Несостоявшаяся замена «Шишиги»
picturehistory — 08.02.2024
Для советского автопрома ГАЗ-66 был во многом прорывным автомобилем: первый с двигателем V8, первый с самоблокирующимися дифференциалами и самый энерговооруженный среди отечественных грузовиков. Тем не менее недостатков у машины также хватало. Среди них тесная, неудобная кабина, низкая грузоподъемность и прожорливый карбюраторный двигатель. В общем в конце 1970-х стало очевидно, что «шишига» нуждается в серьезной модернизации...
Грузовик мог служить как шасси для различного оборудования
В 1980 году Главное автобронетанковое управление утвердило техническое задание на новый армейский 2-осный автомобиль грузоподъемностью 2500 кг и дизельным двигателем мощностью не менее 120 л.с. Всего через год в рамках этого проекта появился первый прототип проиндексированный как ГАЗ-3301.
Он сохранил схожую с предшественником компоновку с кабиной над двигателем и шасси со всеми ведущими односкатными колесами. При этом в основании машины конструкторы заложили новую раму с лонжеронами переменного сечения к которой на удлиненных рессорах были подвешены усиленные ведущие мосты. Спереди располагался совершенно новый рядный 6-цилиндровый дизель воздушного охлаждения ГАЗ-542. Он развивал 125 л.с. и на 120 Нм превосходил старый мотор по показателю крутящего момента и имел улучшенную на 30% экономичность.
Двигатель ГАЗ-542
Двигатель был состыкован с полностью синхронизированной 5-ступенчатой коробкой передач и новой 2-ступенчатой «раздаткой» с повышающей передачей. Для успешного пуска в холодную погоду мотор оснастили штатным предпусковым подогревателем, способным обеспечить запуск двигателя при температуре до -50°C.

ГАЗ-3301 получил новую бортовую платформу с ровным полом без надколесных ниш и со специальными петлями для крепления кузова. Но главное автомобиль обзавелся более просторной и теплой кабиной с пластиковой приборной панелью, нормально установленным рычагом переключения КП и тумблером управления электропневматической системы переключения режимов работы трансмиссии. Более того новая угловатая кабина со сдвоенными секциями лобового стекла предусматривала возможность установки дополнительного бронирования.
Особое внимание газовцы уделили шинам. Поначалу они экспериментировали со штатными колесами от ГАЗ-66 и ЗИЛ-131, но к началу испытаний в 1984 году, в НИИ шинной промышленности были разработаны новые радиальные шины КИ-113 размерностью 12,00-20, которые обладали меньшим сопротивлением качению и более высокой проходимостью. Собственно они и были использованы в итоговом варианте машины.
В серию не пошел

На выходе получился весьма достойный 2-осных грузовик, который по всем показателям превосходил ГАЗ-66. В 1986-1987 годах он успешно прошел все испытания и был рекомендован к серийному производству. Однако к тому времени страна переживала тяжелейший кризис и на ГАЗ-3301 финансирования попросту не нашлось.
См.также:
Машины из нашей истории. Музей ГАЗа
Самый массовый советский грузовик, модификации которого видел далеко не каждый
ГАЗ-33, самый большой «газон»
Тест-драйв ГАЗ-АА: героическая «полуторка»
Полторы тонны пустых хлопот: советские предшественники «Газели»
В Телеграм!|
|
</> |
ТТГ норма у женщин: как подготовиться к анализу крови и избежать ошибок
ЧЕТВЕРГ
Ведьмино зелье
Торжественный банкет в Пекине в честь государственного визита королевской четы
"Герои штурма Зимнего"
ТАК ПОТИХОНЕЧКУ И ПРОЖИВАЕМ ЭТУ НЕНАСТНУЮ ОСЕННЮЮ ПОРУ!!!
Ах, ты, Лахта!
Фуриёнок
Обложки журнала «The New Yorker» 1931 года

