Как женские брюки проникли в нашу жизнь
eho_2013 — 04.09.2025
Отвлечемся от роковых вопросов современности, на что-то более
приятное, например, на женскую моду.
Женщина в брюках? Это давно кажется вполне естественным и даже
скромным нарядом. Во всяком случае, не только на производстве или
на стадионе, но и в аудитории института, в офисе, в больнице, в
ресторане и даже в оперном театре женщина в брюках никого не
шокирует. Но так было далеко не всегда. Еще в 1870-х годах брюки
были для большинства женщин в европейских странах большой экзотикой
(это на Востоке брюки зачастую входили в ансамбль национального
костюма женщин и никого не возмущали при общей строгости
нравов).
Дамам в обыденной жизни полагалось выглядеть так:

Моды 1874 года: платье для визитов, бальное платье, домашнее платье
и т.д. И обязательно пышная юбка, талия, затянутая в корсет, и
сзади тюрнюр...
Брючки допускались лишь в купальных костюмах и на самых юных и
стройных дамах. Но это был именно купальник и ничто другое, шагнуть
в таком наряде чуть дальше полоски прибрежного песка было бы полным
неприличием.
Даже если дама скакала на лошади, она наряжалась не в брюки, а в
"амазонку" с пышной юбкой, садилась на дамское седло бочком и
свешивала ножки на одну сторону.

Но в жизнь все более активно вторгалось новое, например, увлечение
велосипедами. И дамы не хотели отставать от своих кавалеров. Как же
юбки мешали им в этом увлечении!

Велосипедная прогулка в 1887 году. Насколько дамский велосипед
отличается от мужских!
Дамы все больше увлекались велосипедами, а велосипеды становились
все более похожими на современные. И в конце концов
представительницы прекрасного пола их оседлали.
И начались проблемы! Длинную юбку затягивало в цепь или закручивало
в спицах, и с несчастными велосипедистками случались аварии. Жизнь
потребовала наряд с брюками для катания. Но поначалу брючки все же
стыдливо скрывали.

Костюм для велосипедной езды начала 1890-х годов. На даме
брюки-бриджи, которые прячутся под юбкой, достаточно короткой,
чтобы не попадать в цепь. Краешек брючины можно увидеть только в
случае, если ветер приподнимет подол тяжелой твидовой юбки.
Отдельные раскованные дамы вскоре юбочку отменили и стали кататься
без нее, прямо в бриджах:

Это было вызовом обществу, но у отважных велосипедисток нашлось
много сочувствующих, и они осмелели.
Дамы-эмансипе стали позволять себе брюки даже в отсутствие
велосипеда... Правда, это были скорее юбки-брюки, но и для них
требовалась неописуемая смелость. В 1897 году в Оксфорде, в
ресторане одного из отелей дамы из высшего света давали банкет
своего клуба. Джентльмены также были приглашены, сервировка
казалась изысканной, меню подобрано со вкусом, и все, казалось бы,
обещало безупречный вечер, но... Все дамы прибыли в брюках!
Джентльмены были скандализованы, весть о происшествии проникла в
газеты и разлетелась по миру. Но другие дамы не ужаснулись, а стали
то тут, то там подражать англичанкам.

Брюки прикрыты полами плащей, но они на дамах есть!
Вот как элегантно можно приподнять ножку, если ты в
брюках!

Наличие брюк, по крайней мере на даме в центре группы, уже не
вызывает сомнений.
В начале 20 века брюки на дамах становятся все более похожими
именно на брюки, а не на юбку. Можно было нарядиться вот так:
Или вот так:

Вот еще одна дама в брюках, и можно рассмотреть ее наряд с разных
сторон:

Она же стоя...

Она же с приподнятой ножкой...
Все поняли, как этой даме удобно жить без корсета и в брюках.
Удобно ходить, нагибаться, поворачиваться. Революцию в моде,
обусловившую отказ от корсета и введение в дамский гардероб брюк,
провел французский модельер Поль Пуаре.

"Король парижской моды" начала 20 века Поль Пуаре. Хороший человек.
Приезжал в Москву, восхищался ее красотой, читал лекции о модных
тенденциях во Франции...
Но и российские кутюрье не уступали...
Под впечатлением проходивших в Париже "Русских сезонов" Дягилева
Пуаре в 1911 году создал принципиально новый женский
брючный костюм - свободные брюки, схваченные у щиколоток на манер
шароваров, и сверху - удлиненная кофточка типа туники или кимоно,
прикрывающая все "проблемные места". Русский балет был в такой
моде, что и предложенные Пуаре модели, хоть и вызвали скандал,
стали очень популярными (и смотрятся даже век спустя вполне
современно).
Модели Пуаре, в том числе и брючные ансамбли, во многом определили
стиль времени, которое называют "бель эпок" ("прекрасная эпоха"), и
повлияли на развитие моды во всем мире, в том числе и в России.

Еще одна модель Пуаре (тоже выглядит довольно актуально)
В салоне Поля Пуаре одевались не только французские
аристократки и актрисы, но и русские княгини, балерины и жены
российских фабрикантов. Впервые в Москву «реформированные» наряды
Поля Пуаре привезла Анна Николаевна Бурышкина, жена наследника
богатейшего «Товарищества мануфактурных товаров А. В. Бурышкина». В
своей книге «Москва купеческая» её супруг П.А. Бурышкин вспоминал,
что она надевала их «к некоторому смущению тех, к кому мы ездили в
гости». Еще не все москвичи были приучены к новой моде.

Рекламный плакат Пуаре, созданный на основе картины Жоржа Лепапа
"Дениза Пуаре на балу "1002-я ночь".
Зинаида Гиппиус, портрет работы Льва Бакста
Все же были и в России свои фанатки брюк, скорее не в Москве, а в
Петербурге, среди столичной богемы. Увы, богемная жизнь в России
вскоре кончилась и началась революция. Новые веяния заставили
девушек надеть мужскую одежду, и судя по всему, они неплохо себя
чувствовали в солдатских галифе.

Женский ударный батальон, 1917 год
А уж про девушек-красноармейцев и говорить нечего! Свобода!

1919 год... Форма - полный унисекс
Пролетариат тоже не отставал!

Девушки-шахтеры
Тем временем в Париже безудержная фантазия Пуаре привела его
к краху. Интерес к роскоши в середине 1920-х годов прошел, на смену
изысканно-утонченным нарядам пришли прагматичные деловые костюмы.
Модели кутюрье стали казаться чересчур вычурными, а он не смог
приспособится к демократизации моды. Однако такой предмет как
женские брюки взяла на вооружение новая королева моды - Коко
Шанель, считавшая. что женщина должна быть одета прежде всего
удобно.
Шанель в сконструированных ею брюках
Немало славе женских брюк поспособствовала такая звезда, как Марлен
Дитрих. В 1930-х годах Дитрих снялась в кино в мужском костюме,
напоминающем тот, что носил ее любовник, русский шансонье Александр
Вертинский. После этого дамы принялись активно подражать ее стилю,
а для нее самой брюки стали необходимой деталью
гардероба.
Так женские брюки отвоевывали одну позицию за другой, пока
окончательно не добрались до вершины модного Олимпа.


Брюки 1940-х, в основном рабочая одежда...
А у нас в 1940-х были свои нюансы...

Снайпер Кира Петровская

Но и тогда юбки казались предпочтительнее...
К 1950-м годам это был уже более, чем распространенный предмет
гардероба каждой современной женщины. Но все же в их использовании
еще существовали некоторые ограничения. Были места и мероприятия,
где женские брюки считались неуместными. Дресс-код...

Одри Хёпберн, 1954
Через пару десятилетий женские брюки одержали полную и безусловную
победу. И с тех пор только укрепляют свои позиции.

Знаменитая Твигги, стиль "гарсон" от Коко Шанель, конец
1960-х...

Клеша' 1970-х

"Бананы" 1980-х...
И понеслось...