рейтинг блогов

Несколько мыслей о развитии фототехники

топ 100 блогов podakuni09.01.2013 Несколько мыслей о развитии фототехники

Всё руки никак не доходили, но написать о развитии фототехники уже давно хотел. Скорее этот текст даже для себя. Чтобы упорядочить свои мысли и соображения на тему фототехники, текущего состояния дел в этой индустрии и тенденций развития, как мне они видятся. Сразу хочу сказать, что можно смело называть этот пост "оналитега, ога", потому что я не претендую на какие-то сокровенные инсайдерские знания и глубокий анализ темы. Скорее это просто моя точка зрения, основанная на наблюдениях и общении с производителями фотооборудования, которой я сейчас делюсь с вами. Кстати, если есть что добавить, дополнить или возразить — то пишите свои комментарии.


1. Текущее состояние дел

Не секрет, что сейчас область индустрии, занимающаяся производством фототехники, входит в новую, острую фазу своего собственного кризиса. И это помимо обязательного участия в общемировом кризисе, который пока никуда не делся. Ну, с общемировым-то всё понтяно, тут всё везде примерно одинаково. А что же за кризис у тех, кто выпускает фотоаппараты? А у них — перманентное падение продаж уже который год. Ссылка первая попавшаяся, она про исследования этого вопроса в UK, но по всему миру дела обстоят примерно одинаково, как я понимаю. Сейчас даже называют новые пугающие цифры, что-то типа таких: падение на 30% от общего числа проданных камер, причём, наиболее активно падают продажи мыльниц — относительно недорогих камер, на которых делались основные деньги.

Что же произошло? Отчего рынок рухнул? Ведь снижение продаж на 30% это — обвал. Цунами? Тайфун? Неурожай? Нет. На самом деле, ничего необычного — самый прибыльный для производителей сегмент фототехники уже в течении продолжительного времени заполняется... смартфонами. В общем, это тоже не открытие. Но только, видимо, не для руководителей компаний, выпускающих фототехнику. Впрочем, фотооборудование в промышленных масштабах делают в основном японские компании: Canon, Nikon, Sony, Panasonic, Olympus, Fujifilm, Pentax — никого не забыл?.. Исключение здесь только корейский Samsung. Ах, да, ещё же "немецкая" Leica! Но это подразделение Panasonic, насколько я понимаю, причём погоды оно на рынке не делает. Мало ли как там всё в этих компаниях устроено? Может быть, там есть свои неписанные бушидо руководства? Типа, если есть ошибка босса, то всем надо делать вид, что её нет. А когда этого делать по объективным причинам уже не получается, то всем нужно встать и сделать сеппуку.

В любом случае, как бы там ни было, мы сейчас видим, как рынок фототехники меняется прямо на наших глазах. Причём, что характерно — меняется он извне. И делают это игроки, которые вообще и не думали даже на этот рынок заходить (Apple, Google, Samsung и другими грандами смартфоностроения). А основные игроки уже который год сидят на жопе ровно и смотрят на ситуацию, не предпринимая никаких очевидных действий. Впрочем, тут тоже не всё ясно — японские компании славятся своей закрытостью. Может, они как те же самураи — копят сейчас ярость... А потом ка-а-ак выхватят меч! Как разрубят противника с головы до пят одним быстрым и отточенным движением! Охой! Не знаю, не знаю... Но что-то мне подсказывает, что, увы, все не так. А скорее всё как в предыдущем абзаце — босс не прав, но никто не может ему на это указать. И поэтому все гордо терпят убытки. А тут ещё и стихийные бедствия тоже подпортили картину: землетрясение и цунами в Японии в марте, наводнение в Таиланде осенью.

В общем, если делать краткие выводы о состоянии дел на рынке фототехники, то он будет выглядеть примерно так: люди больше не хотят покупать мыльницы, которые приносят основной доход производителям фотооборудования, потому что есть смартфоны, которые снимают примерно так же, но ещё и обладают дополнительными потребительскими свойствами, делающими их более выгодным приобретением в глазах потребителей. Эта ситуация стабильно развивается уже не один год. И при этом, адекватной реакции со стороны производителей фотоаппаратов просто никакой нет.

Фотоиндустрия прозевала пинок от смартфонов и сейчас находится в некоем нокдауне. И что самое интересное, похоже, что это не последний такой удар: Kodak распродала свои патенты Apple, Google, Facebook и Microsoft. Понятное дело, что у Kodak не все патенты о фотографии, очень много там и других вещей, которые даже к изображениям прямого отношения не имеют. Но есть и огромный пласт патентов, связанных именно с фотоделом. Кто их выкупил? Фотопроизводители? Нет. Их выкупили те, кто ранее дал хорошего пинка традиционному рынку фотооборудования. Как вы думаете, они заплатили за эти патенты для того, чтобы повесить их в рамочах на стене и любоваться ими? Хи-хи, в этом месте что-то мне подсказывает, что скоро будет ещё один удар, который традиционных производителей фототехники сможет из нокдауна послать уже в нокаут. Ососбенно это касается тех, кто наиболее слаб. А такие монстры как, например, Canon, у которого в структуре прибыли фото- видеоподразделения занимают только ~20%, конечно выстоят. Но сладко не будет никому, это очевидно.

2. Направления развития
Итак, лично мне ясно виден крен современной фотоиндустрии. Возможно, конечно, что чего-то не знаю и поэтому сильно ошибаюсь. Но, как я и говорил в начале этого поста, я не претендую на абсолютную истину, здесь лишь моё видение текущей ситуации. Ну, а если исходить из того, что я описал выше, то какие тут возможны направления в развитии фототехники? Какие, не побоюсь этого слова, тренды?
  • Во-первых, разумеется, самая очевидная вещь — социализация фотографии. С самого начала фотография несла в себе этот компонент, но никогда ещё ранее он не был столь востребован. Смотрите сами: Facebook, ВКонтакте, Twitter и даже, прости-господи Одноглазники, так далее и тому подобное. Всё это — бурно развивающиеся социальные сети, которым нужны фоточки, фоточки, фоточки! Много фоточек! И, конечно же, аватрки разные и красивые. Стремительное развитие связи и IT-техногоий вкупе с удешевлением и упрощением работы с цифровой фототехникой, привело к тому, что теперь-то уж точно проще один раз показать, чем сто раз описывать что-то!

  • Во-вторых, вполне очевидный давний тренд — гибридизация оборудования. Мало кому сейчас интересно таскать отдельно фотоаппарат, отдельно телефон, плюс к ним ещё аудиоплеер, кинопроигрыватель, видеокамеру и компьютер для выхода в Сеть. Те времена, когда все карманы и сумки были забиты разными гаджетами, всё дальше и дальше от нас... Время летит, и те люди, которые родились в год, когда на экраны вышла первая "Матрица", уже получают собственные паспорта! Уж им-то совсем не понять — зачем так много разных девайсов, когда можно обойтись одним-двумя?! Особенно гибридизация актуальна в нашем вопросе в плане такого соединения: фотоаппарат + выход в Сеть + фотоальбом для показа отснятого.

  • В-третьих, тоже, на мой взгляд, очень заметный тренд — внимание к эстетическим составляющим фотографии. Тут два момента:
    Дизайн устройств. С этим всё более или менее понятно. Традиционно дизайн выходил на сцену в тех ситуациях, когда продажи шли ни шатко, ни валко. Лет пять назад почти все камеры выглядели как Большая Чорная Зеркалка (БЧЗ). Снимает? Ну и ладно. А как фотокамера при этом выглядит, да и удобно ли ей пользоваться — дело было десятое. Однако, сейчас уже этот номер не проходит. Во многом, благодаря, кстати, одной фруктовой компании, которая в фотодело даже вроде и не лезла, и в которой всегда уделяли много внимания дизайну продукции, вне зависимотсти от продаж. Кстати, подобным отношением может похвастаться ещё и Sony — там тоже всегда дизайну оказывали должное внимание.

    Эстетическая составляющая снимков. Тут всё сложнее. Чёткого понимания и каких-либо вменяемых критериев относительно эстетической составляющей снимков нет, да и вряд ли они могут быть. Но социальная фотосеть Instagram очень наглядно показала, что людям не так уж важно техническое совершенство снимков, как это ни пародоксально. Оказались не так нужны все эти супер-пупер мегапиксели, невообразимые динамические диапазоны, звенящая резкость микроконтрасты, детализации, бокех и всё остальное, на что так любят остервенело дрочить завсегдатаи фотофорумов. Выяснилось, что фото, чтобы оно нравилось людям, может быть сделано хоть на мобильник, при условии, что оно будет обработано магическими фильтрами, уводящими изображение от голой технической правды жизни в сторону эстетически приятных сочетаний цветов и контрастов.

  • В-четвёртых, относительно новый тренд, но уже довольно активный — это всё большую роль играет программная составляющая фототехники. То есть, аппаратная часть, несомненно, по-прежнему важна, но программная часть начинает играть всё большую роль. Происходит примерно то же самое, что мы видели в сфере мобильных телефонов, когда там был переход от сугубо аппаратных решений к программно ориентированным. Сейчас хороший смартфон — это не столько железо, сколько софт. И именно в области софта сейчас происходят основные сражения за клиентов и их деньги. Вот приблизительно то же самое начинается сейчас и в фототехнике.

  • В-пятых, один из мощных трендов — это специализация фототехники. Никого сейчас не удивляют, например, джипы и спорткары, верно? Ведь если придётся говно местить — то нужен джип. Но если жарить по безлимитному автобану — нужен будет спорткар. Это принципиально разные по конструкции машины и если их пытаться объединить, то, как правило, какое-либо из свойств будет ущербным — либо в грязи такой гибрид будет не ахти, либо на автобане не очень-то будет выдаваться. Либо и там, и там он будет не фонтан. Всё это очевидно и понятно, когда речь идёт об автомобилях. Однако, фотографируем мы всё подряд одими и теми же камерами, чуть побольше, чуть поменьше — но все они выглядят и устроены одинаково. Да! Мне тоже кажется это странным. Невнимание основных производителей фототехники к этим аспектам привело к бурному росту продаж таких камер, как, например, Go Pro. Дальше, полагаю, будет ещё круче!

  • Ну и в-шестых, заключительный на сегодня тренд — это универсальность фототехники. Это самое неочевидное направление, потому что тут сталкиваются финансовые интересы разных компаний. Но на примере другой техники мы можем видеть как межотраслевые стандарты выживают и крепнут — Betamax сгинул под напором VHS, Blu-ray Disc победил HD DVD, практически во всех компах есть USB-порты и так далее. А Евросоюз смело пошёл дальше и повелел всем телефонам иметь единый разъём зарядных устройств (кстати, где это всё?). В общем, сложностей на этом пути много, но тренд явно заметен — людям не хочется иметь разношёрстую технику, им хочется удобства и совместимости. Поэтому, например, камеры micro4/3 от Panasonic и Olympus имеют взаимозаменяемые линейки объективов и аксессуаров, что положительно сказывается на продажах, кстати.

3. Некоторые решения
В этом разделе я бы хотел показать какие-то наиболее очевидные, на мой взгляд, решения, которые могли бы быть сейчас востребованны в разных классах фотооборудования. Опять же, хочу подчеркнуть, что я не претендую на истину и чего-то могу не знать, чего-то недопонимать, чего-то упускать и просто ошибаться. Поэтому воспринимайте это как просто моё личное видение тех или иных продуктов. Итак:


3.1 Мыльницы
На основе всего вышеперечисленного — это самое слабое звено сейчас в цепочке выпускающегося фотооборудования. Поэтому, чтобы они выжили и были по-прежнему привлекательными для покупателей, им нужно стать...
  • ...дизайнерски более интересными. Сейчас они все реально одинаковые, действительно — мыльницы, без кавычек. Прислали тут на днях пресс-релиз по новой продукции от одной из больших компаний... Твоюжмать! Ну сколько уже можно печь всё те же унылые прямоугольные бруски?! Пригласите дизайнеров и дайте им свободу, наконец!

  • ...более социально ориентированными. В принципе, по этому пути пошёл сначала Polaroid, представив год назад свою фотокамеру на Android, потом подтянулся Nikon со своей версией андроидного фотоаппарата, и завершает на сегодня этот пул Samsung со своей GALAXY Camera. Однако, тут нужно заметить, что все эти компании взялись за создание подобных фотоаппаратов не с того конца, на мой взгляд. Слишком уж громоздкие и гротескные фотоаппараты у них получаются, при том, что снимают они не сильно лучше всё тех же смартфонов. Пока выигрыш по сравнению со смартфонами только в наличии у этих камер зум-объективов, чего явно недостаточно, нужно что-то ещё.

  • ...более открытыми в программном плане. Создание камер на платформе Android могло бы решить эту задачу, но по своей, скажем так, недальновидной традиции производители закрывают доступ к аппаратной части даже этих фотокамер. Например, у Nikon COOLPIX S800c, насколько я знаю, модуль камеры закрыт для сторонних приложений, он как некий "чёрный ящик", который выдаёт JPEG-и по нажатию кнопки. Это fail, как мне думается.

  • ...ну или более компактными, наконец. Если, допустим, взять модуль фотокамеры от iPhone, приладить его к iPod nano (6Gen, который был с микроэкранчиком на одну иконку), поставить туда хорошую батарейку, украсить по вкусу логотипом, например, надкусанного яблока, то отбоя от желающих купить такой кубик не будет! В очередь будут выстраиваться и нахваливать в бложиках. Впрочем, это только оттянет неизбежный конец мыльниц, если в них не будет вышеперечисленных пунктов про дизайн, социализацию и программную открытость.

Пока я всё это писал, пришла новость, что, оказывается, Canon сделал вялую попытку воплощения всего вышеперечисленного — Canon PowerShot N, которую предлагается продавать за $300. Тут Несколько мыслей о развитии фототехникиДмитрий всё правильно сказал об этой камере, добавить, в общем, нечего. Canon показывает типичное поведение растерянного игрока, пытающегося сделать хорошую мину при плохой игре. Впрочем, большой плюс Canon-у за то, что он хоть пытается, в то время как остальные вообще ничего не делают. Ну, или мы просто не видим результатов их деятельности.

3.2 Компакты
В этот класс я отнёс все компактные камеры с несменными объективами, типа Sony Cyber-shot DSC-RX100. Тут всё обстоит не так плохо, как с мыльницами. Выигрыш в качестве по сравнению со смартфонами очевиден, компактность относительно старших братьев тоже на лицо. Однако, радоваться пока рано, позиции этого класса тоже не очень-то прочны. Чтобы эти камеры могли нормально существовать им, по-моему, срочно нужно добавить...
  • ...социализацию. Нужно чтобы с таких фотоаппаратов можно было выкладывать фотографии прямо в социальные сети, а не как сейчас, через связку "фотоаппарат — компьютер — Сеть". То есть, из этой связки нужно исключить такое промежуточное звено как компьютер, а для этого нужно существенно доработать интерфейс и программные возможности этого класса камер.

  • ...программную открытость. Во многом — это следствие предыдущего пункта: для выкладывания фото в Сеть напрямую, без компьютера, изображение потребуется как-то минимально обработать (контраст, яркость, насыщенность, баланс белого, кроп, и так далее), а для этого нужен соотвествующий удобный софт. С одной стороны, его, конечно, могут создать и сами фирмы-производители. Но с другой стороны — почему бы не отдать его на откуп сторонним программистам, а самим при этом стричь купоны, собирая процент от продажи такого софта? Уж не говоря о том, что можно созадать и продавать плагины, которые обрабатывали фото так, как надо пользователю (привет, Instagram!).

  • ...специализацию. Всем хороши Go Pro, но как камеры они не идут ни в какое сравнение с компактами. Вы скажете, что им этого и не надо? И будете, конечно, правы. Но лишь отчасти. Уверен, что многие люди не отказались бы от влагозащищённой и ударопрочной камеры уровня FUJIFILM X10, при условии что она останется примерно в прежних габаритах. То же самое касается камер для скоростной съёмки, например. Или для фотографирования портретов. Ну, не знаю, тут такой простор для творчества!

  • ...большую гибридизацию. 3G/4G, WiFi, GPS, и экран, экран и ещё раз экран! При современной начинке можно пожертвовать оптическим видоискателем или встроенной вспышкой, но экран должен быть великолепным! Ведь довольно часто люди показывают свои фотографии прямо на фотоаппаратах. Да что там! Сейчас многие снимают планшетами (душераздирающее зрелище!), чтобы потом было удобнее смотреть и показывать фотографии. На самом деле, экран может быть и отдельный, большой, соединённый с камерой шнурком, разъёмом, по WiFi, не важно как ещё. В идеале — свзяка "компакт + подсоединяемый планшет", как мне думается. Тогда можно было бы планшет загрузить двумя функциями: просмотром/показом фото и обработкой/выкладыванием в Сеть. А саму камеру специализировать под конкретные задачи.

Увы, пока ничего из вышеперечисленного даже рядом не видно... И мне неизвестно, когда вообще мы это сможем подержать в руках. Надежда только на кризис, как это ни странно. Может, он подтолкнёт производителей техники к развитию у фотоаппаратов нужных потребителю свойств?

3.3 Любительские камеры
К этому классу я здесь отнёс все камеры, как зеркальные, так и беззеркальные, которые люди используют, когда уже увлекаются фотографией всерьёз, но ещё не готовы переходить в профессионалы (стабильно зарабатывать деньги фотографированием). Диапазон — от камер NEX и до фотоаппаратов уровня 5DmkIII.

Тут, пожалуй, всё хорошо развивается. Социализация этим камерам не особенно нужна, хотя и не помешает. Равно как и интересный дизайн. С гибридностью тоже всё неплохо обстоит, развитие идёт. В общем, пожалуй, в этом сегменте только о душе надо думать производителям следовало бы обратить особенное внимание на эстетическую составляющую изображений. Не нужно так сильно наращивать мегапиксели, производители, ха-ха-ха, что вы делаете, прекратите! Биться за низкие шумы ещё можно, хотя хорошо бы это делать без фанатизма. Точно то же самое можно сказать и о расширении динамического диапазона и прочие технические аспекты. А вот об эстетике — я бы подумал.

В принципе, тут Sony со своей камерой Sony NEX-5R пусть робко, но очень в тему выступают. В эту камеру можно загружать приложения с фирменного сайта. Увы, не любые, как в "обычные смартфоны", а только родные. На сегодняшний день доступно три бесплатных приложения: Picture Effect+ (для создания эффектов при съемке), Smart Remote Control (внешний смартфон, работающий в операционной среде iOS или Android, на который установлено приложение PlayMemories Mobile, может дистанционно управлять камерой), а также Direct Upload (загрузка снимков в Сеть). Кроме того, на сегодняшний день предлагается еще парочка платных приложений, и обещано, что количество их будет расширяться. Загрузка приложений сопровождается чудовищными гемороями, особенно для жителей россии.

В этом, кстати, вся Sony... Компания, в которой, по моему мнению, уживаются две противоборствующие группировки: назовём их условно — "инженеры" и "маркетологи". "Инженеры" мыслят довольно правильно и постоянно придумывают что-то крутое и технически прикольное. Ну, например, та же камера Sony NEX-5 в своё время произвела огромное впечатление на фотографический мир — мощная начинка в столь компактном корпусе (и с интересным дизайном, надо сказать) ранее никем не предлагалась. "Маркетологи" постоянно пугаются полёта мысли "инженеров" и режут их идеям крылья. В том же NEX-5 они, например, зарезали нормальный горячий башмак, поставили идиотское меню, и, что самое обидное, зарубили переходник на "взрослую" оптику! Изначально, на первой презентации камеры, относительно недорогое (6 990 p.) переходное кольцо LA-EA1 поддерживало функцию автофокуса с объективами с байонетом A. Ну и чего бы ему его не поддерживать, спрашивается? Контакты есть, управление известно, крути себе моторчик и фокусируй! А потом, буквально спустя неделю, видимо "инженерам" сильно настучали по голове "маркетологи" (даже прямо слышу: "Вы идиоты! Как мы теперь будем продавать младшие зеркальные камеры нашей линейки, на которые потрачено столько миллионов йен?! Они же по сравнению с более новой, компактной и привлекательной NEX-серией просто говно!!1") и переходник внезапно заболел и умер в страшных судорогах потерял способность к работе с автофокусом... А вместо него спустя некоторое время появился страшный квазимодо LA-EA2 (уже за 13 899 p.) с полупрозрачным зеркалом, фазовыми датчиками и всеми "прелестями" типа бэк- и фронтфокуса о которых я подробно писал здесь. "Маркетологи" опять победили, как и в случае с дополнительными приложениями, которые могли бы быть прекрасным решением для любительской техники, а в результате о них знают три калеки лишь некоторые пользователи Sony NEX-5R, да и то — не все из них смогут установить себе эти программные модули (прямо как слышу: "Да вы опять с ума сошли! Зачем вы даёте доступ соторонним производителям к нашему железу?! Враги не дремлют! Они всё украдут!!! Запретить!!! Ограничить!!!").

Но это я немного отвлёкся, извините. В общем, полагаю, мысль моя ясна — всё равно рано или поздно программный путь возьмёт верх и в фототехнике, этого не избежать, на мой взгляд. Поэтому, если ты не можешь предотвратить мятеж, то его надо возглавить! надо, надо, дорогие производители фототехники, открывать свои платформы для стороннего софта! От этого будет профит всем. Пользователям — удобные приложения, позволяющие позаботиться об эстетической составляющей изображений как им того хочется, в том числе. Производителям — процент от продажи софта (так довольно успешно делает Apple, например, поди плохо?).

3.4 Профессиональные фотоаппараты
В этом сегменте, пожалуй, только одно большое пожелание: ну создайте же, наконец, единый стандарт байонетов и утвердите протокол общения объективов и аксессуаров с тушкой фотоаппарата! Блядь, ну невозможно уже что у каждой лягушки своё болото фирмы свои объективы и аксессуары, не совместимые с тушками других производителей. Прямо, как будто прошлый век на дворе, каждый на себя одеяло перетягивает! Неужели непонятно, что от единого стандарта все только выиграют? Впрочем, если непонятно, то ждите братьев китайцев или подобных им, которые рано или поздно вскроют все системы обмена данными и сделают универсальные переходники, наплевав на все условности типа копирайтов и авторских прав. Всё равно же это сделают, так зачем отдавать это в чужие руки (возможно кривые, к тому же) и упускать свою выгоду?..

Пусть объективы и аксессуары с единым протоколом и стандартизированным креплением будут дороже, но это откроет дополнительный сегмент рынка — к камерам, допустим, Sony или Nikon будут покупать ещё и объективы, например, Canon, помимо родных. Родные стёкла никуда при этом не денутся — их можно оставить по старой цене, более низкой, да и в одном дизайне. Эх...

Вот как-то так. Что-то много букв получилось и никаких картинок. =: ) Кстати, ещё раз: если есть что добавить, дополнить или возразить — то пишите свои комментарии. Ошибки и очепятки буду исправлять по мере вычитки текста, сейчас на это нет ни желания, ни сил.

Оставить комментарий

Николай 09.01.2013 22:45
Черт знает... Зачитался, размечтался было, а ля "нювасюки"... Потом сам себя испугался.
В одном согласен, мыльницы - "фтопку", дрянные они.
Гибриды? Компромисно все это, ну в обозримом будущем, не знаю. Для поколения next, да это конечно. Поколение это не видело, не слышало классно звучащей аппаратуры, не испытывало трепет от новой пластинки, не проявляло пленок, с каким трепетом!, - вон сеть, а там... Хоть ж...й ешь. Ценностей ноль...Как-то грустно, привык как есть, да и надоело менять (бесконечно?!), бобины на кассеты, кассеты, на диски, диски на диски и флешки... Страшно напрягает количество новинок - принес домой, еще не донес - устарело... Опять же, столько всего накопилось, привычки, стереотипы, фетиш в конце концов, качественных, любимых вещей. Я не ретроград, может стар стал для всех этих инноваций?
Спасибо за статью, Антон, всегда читаю с большущим удовольствием. Успехов дальнейших и всего доброго!
Фотолюбитель и аудиофил в одном лице, давно...
Архив записей в блогах:
Масштабный объект на фото - офисный комплекс "Легенда Цветного", который когда-то вызвал бурную реакцию и стал предметом ожесточенных споров. Складывается впечатление, что большинству жителей города он не нравится. Но делать нечего, уже построили. Полностью остекленный фасад должен ...
Теперь уже пора признать - с приходом к власти дерьмократов мы перестали быть ...
Вслед за Котельниками мигранты оккупировали ещё один населённый пункт в Подмосковье. Жители Люберецкого района жалуются на бездействие полиции: "Азиаты пристают к детям, торгуют наркотиками". Последней каплей стало нападение на спортсменку, которую приезжий "специалист" изнасиловал на ...
Я несколько месяцев назад прочёл в Интернете (адрес не помню) статью про изготовление Кока-колы. Оказывается, если статья не лжёт, там до сих пор используются листья коки, только именно печально известный кокаин сепарируют отдельно и (говорят, что под очень строгий учёт и контроль, чтобы ...
Римская дорога – настоящее чудо цивилизации, существующее до сих пор в качестве немого свидетельства давно ушедших дней и людей. При этом римские дороги были отнюдь не так просты, как может показаться на первый взгляд. Достаточно вспомнить о специальных белых камушках, вставленных ...