Несостоявшийся идеал

топ 100 блогов adelgeim10.05.2010 Века формировали в Церкви идеал подвижника, ушедшего из «мира» во имя личного совершенства и единения с Богом: монаха, пустынника, столпника, юродивого. На второй план отодвинулась не менее важная задача – преображение жизни христианского общества. (Притча о закваске). Эта задача в Церкви так и не состоялась. Социальное служение и забота о «ближнем» стали уделом частной инициативы. В результате монашеский идеал оттеснил задачу спасения «в миру», возможную:
1.через жизнь в семье: «Спасётся через рождение детей, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1Тим.2, 15)
«Вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним» (Деян. 2:39).
2. через служение любви: «Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов» (Гал.6, 2).
3. через жизнь в общине: «Все же верующие были вместе и имели всё общее» (Деян.2:44). «Вы свет миру, вы соль земли».
В Церкви не сложился идеал «спасения в миру». Семейная жизнь не получила признания в качестве альтернативного пути к Царству Божию, равноценного монашеству. Не сложился лик святых, осуществивших идеал семейной жизни. Скудна церковная литература о подвиге в семье и браке.
Церковный Устав создавался только для жизни в монастыре.
За неимением другого, христианам, живущим «в миру», был положен устав, созданный в монастыре для монахов. В приходской общине, объединяющей христианские семьи, за тысячу лет не сложился устав храмовой жизни. Церковная община, Приход оказались обделёнными вниманием. Церковное созидание до сего дня игнорирует приходскую жизнь, хотя вся церковная жизнь практически существует именно в этой форме. Монашеская жизнь в наши дни экзотична и приносит скудные плоды.
1.Богослужение создано для монастыря и до сих пор не приспособлено к условиям приходского храма. Его время и чин нарушаются в каждом храме по-разному. Исполнить Устав богослужения, поста и праздников без искажений невозможно в принципе. Можно было бы внести разумные изменения. Но никто не берёт на себя ответственность. Искажения оказываются предпочтительнее продуманных изменений.
2.Пост установлен для монастыря. Предписания Устава о посте в приходской жизни выполнить невозможно, и они нарушаются всеми. Например, грудные младенцы не постятся, поскольку не имеют другой пищи кроме материнского молока. Жития святых указывают образец совершенства в отказе младенца от материнской груди по средам и пятницам. А как быть с семинедельным постом? Нарушать невыполнимые требования, каяться и снова нарушать? Или установить требования, выполнимые для «мирян» в соответствии с возрастом, полом и особенностями (например, беременностью), социальным положением и условиями труда?
3.Регламентация одежды, трапезы, возжжения свечей, колокольного звона, бесед и деятельности существует только для монашеской общины. Приходскую жизнь формально приспосабливают к монашеской, но она не становится и не станет таковой, зациклившись на юбках и платочках.
4.Молитвенное правило и время молитвы, последование ко Причащению, поклоны и бдения – исходят из монашеского Устава, игнорирующего брак, семью, детей и особенности семейного быта.
5.В 16 в. спор о монастырском имуществе выявил расхождение двух образов жизни. Преп. Иосиф Волоцкий отстаивал монастырское хозяйство, как средство социального служения: просвещения, благотворения и проч. Преп. Нил Сорский видел задачу монашества в личном подвиге. В романтике монашеского идеала общие симпатии остались на стороне преп.Нила, а церковная практика своеобразно реализует идеи преп.Иосифа.
6.В наши дни разошлись задачи монастырской и монашеской жизни, сохраняя двойственность в понимании монашеского служения. Чёрное духовенство преимущественно живёт не в монастыре, а на приходах и епархиях, ориентируя прихожан на монастырские идеалы и жизненный уклад, не отвечающий практическому образу их жизни. Народ придаёт монашескому руководству больший авторитет даже в проблемах семейной жизни и воспитании детей.
Монашеские требования предъявляются христианам в качестве нормы, которая заведомо не выполнима в «миру» и предполагает неизбежные нарушения. Такое положение ведёт к унынию или отрицанию безнадежной задачи.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Потому что один русский народ с Украины занимается терроризмом, убивает гражданских людей целенаправленно не имея при этом военных целей. А то нам трындели что там один народ живет, который не отличается с намеком что они встанут на сторону России. А вот не встали и от того что этнос ...
В наше время вошло в моду, как только автор эстрадной песни из трёх аккордов услышал один из них у кого-нибудь в другой композиции, так сразу кричит, мол, плагиат → На мой взгляд, о плагиате можно вести речь только в случае полного копирования, или хотя бы не менее 80 процентов, ...
Всем привет! Возник такой вопрос. Как можно вывезти за границу (конкретно интересует Турция) лекарство из "красного" списка? Собираемся в отпуск, а старший сын регулярно принимает по назначению врача противосудорожный препарат Кеппра. Прием утром и вечером, пропускать нельзя. Как ...
В последнюю пятилетку в мире наблюдается бум специфического интереса, или точнее сказать: патологического влечения властей к CBDC (Central bank digital currency, Цифровая валюта центрального банка)*. Подозрение в патологии возникает в виду резонного вопроса: чем государственным властям и ...
А.И. Шингарёв. Вымирающая деревня. 1907. С. 139: "Грудных детей носят не очень аккуратно и не все матери готовы носить детей почаще, на указания большой опасности летней поры для самых маленьких детей, большую смертность их в это время сльшатся и до сих пор иногда пророческие ответы ...