Непарадный Баку

топ 100 блогов gre4ark16.02.2020
Непарадный Баку


Обычно знакомство с городом у людей начинается с вокзала и центра. Позволю себе немного нарушить эту традицию — сегодня мы отъедем на несколько станций метро от центра Баку и посмотрим на жизнь в отдалении от центра. Это не совсем окраина, но позже вы поймёте, сколь колоссальна разница между туристическими путями и жизнью в обычном районе.

Взлётные улицы

Перед поездкой я специально ничего особо не гуглил о городе — так у тебя нет особых ожиданий и оценка получается менее субъективной. Но где-то в душе я ждал чего-то в духе Ташкента с его асфальтовыми полями, дешёвыми понтами и уничтожением реально интересных объектов. В чём-то я определённо был прав!

Непарадный Баку


Если у тебя нет автомобиля, то ты человек второго сорта. Город тратит все силы и деньги на асфальт, развязки и переходы, а на всё остальное по остаточному принципу. Это хорошо видно по этой улице: узкий тротуар, нет плавных спусков на переход, огромный столб и широченная проезжая часть. Мама с коляской, инвалид или просто два человека рядом здесь элементарно не пройдут. Можно было бы расширить тротуар на 1-2 метра без потери рядов и парковки только за счёт сужения полос, но кому это надо? 

Непарадный Баку


В Баку есть безбарьерная среда, но лишь для машин:

Непарадный Баку


Переходы — отдельный разговор. Переходить по такому просто опасно. С учётом гранитных бордюров, деньги на светофор или хотя бы подсветку найти явно можно было. Просто никто не подумал, как сделать переход улицы безопасным и доступным — в приоритете машины. 

Непарадный Баку


Можно простить неправильные приоритеты в транспорте и тратах, эту ошибку проходили многие города мира в прошлом веке. Но банально не ценить жизни своих людей — вот это уже страшно.

Непарадный Баку


Просто сравните переходы выше из краски и двух знаков через огроменную улицу и действительно безопасный переход. Ширина улицы примерно одинаковая, но подходы и ценности — разные. Трамвай в Баку, к слову, ходил до 2004 года.

Роттердам
Роттердам


Возможно, я слишком требовательный? Ведь часто в Баку нет даже краски со знаками:

Непарадный Баку


Баку хочет быть современным городом, но здесь всё ещё живут в 1970-х годах с мечтами о славном автомобильном будущем. Только никто как-то не замечает, что город становится всё агрессивнее и менее справедливым — бедных и слабых просто прогоняют с улицы узкими тротуарами, опасными переходами, барьерной средой и прочими ошибками.

Непарадный Баку


Парыж!

Архитектура всегда была и остаётся зеркалом политической жизни города. Новые и старые здания хорошо отражают экономические аспекты и банальные ценности общества. В Баку, например, после распада СССР взяли курс на стиль аля Париж. Вот только в Париже вы не встретите такого ужаса:

Непарадный Баку


Проблема не только с пропорциями, материалами и другими деталями — это просто не к месту. Дом с колоннами и лепнинами фигачат прямо напротив панелек, про контекст и целостность среды здесь вообще не слышали:

Непарадный Баку


В России тоже есть проблема с новоделами под старину — это эстетический и политический кризис, ведь архитектурная школа была практически уничтожена постановлением «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». С приходом же больших денег появилось желание сделать что-то красивое, но как это делать и зачем, никому не объясняли. В республиках это подкреплялось вертикальностью власти, желанием угодить вкусу руководителя и стремлением построить что-то своё для создания идентичности.

да, это снято в центре
да, это снято в центре


В Баку под Парыж пытались переделать даже панельки, получился «красивый» фасад и реалистичный двор:

Непарадный Баку


Дворы в спальниках — самый честный показатель реального положения дел. 

Непарадный Баку


В Баку реальность такова, что дом с двором могут быть в убитом состоянии, притом машины жителей будут чистыми и дорогими. Это можно трактовать очень просто: зона ответственности и комфорта ограничена порогом квартиры и машины, дальше всё чьё-то чужое и это не моё дело. 

Непарадный Баку


Для постсоветских стран это типичная история, социальный капитал слишком слабый пока что. Поэтому общество саморегулируется просто: у кого машина круче, тот встаёт ближе к подъезду.

Непарадный Баку


Машина, отхапать кусок дома для себя и плевать на всё вокруг — пока это основные ценности, если судить по дворам Баку:

Непарадный Баку


Транспорт для бедных

«В хорошем городе не бедные ездят на машинах, а богатые — на общественном транспорте»,  — Э.Пеньялоса, мэр Боготы.

Как вы поняли выше, при первой возможности в Баку надо покупать машину. В общественный транспорт люди скорее идут от безысходности. Трамвай и троллейбус в городе с успехом выпилили — они мешали машинкам. Остались автобусы и метро. В центре можно встретить футуричные Ивеко:

Непарадный Баку


Вне центра всё проще:

Непарадный Баку


Как мне рассказали, в метро снимать нельзя. Но рассказали уже после съёмки. Цена проезда небольшая, в районе 10 рублей. Проход по пластиковым и одноразовым картам, которые можно купить в автоматах. Вот только есть проблема — автомат не принимает банковские карты и не даёт сдачу.

Непарадный Баку


Про охват и работу метрополитена ничего сказать не могу, успел проехать всего один раз. Запрет съёмки могу прокомментировать просто: синдром вахтёра.

Непарадный Баку


По количеству рекламы на станциях вспоминается Киев — там обилие билбордов позволяло долгое время не поднимать цену за проезд.

Непарадный Баку


Навигация никак не помогает найти нужный выход, если ты не знаешь название ближайших улиц. Огромный телевизор для рекламы рядом с табличкой тоже не помогает ориентации. Зато чётко понятна клиентоориентированность метрополитена.

Непарадный Баку


Можно точно сказать, что метро пользуется спросом — людей в час пик было прилично. Но это скорее из-за отсутствия альтернатив.

Непарадный Баку


Что дальше

В следующей части посмотрим на центр Баку — видно, что его старались вылизать и не жалели денег. Но в очередной раз убедимся, что большой бюджет не решает вопрос низкой квалификации при принятии решений.

Непарадный Баку


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Вообще, я не хожу на телек и радио, не выступаю и с прессой не общаюсь, но пару раз в год делаю исключения. Свежее интервью в Шпигеле - "Putin hat keinen Geschmack für das Neue". http://www.spiegel.de/wirtschaft/russland-artemij-lebedew-ueber-das-leben-in-moskau-a-1087993.html ...
                  12-го мая сего года в Раду внесен проект закона , где предлагается изложить часть вторую статьи 258 Уголовного кодекса Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 2001 г., № 25–26, ст. 131 с последующими ...
1994-ый был отвратительным годом, когда вокруг все шло наперекосяк. Вот и у Мелоди Пендерс, аспирантки Нью-Йоркского университета дела в этом году тоже не заладились. Культурологическое исследование общины Visser сразу сошло с нормальных рельс и покатилось под откос. Сначала члены ...
Красивыми названиями болеют даже отличные сериалы BBC. Причём создают их профессионалы - географы, биологи, зоологи и в целом люди понимающие что и как устроено на планете. И уж они то ведают насколько Земля не идеальна, не удобна для жизни по сравнению с идеалами и насколько Земля ...