Невыполнимые советы
ex0rtodox — 31.10.2024Правильные слова часто оказываются бесполезными. Не потому, что они искажают истину, а в силу своей вторичности. Они – как ответ, подсмотренный в конце задачника. Человек знает, но что толку от этого знания, когда он по-прежнему остаётся непричастным к тому, ради чего создавалась книга?
От верующих часто приходится слышать правильные слова – в частности, слова о любви к ближнему и к Богу, но когда эти слова звучат на фоне постоянной печали или хронических проявлений гнева или обиды, понимаешь, что это не более чем слова. В исламском мире мистики сравнивали любовь с пугливой ланью: это действительно очень тонкое переживание, и любая тень более сильной эмоции закрывает её как туча – солнце.
В Новом Завете есть откровение о необходимости любви на Пути. Вспомним: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий». Или: «…законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим… вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя…»
Такова истина, но практически никто из пастырей не ответит на вопрос, как возможно достичь не то что любви к Богу, а даже любви к ближнему или к самому себе. Всё очень просто: церковь живёт директивами, и от этого их невыполнимость не бросается в глаза. Если хочешь спасения, ты должен – одно, другое, третье… Человеческое эго устроено так, что к любому «должен» возникает сопротивление. И преодоление, борьба вызывает ещё большее напряжение, и, соответственно, гнев, который, будучи невыраженным, находит себе другие каналы для сброса, и тут уж ни о какой любви к ближнему или к себе и речи и быть не может.
Любовь к Богу оказывается ещё менее реальной. Невозможно полюбить невидимое, предмет веры. В крайнем случае можно влюбиться в вымышленный образ, но это не будет любовью к Богу – это будет любовь к идее, к продукту деятельности собственного ума. При этом можно даже испытывать эйфорию или сильные эмоции, но всё это будет лишь искусственная экзальтация. Чтобы любить Бога, нужно Его ощущать. И это всего лишь первая, самая простая и очевидная трудность. Есть и менее очевидные, но ещё более непреодолимые.
Поэтому дело не в справедливости или несправедливости истин Евангелия. Дело в том, что даже реализация заповедей представляется невыполнимой вне Пути. Нужны нюансы, знание и опыт. Одной только верой тут не обойтись.
|
</> |