Неожиданно-каталитическое.
engineering_ru — 05.11.2022 Я уже говорил в записи об артефакте Коллекционеров, что мне не удалось найти прототипов каталитического обогревателя на инжекторной горелке. А я ведь искал!Ирония ситуации в том, что каталитические (по-настоящему каталитические) обогреватели на бензине В ПРИНЦИПЕ были широко известны и лишь немного уступали в популярности керосиновым, гкхем, "обогревателям с каталитическим преобразователем", в которых никакого катализатора вообще не было. В общем, добра этого было полно, но строилось оно по крайне нетипичной для бензиновой техники фитильной схеме. Так, не надо мне тут зиппой щелкать, у меня она тоже есть. Размер все-таки имеет значение и маленькая зажигалка, работающая 5 секунд или крохотная грелка - это совсем не здоровенная кастрюля с крайне огнеопасным топливом.
Ладно к делу. Я уже говорил, что Артефакт выпускался в качестве побочной продукции военного завода. И, будучи побочной продукцией, таки оказался артефактом, слишком дорогим и сложным в использовании для преимущественно нищего и неподготовленного к столь благородной технике потребителя. Я это списал на самобытность технической культуры CCCР и все было бы хорошо, если бы в процессах поиска аналогов не наткнулся на очень интересную кастрюльку.
С пугающей надписью на борту
И вот что-то она мне напоминала, а уж особенно после снятия крышки и появления характерной лысины.
Ну да, каталитический обогреватель.
И вот тут пошли интересные подробности.
Эта горелка действительно не предполагалась для обогрева, о чем и свидетельствует надпись на борту и достаточно малая известность даже среди опытных примусологов. Она рассматривалась, как тепловой имитатор для головок самонаведения ракет и т.п. В общем для того, для чего сейчас отдельные орки втыкают на танк факелы с соляркой. В одном из мануалов (явно уже поздних времен) я видел даже идею "подогрева масла в картере", но степень издевательства такой идеи станет понятна после прочтения строки ниже "выход на режим за 15 минут" при киловатте мощности. Впрочем, самые грамотные пользователи, прочитав надпись на борту понимали: А ЭТО ИДЕЯ! - и утаскивали компактный "имитатор" в норку. В конце концов в некоторых мануалах, поняв что дело безнадежно, добавили пункт "обогрев людей на открытой местности". Киловаттом. Напомню, это мощность "смерти туриста".
Итак, из чего же состоит "имитатор"? Из бачка с топливом (бензин, хотя некоторые умудрялись пускать и на спирте), фитиля и башки с каталитической набивкой. Защитная сетка и гасящая крышка бонусом. А, и электрозажигатель. И все. Устройство абсолютно неуправляемое - зажег и погнали. 100 грамм в час, что примерно соответствует киловатту плюс-минус. Да, Артефакт при меньших габаритах имеет вдвое большую мощность. Вот что значит инжектор! При этом у КПФ бензин в баке остается в жидкой фазе, что, мягко говоря, не очень изящно для фитильной техники. Зато фитильная схема позволяет использовать низкие давления и мягкий асбестовый катализатор, выдерживающий пинок эталонным сапогом.
По работе - самое ценное в этой штуке - возможность работы на спирту. Катализатор хоть и дает беспламенное окисление, но даже на недешевой калоше это окисление имеет совершенно омерзительный бензиновый выхлоп, так что нужна хорошая вентиляция (при мощности конфорки на плите). На спирту же благородный перегар вытерпеть еще можно.
Я бы хотел написать, что все это время меня "не покидало смутное чувство", но нет. Чувство у меня было совершенно отчетливое: ЭТО ЖЕ КОЛМАНОВСКИЙ ОБОГРЕВАТЕЛЬ!!! Не прямая копия, но схема та же. По меркам примусологии можно даже считать самостоятельной разработкой, тем более, что с электрозапалом. Вот типа такого.
И вот тут я повторюсь относительно жидкого бензина в баке. Да, я считаю это исключительно неизящным и небезопасным для фитильной техники. Но. Я доверяю Колману. У меня к Колману есть немало претензий, но к безопасности он последние сто лет относится очень ответственно и если эти обогреватели выпускались, значит для их подрыва требовались крайне маловероятные стечения обстоятельств. Это к Колману. Относительно же КПФ - то тут сочетание советского происхождения и почтенного возраста вызывает намного больше сомнений. При прочих равных, повторюсь, лучше пускать ее на спирте.
И по итогу набралась пара сложных вопросов:
Если схема фитильного обогревателя была известна в СССР, то почему они выпускались только "на войну"? Устройство простое, надежное и вполне способное заменить примус для "технически малообразованных граждан".
Если "у советского человека потребности в каталитическом обогревателе нет", то зачем выпускались сложные и дорогие "Эверест" и "Луч", с которыми не каждый примусолог мог справиться?
|
</> |