Нетуристический Харьков. Улица Гольдберговская
gatta_bianka — 11.11.2021
Еще одна негламурная улица города расположилась сразу в двух
исторических районах города - Москалевке и Леваде, между улицей
Москалевской и проспектом Гагарина. Изначально и довольно долгое
время она называлась Заиковской, так ее называла моя бабушка и
местные харьковчане ее возраста. Название было связано с небольшой
пригородной слободой Заиковка, где к началу ХІХ века насчитывалось
всего 97 домов. В начале ХІХ века на Заиковке селились в
основном мясники и торговцы живностью, вытесненные из центра города
на окраины, с середины века здесь появляются ремесленники, а позже
и рабочее население, «заводской» люд. С 1968 года до ноября
2015 улица была переименована в "1-й Конной армии" (в память
о С.М. Буденном), а в 2015 году в связи с декоммунизацией сочли
название Заиковская не очень пафосным и переименовали в
труднопроизносимое - Гольдберговская.
Гольдберги — пять братьев — купцов 2-й гильдии проживали с
конца ХІХ века на Москалевке. Они имели в Харькове несколько
магазинов, их дела шли успешно. В 1886 году они основали фабрику
(впоследствии лакокрасочный завод). Григорий Гольдберг в 1903 году
стал купцом 1-й гильдии, а затем и председателем городского
купеческого товарищества, был членом Харьковского
благотворительного общества. Именно ему принадлежит инициатива
возведения церкви по Заиковской улице на благотворительных началах,
его взнос составлял 10 000 руб. Жена купца, Мария Семеновна,
подарила городу участок земли для строительства храма. Существует
версия, что храм назван в честь трех святителей — Василия
Великомученика, Иоанна Златоуста и Григория Богослова — потому, что
братьев Григория Гольдберга звали Василием и Иваном.
Эта церковь, пожалуй, самая большая достопримечательность улицы
Гольдберговской.
Проект храма выполнил архитектор М.И. Ловцов в 1907 году, но из-за
его смерти достраивал храм в течение последующих семи лет
архитектор В.Н. Покровский, а роспись интерьера выполнил известный
петербургский живописец Алексей Соколов, ученик И.Е. Репина и В.А.
Серова. Непосредственно руководил строительством храма инженер М.И.
Небель.
Отличительной особенностью этой церкви являются звезды Давида рясно
расположившиеся на фасаде. Вроде таково было пожелание выкрещенного
еврея Гольдберга архитектору по поводу дизайна храма.
В западной части улицы, недалеко от пересечения с Москалевской, в
1913 году по проекту архитектора В.А. Эстровича был построен
особняк купца Г.О. Гольдберга (дом №104) — своеобразное,
отличающееся от прочих харьковских особняков здание, решенное в
мавританском стиле. Но я его не фотографировала, т.к. шла по этой
стороне улицы.
В 1901 году для того же хозяина была построена «краскотерка и
мыловарка» (дом №106; архитектор А.М. Гинзбург); в столичный период
здание занимал Основянский районный клуб ЛКСМУ «Молодой большевик»;
позже здесь работал лакокрасочный завод «Красный химик», который в
1960 году был закрыт.
Дом №77 построен в 1914–1915 годах по проекту И.И. Загоскина для
Заиковского «сложного» училища; ныне здание занимает колледж
транспортных технологий, а перед тем в нем размещались военные
казармы. В этом районе улицу Гольдберговскую пересекает
ул. Грековская, здесь заканчивается Москалевка и
начинается привокзальний район - Левада.
Машинам тут всегда мало места, ездят по трамвайным путям, паркуются
на тротуарах - в порядке вещей.
Дома местами подреставрированы. Но все равно жить в них ад - гремит
под окнами трамвай и снует куча машин.
Как и на Москалевке, на Леваде все чаще можно увидеть наступление
гламура и прочей цивилизации на устоявшиеся веками традиции)).
Почта.
Смешно выглядят вывески о титулованном дизайне с эталонной
безопасностью посреди захолустья).
Домик рядом с Маздами.
А эти дома, что поближе к вокзалу Левада немного подремонтировали,
с фасадной части.
И тут же какой-то сюрр - параллельная дорога-улица.
Машинка тут хорошо для масштаба вписалась.
Мост через ЖД пути.
Вдалеке виднеются небоскребы проспекта Гагарина).
В самом начале улица Гольдберговская по Левадскому путепроводу
пересекает железную дорогу, соединяющую ж-д. станцию Основа с
пригородной ж.-д. станцией Харьков-Левада. Этот путепровод был
построен в 1911 году, во время войны был разрушен, а затем
восстановлен в несколько измененном виде. Тупиковая станция
отправляет пригородные поезда до станций: Безлюдовка, Граково,
Балаклея, Золочев, Савинцы, Изюм, Лиман, Люботин, Мерчик, Основа,
Терновое, Шебелинка. До 2015 года отсюда можно было уехать еще в
Донецк и Дебальцево. В 80-е годы я с братом так когда-то до Жданова
(Мариуполя) и проехалась на электричках с этого вокзала.
Вид в другую сторону от моста. Сам вокзал сейчас по-современному
отремонтирован, вечером красиво подсвечивается.
Опять видны новострои с проспекта Гагарина и если очень хорошо
присмотреться, то и
новый магазин Класс.
Самое начала Заиковской (Гольдберговской, 1й конной армии).
А это уже домики проспекта Гагарина.
Вот такой наш город.