенностях восприятия пожилого возраста у русских я уже немного писала.)
И дело тут не только и не столько в недопустимости демонстративной эротики в старшем возрасте. Можно подумать, русские люди не знали, что это такое и откуда берутся дети. Судя по тому, что нам даёт древнерусская литература и старообрядческий фольклор, многое из неё усвоивший, эротика и всё, связанное с активностью материально-телесного низа (в смысле М.М. Бахтина), ассоциировалось с культурно-маргинальным, "нехристиянским", а "нехристиянское" - это, по сути, то, что приближает человека к животному (младенец до крещения у старообрядцев читался "поганым", т.е. сакрально нечистым, подобно, например, собаке). Животное начало молчаливо признавалось в молодёжном общении - всё-таки так называемый русский народ был не глупее других и понимал, что без эротики не будет продолжения рода, а стало быть, необходимо, чтобы девки и парни как-то эти хтонические, хаотические энергии выражали. Хорошо известно, что во время праздничных хороводов и плясок молодёжи на улице где-нибудь рядом на брёвнышках рассаживались старухи, оглядывали нарядных девок и с рустикальной непосредственностью вслух обсуждали их стати, достоинства, умение двигаться и носить наряды - т.е. оценивали девушек именно с эротически-репродуктивной точки зрения. Даже старообрядцы, которые называли "мирские" песни "бесовской песнёй и пляснёй", для молодёжи всё-таки дели "скидочку" - строгость строгостью, но ходили девки и на поседки, и на игрища, и в карагоды.
Однако чем старше становился человек, тем больше должно было в нём становиться "християнского" и меньше - "бесовского", "животного". Это было достаточно наглядно выражено в субкультурах многих старообрядческих согласий и менее ярко у "никониян" (но тут многое зависело от локальных культурных традиций). Однако как бы там ни было, тенденция у русских была такова: "бесовская песнЯ и плясня" и даже открытые проявления эротики (вплоть до ритуального свального греха) - для неженатой молодёжи и - в меньшей степени - для молодых женатых пар, особенно по первому году; но чем больше тебе лет, тем больше животное должно редуцироваться в человеке, причём показательно. Те, кто не следуют этому пути, демонстрируют своё отклонение от "християнства" - иными словами, старухи, которые в дореволюционной деревне пустились бы плясать перед молодёжью на улице, рисковали бы прослыть чем-то вроде язычниц.
(У Тэффи есть замечательный рассказ "Явдоха". И хотя в нём речь идёт об украинцах, там, в сущности, показано именно то, о чём я говорю здесь: старуха, которую односельчане всё-таки уговаривают "поскакать", "прощается" перед иконой, поскольку совершает "непристатность", грех для своего возраста и статуса - пляшет в присутствии молодёжи, да ещё и с парнем:
И вдруг запросили все:
-- Бабка Сахфея, поскачи! Бабка Сахфея, поскачи!
Небольшая старушонка в теплом платке, повязанном чалмой, сердито отмахивалась, трясла головой -- ни за что не пойдет.
-- И чего они к старой лезут? -- удивлялись те, что не знали.
А те, что знали, кричали:
-- Бабка Сахфея, поскачи!
И вдруг бабка сморщилась, засмеялась, повернулась к образу.
-- Ну ладно. Дайте у иконы попрощаться. Перекрестилась, низко-низко иконе поклонилась и сказала три раза:
-- Прости меня, Боже, прости меня, Боже, прости меня, Боже!
Повернулась, усмехнулась:
-- Замолила грех.
Да и было что замаливать! Как подбоченилась, как подмигнула, как головой вздернула, и-их!
Выскочил долговязый парень, закренделял лапотными ногами. Да на него никто и не смотрит. На Сахфею смотрят. Вот сейчас и не пляшет она, а только стоит, ждет своей череды, ждет, пока парень до нее допрыгнет. Пляшет-то, значит, парень, а она только ждет, а вся пляска в ней, а не в нем. Он кренделяет лапотными ногами, а у ней каждая жилка живет, каждая косточка играет, каждая кровинка переливается. На него и смотреть не надо -- только на нее. А вот дошел черед -- повернулась, взметнулась и пошла -- и-их!
Знала старуха, что делала, как перед иконой "прощалась". Уж за такой грех строго на том свете спросится. )
Лена Эрнандес считает, что русских женщин ей трудно учить раскованности движений из-за того, что русской-де культуре присущи "застенчивость и целомудренность". Есть и это, но последний свой родной зуб даю, что Лена, по всему судя, не видела настоящей, аутентичной русской пляски. Не в застенчивости нашей культуры дело - а в том, что мы её, эту аутентичную культуру, хорошо и прочно забыли и забываем. Причин этого я сейчас касаться не буду - но, думаю, со мной многие согласятся.
Прочитав у Мявы в комментариях, что русская народная хореография не раскрывает то, что я у себя люблю обозначать как Дикую Женщину, я тут же за русский народ обиделась. Потому как доводилось мне наблюдать неоднократно то самое осуждаемое деятелями Церкви "многовертимое скаканье", за которое именно что надо "у иконы прощаться".
Много-много лет назад приезжал к нам на один из первых фольклорных фестивалей в Академгородке хор семейских из села Большой Куналей (Республтка Бурятия). Большой Куналей считается чем-то вроде образцово-показательного семейского села, в котором сохранились старые избы с традиционной росписью интерьера, предметы утвари, которыми пользуются в быту и старинные костюмы с золотошитыми кокошниками (в виде шапочки, натягиваемой на кичку с рогом), бусами из огромных янтарей и тяжёлыми полушёлковыми шалями.
Семейские считаются старообрядцами, но живут довольно открыто и "светски", если можно так выразиться. В особенном почёте у них песни - та самая "бесовская песнЯ", не без плясни, конечно. Покойный Дмитрий Викторович Покровский говорил нам, что русская проголосная, полифоническая песня сохранилась у русских среди казаков на Дону и у семейских Забайкалья. Я не этномузыколог, оставляю это утверждение на его совести - однако факт остаётся фактом: манеру семейских не спутать ни с какой другой.
Хор Большого Куналея состоял большей частью из женщин среднего возраста - дам крепких телом, коренастых, что подчёркивалось ещё и покроем их сарафанов (см. фото - взято отсюда) - преимущественно круглых, борёных поверху, подпоясываемых почти под грудью. Поверх пояса повязывается ещё фартук, верхняя часть которого служит своего рода внешним бюстгальтером.
Костюмы очень яркие, изумительно красивые, но женщины в них становятся похожи на колобки. Паче того: я заметила, что на худых женщинах семейский костюм сидит некрасиво, болтается как-то жалко - он рассчитан на ТЕЛО. И вот одна из песен хора как раз была про тело.
Было это в Доме учёных. Выплыли тётушки и немногочисленные дядюшки на сцену, выстроились полукругом, спели несколько песен. Хорошо спели, им горячо аплодировали - очень уж они живые и настоящие. А затем вышла вперёд весьма упитанная дама лет за пятьдесят, маленькая, весом килограммов под сто, в зелёном сарафане и розовой рубахе, в полушёлковой шали, классически повязанной "корабликом" поверх кички с рогом, в пудовых янтарях в три ряда, и запела плясовую:
Бо-ка мои, бока,
Толсты окорока...
Зал грохнул. А певица, немало не смутившись, подняла высоко правую руку и повертелась, чтоб все могли убедиться: бока присутствуют.
...Кому мои бока
Досы-та-а-ну-ты-ся! - подхватил хор.
Темп постепенно убыстрялся:
Кому мои бока
Доста-нут-ся -
Ивану-болвану
Нетё-о-санному.
Нетёсынныму
Да неболваненныму... - поющие всё больше входили в раж.
И тут произошло невероятное. Запевала вдруг топнула ногой в мягком сапожке, широко раскинула руки и... Полетела? Поплыла по кругу? Если б не облачка пыли, выпархивавшие из под её сапог, я бы поклялась, что она стремительно и плавно летит над досками сцены, делая ногами филигранные, тончайшие движения, ловкая, изящная, неудержимая, как ветер...
Зал взревел.
У Ивана, у болвана
Жена прядея была -
Что неделя, то куделя,
Что ни де-ень - сто кудель... - бушевал хор.
А плясунья неслась по сцене (или над нею?), лихо скругляя углы и занося своё грузное тело на разворотах с такой лёгкостью и грацией, как будто земное притяжение больше не имело над ней власти. То ли огромная, пёстрая бабочка, то ли жар-птица, то ли живой огонь, то ли поток полой воды, то ли всё вместе...
Как на этом мотовиле
Грибы выросли,
Грибы выросли,
Цыплят высидели.
Публика неистовствовала.
Когда песня кончилась, плясунье устроили бурную овацию с восторженным "у-у-у!" В этом "у-у-у" явственно слышались характерные басовитые ноты, какие начинают издавать мужчины, когда их нижняя чакра впечатлена.
На поклоны на авансцену выходила немолодая, некрасивая, толстая женщина, которую без малого тысяча человек дружно обожали.
![Click to see how many people are online Невоенное. О русской хореографической пластике и русском эросе](http://whos.amung.us/cwidget/lrmmxjagvah0/28903afff200.png)