Неотчужденный труд
blau_kraehe — 20.05.2021 Многие читатели отметили, что в "Рассвете 2.0" была предложена новая идея по организации труда при коммунизме - пока, конечно, все это умозрительно, но по крайней мере, позволяет отвечать на типовую претензию вроде "а если все будет бесплатно, то кто будет сортиры чистить".Напомню, что в мире "Рассвета" сфера относительно отчужденного и все еще необходимого труда выделена в разряд "Службы". Поскольку это - принесение пользы обществу в чистом виде; там, где общество это посчитает необходимым. Некоторые научные исследования считаются службой, другие - нет, творцам лучших произведений искусства их создание засчитывается как служба, большинству - нет. Можно получить сложную специальность и заниматься службой как врач, инженер или ученый, а можно трудиться на относительно простых работах, для которых достаточно школьного политехнического образования. Служба является условием того, что человек внесен в компьютерную систему обеспечения и получает жизненные блага бесплатно.
Важно то, что во время, описанное в книге, норма Службы составляет всего 15 часов в неделю, причем Службу можно накопить впрок, и даже при ней имеются отпуска. Со временем, по ходу автоматизации и роста сознательности людей, предполагается дальнейшее сокращение норм Службы.
Все остальное время человек тратит по своему усмотрению, и в частности, и даже чаще всего - на Работу. Иногда работа коренным образом отличается от службы ("землю попашет - попишет стихи", условно говоря). Иногда она - ее продолжение (для службы ученый делает признанное необходимым исследование, а дальше проводит какие-то эксперименты и пишет работы для удовлетворения своего любопытства и/или амбиций). Именно Работа - полностью неотчужденный, коммунистический труд, который совершается по зову души, для интереса, и составляет смысл и радость жизни.
Выполнение Работы не критично для общества. Все критичные отрасли, включая и развитие науки .и освоение космоса - все охвачено Службой. А если человек в свободное время займется исследованием элементарных частиц, ему выделят синхрофазотрон, ресурсы, и кто его знает, может, из этого выйдет что-то эпохальное. А может, и нет.
В книге я подробно описываю, как примерно протекает служба (в данном случае у медиков).
Казалось бы, все очень неплохо. Но честно говоря, мне начало казаться, что эта система требует доработки.
Описанный мной рабочий день на Службе - по сути тот же напряженный безостановочный труд, что и сейчас.
После такого дня работники идут в кафе расслабиться. И советуют друг другу маленько отдохнуть, чтобы не выгореть.
Но ведь в сущности ненормально, когда даже такой малый труд, такое малое вроде бы время является чем-то вроде проклятия. Это у нас такая жизнь. Это мы ждем "вот скоро опять на работу" (печальный смайлик). Это мы вкалываем. Мы возвращаемся и счастливы, что наконец-то это все кончилось. И это даже в том случае, если работа в целом нравится. Кроме трудоголиков (то есть людей, которые вне работы не знают, чем заткнуть ад, который у них внутри), практически нет людей, которые не мечтали бы об отдыхе от работы.
Частично это связано с отчуждением. А частично вот с каким обстоятельством: с началом индустриальной эпохи и капитализма пришло и "сгущение" работы, приведение ее к максимальной эффективности.
Интересно, что средневековый крестьянин или ремесленник работал, вроде бы и много - от зари до зари. Но на самом деле его рабочее время было примерно равно нашему (ссылку на исследование я давала в каком-то из постов раньше, лень искать). Почему? Потому что вот начал он на заре... а потом у него завтрак. Можно сходить домой, там заодно еще по дому что-то сделать. Или поесть на рабочем месте, но основательно, полежать, поболтать с приятелями. Отдохнули? Ну можно потихоньку опять начинать. А там обед. После обеда вообще положено отдохнуть. Опять же, если что - в работе всегда можно сделать перерыв. Пойти поболтать с кем-то, сходить домой, заняться личными делами. И вроде бы и работа весь день, но по факту - всего часов 8 или даже меньше.
Крестьянин вообще не привык смотреть на часы. Время не нужно, ориентируемся по солнцу - когда встает, когда садится, по сделанной работе - сколько надо, столько и будем делать.
Индустриальная эпоха не только заставляет смотреть на часы, она вгоняет человека в железный трудовой ритм. Рабочий на фабрике - предельный случай, вообще придаток машины, машина работает непрерывно. и так же непрерывно надо ее обслуживать. В "Капитале" есть описание, как работающего ребенка кормят прямо за станком, чтобы он не отвлекался. В целом обеденный перерыв есть - но короткий, ровно чтобы восстановить силы едой.
Но со временем не только индустриальные рабочие, а вообще все подчиняются железному индустриальному ритму; это связано с необходимостью жесткой эффективности: платят за время работы, и оно должно быть целиком заполнено полезным трудом, иначе нет прибыли.
Если мы посмотрим, например, в сериале "Шарите", как работали медсестры/сиделки в 19м столетии - казалось бы, ужас: 16 часов в день! Это кажется просто нереальным. Однако в реальности из этого времени часа два отводилось на молитвы (поскольку они диакониссы - то есть монахини), довольно большие промежутки - на завтрак, обед и ужин, да и видно, что девушки не особенно напряженно работают - то выйдут во двор поболтать, то флиртуют с молодыми врачами. Работа для них - просто жизнь; они проводят жизнь внутри больницы, они там же отдыхают, удовлетворяют духовные потребности (молятся и читают), общаются, заводят дружеские связи, и собственно, ухаживают за больными.
Но монахини и работают по средневековому принципу, им ничего не платят, у них нет "работодателя", получающего прибыль.
Сегодня медсестры и сиделки, санитарки вкалывают в железном индустриальном ритме. Как раз в прошлом посте есть примерное описание рабочего дня медсестры. Время рассчитано до пяти минут. Даже задержаться и поболтать с кем-то в коридоре - может оказаться убийственно, ты уже ничего не успеешь. Иногда, когда я знала, что сегодня будет особенно сложно, я садилась и расписывала себе работу вплоть до 5-минутных промежутков. То есть нельзя ни присесть, ни порой, извините, даже в туалет сходить. Объясняется это тем, что сегодняшний хозяин больницы или учреждения по уходу - зачастую частный владелец (а если не частный - то он должен конкурировать все равно с частниками и вести себя как капиталист), у него есть "расходы на персонал", доходы от платы, вносимой пациентами и страховыми кассами, и ему необходимо получать прибыль. Непродуктивное расходование времени работником - убийственно для прибыли. Работа рассчитывается и сгущается так, что человек буквально задыхается в этом ритме и чувствует себя выжатым до капли.
Так же можно сравнить, например, торговца в мелкой лавочке, который занимается чем хочет, болтает с покупателями, пьет чай на рабочем месте - и современного кассира или работника склада, работающего в памперсах, чтобы упаси боже, не потратить драгоценное оплаченное время на себя.
О разнице промышленного рабочего и ремесленника мы уже говорили.
По сути дела, работа в индустриальном ритме мучительна, нестерпимо тяжела, это каторга, и она действительно гробит здоровье.
В то же время, если мы вспомним работу в СССР... внезапно, она очень часто была менее напряженной. Безусловно, если говорить о промышленности - там человек также зависел от ритма машины, но тоже - где как. Если же говорить о сфере обслуживания, то здесь ритм хоть и присутствовал, но был гораздо менее жестким. Отсюда все эти "чаи на рабочем месте", отлучки с рабочего места, раскритикованные известным режиссером любительницы утреннего макияжа и все прочее. Например, в медицине в ночную смену вполне официально разрешалось спать - ну а что, при необходимости тебя разбудят.
Интересный нюанс заключается в том, что для работы в науке, вообще сложной интеллектуальной работы такая расслабленность даже и необходима.
"Ты его за шиворот, а он тебе: «Позвольте! Я ставлю мысленный эксперимент! Отойдите и не мешайте!» (с)
Сегодняшний человек - особенно если он сам не вынужден трудиться в машинном ритме и не представляет что это такое - брезгливо морщит нос и читает морали любителям "чая на рабочем месте". Дескать, трудиться надо эффективно! Быстро! Идеально!
А надо - зачем? Чтобы затрахаться? Чтобы принести капиталисту побольше прибыли? Чтобы обойтись меньшим числом персонала и уволить "ненужных"?
А может, все-таки лучше. если на работе человек чувствует себя комфортно? Если женщина, придя на работу, наводит марафет, болтает с подругами, обменивается рецептами, мужчины болтают в курилке, все пьют чай, заводят отношения и обсуждают мировые проблемы - а потом садятся и некоторое время в охотку работают? Да, для производительности - плохо, а для самих людей?
Знаменитое описание неотчужденного труда - это "Понедельник начинается в субботу" Стругацких. Герои этого романа так любят работу, что их с нее клещами не вытащить. Однако если присмотреться, чем они на работе заняты... в общем, иногда они даже там действительно работают! Герой сел за компьютер, увлекся работой и через несколько часов очнулся. Все остальное время персонажи болтают между собой, ходят друг к другу в гости, решают проблемы, возникающие в коллективе, едят и пьют, рисуют стенгазету и выясняют личность директора.
Поскольку живут они в общежитии, семьи у главных героев нет, а у кого есть - видимо, семейная жизнь не слишком привлекательна, то собственно, в чем отличие дома и работы? Ни в чем. Разве что в общежитии есть койка ,на которой поспать можно - так ведь можно и на работе поспать.
И ведь по сути дела, эти люди счастливы. Разве нет?
Весь этот "ворк-лайф-баланс" придуман именно капиталистами, для того, чтобы люди помимо выжимания соков на работе, еще успевали в свободное время как-то размножиться и бесплатно для капиталиста вырастить новых трудяг (а то будет скоро некого выжимать), ну и восстановить силы. Это даже прямо обязанность: после работы иди и восстанавливай силы, чтобы потом трудиться концентрированно и без ошибок. Соблюдай баланс! Это твой долг.
Я не думаю, конечно, что описанная в "Рассвете" система Службы плоха - как переходная от индустриального мира к подлинному постиндустриалу она очень даже ничего. Ведь пока существует индустриальное производство как таковое - неизбежно будет масса людей, которая на работе трудится в ритме машин, и этим людям будет тяжело. В дальнейшем рабочий превратится в своего рода надзирателя за роботами, будет лишь опекать механизмы, смысл труда изменится и в промышленности, да и людей она будет требовать гораздо меньше - хотя нам до этого очень и очень далеко.
Идеал же все-таки вероятно, ближе к "Понедельнику" - то есть когда человек настолько любит свою работу, что хочет жить на ней, в ней, целиком в нее погрузившись - хотя попутно может интересоваться и заниматься и чем-то еще.
|
</> |