Несостоявшийся идеал
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
1.через жизнь в семье: «Спасётся через рождение детей, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1Тим.2, 15)
«Вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним» (Деян. 2:39).
2. через служение любви: «Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов» (Гал.6, 2).
3. через жизнь в общине: «Все же верующие были вместе и имели всё общее» (Деян.2:44). «Вы свет миру, вы соль земли».
В Церкви не сложился идеал «спасения в миру». Семейная жизнь не получила признания в качестве альтернативного пути к Царству Божию, равноценного монашеству. Не сложился лик святых, осуществивших идеал семейной жизни. Скудна церковная литература о подвиге в семье и браке.
Церковный Устав создавался только для жизни в монастыре.
За неимением другого, христианам, живущим «в миру», был положен устав, созданный в монастыре для монахов. В приходской общине, объединяющей христианские семьи, за тысячу лет не сложился устав храмовой жизни. Церковная община, Приход оказались обделёнными вниманием. Церковное созидание до сего дня игнорирует приходскую жизнь, хотя вся церковная жизнь практически существует именно в этой форме. Монашеская жизнь в наши дни экзотична и приносит скудные плоды.
1.Богослужение создано для монастыря и до сих пор не приспособлено к условиям приходского храма. Его время и чин нарушаются в каждом храме по-разному. Исполнить Устав богослужения, поста и праздников без искажений невозможно в принципе. Можно было бы внести разумные изменения. Но никто не берёт на себя ответственность. Искажения оказываются предпочтительнее продуманных изменений.
2.Пост установлен для монастыря. Предписания Устава о посте в приходской жизни выполнить невозможно, и они нарушаются всеми. Например, грудные младенцы не постятся, поскольку не имеют другой пищи кроме материнского молока. Жития святых указывают образец совершенства в отказе младенца от материнской груди по средам и пятницам. А как быть с семинедельным постом? Нарушать невыполнимые требования, каяться и снова нарушать? Или установить требования, выполнимые для «мирян» в соответствии с возрастом, полом и особенностями (например, беременностью), социальным положением и условиями труда?
3.Регламентация одежды, трапезы, возжжения свечей, колокольного звона, бесед и деятельности существует только для монашеской общины. Приходскую жизнь формально приспосабливают к монашеской, но она не становится и не станет таковой, зациклившись на юбках и платочках.
4.Молитвенное правило и время молитвы, последование ко Причащению, поклоны и бдения – исходят из монашеского Устава, игнорирующего брак, семью, детей и особенности семейного быта.
5.В 16 в. спор о монастырском имуществе выявил расхождение двух образов жизни. Преп. Иосиф Волоцкий отстаивал монастырское хозяйство, как средство социального служения: просвещения, благотворения и проч. Преп. Нил Сорский видел задачу монашества в личном подвиге. В романтике монашеского идеала общие симпатии остались на стороне преп.Нила, а церковная практика своеобразно реализует идеи преп.Иосифа.
6.В наши дни разошлись задачи монастырской и монашеской жизни, сохраняя двойственность в понимании монашеского служения. Чёрное духовенство преимущественно живёт не в монастыре, а на приходах и епархиях, ориентируя прихожан на монастырские идеалы и жизненный уклад, не отвечающий практическому образу их жизни. Народ придаёт монашескому руководству больший авторитет даже в проблемах семейной жизни и воспитании детей.
Монашеские требования предъявляются христианам в качестве нормы, которая заведомо не выполнима в «миру» и предполагает неизбежные нарушения. Такое положение ведёт к унынию или отрицанию безнадежной задачи.