Непростые фильмы Золотого века - 2. Серый недоквадрат
alfare — 29.08.2021 Эталонный образец всего, что я терпеть не могу в кино.Ну, почти.
Сейчас прибавились ещё новые модные закидоны, но о них говорить хотя ещё и не совсем запрещено, но уже слишком противно.
Так что вот он вам образец, скажем, моего невытерпения... невтерпе... как это будет по-русски?.. почти всего того, что меня отвращало в фильмах.
"На последнем дыхании" 1960
"Сложности"? Да нет там никаких сложностей. Наоборот: это, пожалуй, манифест отказа от всех и всяческих сложностей. Примитивизм в массы, убедим, что блеклое - ярко, что в пустоте есть мысль. Сложность, пожалуй, в одном: через совершенное ничто показать нечто.
Это удалось, признаю. То есть, если сделать усилие и досмотреть это до конца, в голове таки остаются слепки характеров двух основных персонажей, девушки и вот этого... у..., который типа в самом конце немножко стал напоминать человека...
Многоминутные разговоры ни о чём ничего особо не дали к портретам: вся та болтовня в кадре могла быть прицеплена к кому угодно, она не работает на образ, а делает... не знаю что? Шум эпохи? Ла-ла-ла, переспать, ла-ла-ла, переспать, хлоп по по пе, по щёчина, голова болит, переспать, ла-ла-ла, какую музыку, переспать, а ты со сколькими, а ты любишь, не люблю, переспать, сама виновата, как я устал, переспать...
Такие "диалоги" можно гнать в полусонном состоянии километрами.
Такие сцены можно снимать тоннами.
Сложности в кадре, символы, отсылки, идеи... о чём вы?! Камеру в руки и попёрли. Сложности характера? Какие сложности, какого характера, такие "характеры" можно гнать вагонами. Возьмите камеру и снимайте любую тусовку молодняка. Чуть-чуть порежьте совсем уже занудные длинноты и получите "фильму".
...Если бы в этом "фильме" не было финала, никакие громкие имена не убедили бы никого, что эта мазня - шедевр... как её там? "новой волны"? Финал слить побоялись, и потому он придает всему этому бессмысленному действу некую оформленность и осмысленность. Девушка совершает неожиданный финт (ну, так автору захотелось, имеет право!) - в результате чего её образ приобретает иллюзию "загадочной глубины". Парень также совершает... ну, скажем так, уже менее неожиданный поступок - умирает, наконец-то, по-человечески и осмысленно - и его образ тоже приобретает... ну, не то чтобы глубину, но некоторую очеловеченность. Жил бессмысленно и дерьмово, да хоть помер красиво.
И вот из-за этих нескольких минут в финале у фильма появляется "типа смысл". Заполнить остальные 70, скажем, минут можно было любой другой ерундой.
Вы, может, скажете: ну, а как актёрская игра, а всякие мелочи, детали поведения, жесты... А что? От актёров там требовалось быть максимально естественными, всё. Расслабились и произносим слова. Детали, жесты, мелочи? Потоком такие можно придумывать на ходу, замени любой из них - ничего не изменится. Главное - расслабились. Представили, что камеры тут нет, и поехали.
Я не понимаю вот чего: как у них хватало совести подавать свои опусы новаторством и вообще киной? Сравните с любой сколько-нибудь тщательно сделанной лентой реальных мастеров, где выверен темп, где построены кадры (каждый - картина!), где нельзя выбросить/заменить ни слова без существенного искажения смысла, образа... Где намёки и детали сверкают из своих углов подобно бриллиантам (ц! ах, цобака, как тебя заносит! полно, уймись же уже)
Что делает режиссёр, чтобы придать фильму хотя какую-то загадку? Периодически рвёт монтаж... зачем? Да так, чтоб показать, что тут есть МЫСЛЬ!11 ...Да маленькая фишка в поведении инспектора, когда он как-то корчится-подёргивается перед тем, как "выйти на сцену". Зачем, что она показывает? А ничего, это тоже можно заменить на что угодно, главное - вставить туда хоть какую-нибудь деталь, чтобы образ хоть чуть-чуть стал не абсолютно незапоминаемо-серым.
...Ещё, пожалуй, в одном месте появился намёк на некую реальную загадку: примерно на 60-61 минуте, когда в интервью какой-то чувак, типа знаменитость (надутый болван, на самом деле), отвечает на вопрос героини о цели в жизни, мол, стать бессмертным и умереть, и та эдак смотрит, как будто о чём-то важном подумала... Подумала она или нет, мы этого из фильма всё равно не поймём, наверное, и сам автор не понял, просто случайно наткнулся на удачный ход и постеснялся его выбросить.
|
</> |