Неожиданное импортзамещение
zhu_s — 04.07.2010Некоторую информацию о «драйверах» конечного спроса, вытягивающих за собой промышленный подъем, «неожиданно» открывшийся в обновленных показателях Росстата, можно извлечь из опубликованных на неделе статистиками данных об использовании ВВП. Правда, пока только за первый квартал, и опять в отсутствие рядов индексов в единой ценовой базе – обнародованы лишь темпы изменения в ценах предыдущего года (отсутствующие данные обещаны в начавшемся уже июле, но пока их нет, и, вероятно, в результате пересмотра индексов рост ВВП, как и промышленного производства, также ускорится). Тем не менее, опубликованные цифры позволяют приоткрыть завесу интриги, которая витала над макроэкономическими показателями начала года. Довольно высокие темпы роста производства сочетались со стагнацией основных компонентов конечного спроса – инвестиций в основной капитал (особенно – строительной их части) и потребления домохозяйств. Это дало даже основания говорить, на основе предварительных оценок Минэкономразвития, о возврате рецессии в динамику ВВП в начале нынешнего года.
В действительности, если верить подсчетам Росстата, торможение внутреннего спроса в значительной мере объяснялось снижением импорта (правда, несильным - до второго по величине квартального уровня, считая с последнего квартала 2008 года, однако до этого, в четвертом квартале прошлого года , напротив, именно импорт обеспечил существенный увеличение потребительского спроса без заметного ускорения ВВП). При этом падение импорта само по себе у нас также и фактор, снижающий ВВП, поскольку уменьшает стоимость, добавленную в торговле и сфере услуг (без импорта кое-кому, например, автосалонам, нечем торговать; убавляется работы у IT-шников и т.п.). А российская продукция стала уходить в прирост запасов (включая и незавершенное строительство), который впервые с начала кризиса, по нашей оценке, стал положительным в сезонно скорректированных показателях. А также - в дальнейшее расширение экспорта, который вышел в физических объемах на докризисный уровень.
Заметим, что оба эти фактора – рост чистого экспорта и прекращение сжатия запасов, а вот теперь уже и переход к их накоплению – стали пока что единственными «драйверами», обеспечившим отрыв ВВП от кризисного «дна» начала прошлого года. Однако к настоящему моменту их действие в основном исчерпано и дальнейший рост ВВП возможен при активизации конечного внутреннего спроса и поставок отечественной продукции на внутренний рынок.
Вклад отдельных составляющих конечного спроса в изменение российского ВВП
Правда, в данных платежного баланса какого-либо замедления импорта, включая и импорт услуг не видно, не было вроде и каких-то заметных измений цен импорта, котрые могли обосновать разницу в его динамике по текущей стоимости (в платежном балансе) и в физ.объемах (в статистике ВВП). Так что, скорее всего, вытекающее из данных Росстата замещение импорта - просто артефакт, балансирующая статья (как и изменение запасов), связывающая рассыпающиеся уже из-за устаревшей базы цен показатели физ.объемов ВВП по производству и использованию. Ждем обещанных обновленных данных, а пока можно посмотреть на свежие внешнеторговые показатели по только что опубликованным ЦБ оценкам платежного баланса за 2-ой квартал.Импорт продолжает довольно резво увеличиваться , а вот экспорт, похоже - если предварительные оценки ЦБ и Минэкономразвития окажутся верными, заметно спустился с высот, занятых в начале года - причем не только из-за остановившегося роста нефтяных и иных товарно-сырьевых цен, но и, как видно, в физическом объеме. Насыщение экспортного спроса подтверждается и другими данными, и это, по-видимому, стало результатом некоторого охлаждения китайской промышленности. Пока что некоторое сжатие торгового баланса, поднявшегося было до докризисных высот - на руку ЦБ РФ. Это привело нынешний курс рубля в равновесие и его укрепление не приходится сдерживать массированными интервенциями, как это было еще пару месяцев назад. Отсутствие давления на курс рубля, видимо, стало также одной из причин, побудивших денежные власти к прекращению дальнейшего снижения процентных ставок.
|
</> |