рейтинг блогов

Неожиданные волхвы, или почему богатыри были гуслярами

топ 100 блогов nash_dvor17.02.2022 Неожиданные волхвы, или почему богатыри были гуслярами _900 x 600 5.jpg
Фрагмент картины Бориса Ольшанского. "Из темной глубины веков". 2003

Каждый исследователь, изучающий историю православия на Руси останавливается перед необъяснимым феноменом - резко негативным отношением к такому, казалось бы безобидному музыкальному инструменту, как гусли. Eщё проповедник XII века Кирилл Туровский грозил посмертными муками тем, кто ворожит, гудит в гусли, сказывает сказки, В требнике XVI века среди вопросов на исповеди есть такие: не пел ли еси песни бесовские, не играл ли еси гусли. Исторические документы свидетельствуют, что во времена Алексея Михайловича Романова гусли изымались у населения и сжигались возами. Ну заодно и скоморохов в это же время запретили

Почему?

Потому что мы, к сожалению, совершенно не понимаем структуры и иерархии общества Древней Руси. Мы знаем, что был князь и была дружина, причем большинство из нас вряд ли в курсе, что дружин могло быть несколько, они были разные и делились на русские и наемные, были некие бояре, были некие волхвы и кудесники, ну и были богатыри...
   
А как это все взаимодействовало, мы вообще не представляем.
     
А функционировало раннефеодальное русское общество в связке военной власти и религиозной. То есть князь и его окружение одновременно представляли как гражданскую власть, так и духовную. И в дружине князя были воины, которые были одновременно волхвы.
     
Н.П. Береснев. Воин- гусляр..jpg
Н.П. Береснев. "Воин- гусляр"

Кстати, после крещения Руси эта традиция сохранилась. Напомню, что древнерусские монастыри были крепостями, а русские монахи в отличие от европейских вполне себе брали в руки оружие и шли на защиту Отчизны, если возникала такая необходимость. Например, некий известный богатырь Пересвет, прославившийся в Куликовской битве, был монах-воин, инок Троице-Сергиевского монастыря. А еще на Руси в отличие от Европы редко рубили головы провинившимся боярам и боярыням, их вместо этого ссылали в монастырь.

Так вот эта вот теснейшая связь гражданской (военной) и духовной власти существовала всегда, и в христианской Руси и во времена язычества тоже. А это значит, что в дружине князей были волхвы, которые обычно определялись умением играть на гуслях, так как именно игра на гуслях судя по всему в Древней Руси сопровождала языческие обряды.
 
И дабы лучше понять, как это все было устроено,  я перепощу Отсюда текст, рассказывающий о знаменитых героях-богатырях - знаменитых гуслярах. И после этого думаю, что история русского язычества заиграет для вас новыми красками.
                           
Кто из богатырей русских былин играл на гуслях?

А. С. Фаминцын (1841–1896) — российский композитор, музыковед и профессор Санкт-Петербургской консерватории, один из первых исследователей русского и славянского фольклора — отмечал, что основными носителями умения играть на музыкальных инструментах на Руси были скоморохи. Они играли на домрах, свирелях, балалайках и гуслях. До скоморохов, по всей видимости, игрой на гуслях занимались гусляры-сказители — певцы, которые аккомпанировали себе на гуслях при пении гимнов или рассказе о тех или иных событиях.
   
Четкую грань между сказителями и скоморохами провести довольно трудно — и, хотя в представлениях последних чисто внешне преобладал развлекательный аспект, это не отменяет того факта, что они в шуточной форме доносили до слушателей реальную мудрость — точно так же как это когда-то делали и сказители.
             
В преданиях, народных сказках и поверьях гусли чаще всего упоминаются в руках богатырей. Часто они играют на гуслях настолько умело, что даже таланты профессиональных музыкантов меркнут.

Например, Добрыня Никитич, переодевшись скоморохом, является на свадьбу к собственной жене, и настолько виртуозно играет на гуслях, что князь удостаивает его, играющего инкогнито, чести сидеть рядом с ним.
     
Добрыня Никитич, Ставр Годинович, Дюк Степанович, Алеша Попович, Соловей Будимирович, Садко и другие — все они в том или ином контексте предстают как умелые гусляры. Причем только Садко изначально был профессиональным музыкантом. Примечательно и то, что происхождение большинства богатырей-гусляров северное, что позволяет локализовать основной центр гусельной традиции где-то на Русском севере и/или на Балтике (в былинах именуемой Синим морем).
       
                                             
Известные гусляры Древней Руси и русского фольклора

Садко

Наиболее известным былинным гусляром, конечно, является герой новгородского цикла — Садко. Самый распространенный вариант былины записан в пересказе русского крестьянина Андрея Сорокина. Музыка гуслей служит лейтмотивом этой былины. Талант игры на гуслях — начальная точка рассказа, причина действий как самого былинного героя, так и третьих сил в лице Морского царя. Интересно, что в тексте былины можно отчетливо различить разные стили гусельной игры, которые реально были зафиксированы в различных этнографических экспедициях на Русский Север.
           
Неожиданные волхвы, или почему богатыри были гуслярами
Кадр из фильма "Садко". Сергей Столяров в роли Садко

Жизнеописание Садко в былине "Садко и Морской царь" начинается с того, что он предстает перед слушателем в качестве гусляра-сказителя, который зарабатывает на жизнь, играя на праздниках. Однажды, находясь без работы ("не зовут Садка уж целый день на почестен пир"), Садко направился к Ильмень-озеру, чтобы полюбоваться красотами природы. Там он сел недалеко от воды и стал играть на гуслях, чтобы отвлечься от печали.
                     
Ай как Садку теперь соскучилось,
Ай пошел Садко да ко Ильмень ко озеру,
Ай садился он на синь горюч камень,
Ай как начал играть он во гусли во яворчаты,
А играл с утра как день теперь до вечера…
                       
Здесь гусляр играет сам для себя в формате некой медитации — просто перебирая струны. При этом он еще и взаимодействует с окружающим миром, согласовывая ритм своей игры с плеском волн:
     
А тут осмелился Садко да новгородский,
А сидеть играть как он об озеро…
                     
Погрузившись в музыку, Садко не заметил, как перед ним появился Морской царь. Музыка настолько поразила царя, что тот пообещал Садко награду — он поможет молодому гусляру поймать сказочную златоперую рыбу, но перед этим Садко должен предложить местным купцам спор. Купцы, разумеется, не поверили, что Садко способен поймать неведомую рыбу, и проиграли все свое имущество — что и помогло будущему богатырю в одночасье сказочно разбогатеть.

В дальнейшем Морской царь попытался навсегда оставить Садко у себя в подводном царстве на дне Синего  моря, так как музыка гуслей восхищала и веселила его как ничто другое. Садко играет для Морского царя, а тот пускается в дикий пляс, от которого волны расходились так, что купеческие корабли стали тонуть один за одним. Осознав это, Садко ужаснулся и порвал струны своего инструмента.

1 Борис Ольшанский. Садко в подводном царстве. 1999.jpg
Борис Ольшанский. "Садко в подводном царстве". 1999
                                       
Ай как начал играть Садко во гусли во яровчаты,
А как начал плясать царь морской теперь в синем мори:
А от него сколебалося все сине море…
А сходилась волна да на синем мори,
Ай как стали они разбивать много черных кораблей
Да на синем мори;
Ай как много стало тонуть народу да на синем море…
                           
В пляске Морского Царя четко прослеживается стиль народной мужской пляски "ломания", отражающей концепцию разрушения, хаоса. В отличие от ритмичного мужского пляса (пляса "созидания"), который согласуется с музыкой и характеризуется понятным повторяющимся рисунком танца (притопы, прихлопы, дробь), ломание — это намеренное нарушение музыкального ритма, рваные ломаные движения танцора, нарочитое игнорирование такта. В этом случае и сам музыкант играет особые наигрыши для боевого пляса — "на задор", "под драку" (например, буза, скобарь, веселый). Все они сохранились в новгородской народной традиции — то есть мы сегодня можем послушать, что примерно играл Садко Морскому царю!


Неожиданные волхвы, или почему богатыри были гуслярами
Кадр из фильма "Садко"

Тут, кстати, уместно вспомнить и об индийском боге разрушения Шиве, который также уничтожал привычный мир в своем танце… Записанные в этнографических экспедициях воспоминания о плясах "ломания" указывают на то, что они нередко переходили в потасовку, и тогда предписывалось уничтожить инструмент — порвать меха гармони, порвать струны или разломать короб гуслей и проч. Такое кардинальное прекращение игры останавливало и пляс и провоцируемые им разрушения. Именно это и делает Садко, чтобы остановить дикую пляску Морского царя приведшую к множественным кораблекрушениям.
Ай как струночки он повырывал,
Шпенечки у гуслишек повыломал.
А не стал он больше играть во гусли во яровчаты.
Ай остался как царь морской,
Не стал плясать он теперь в синем мори.
                         
Позднее Садко удается убежать из подводного царства с помощью дочери царя Чернавушки — принужденный к женитьбе он выбирает ее среди 200 дочерей Морского владыки и на следующий день просыпается на берегу реки Чернавы.
                     
1 И. Е.Репин, Садко..jpg
И.Е.Репин "Садко".
               
Что же стоит за этим фантастическим рассказом о путешествии Садко в подводное царство? Очевидно, это не может быть просто некой оторванной от жизни выдуманной историей — иначе она просто не сохранилась бы в народной памяти. За любой сказкой и былиной всегда стоят или реальные события и персонажи или некая важная информация об устройстве мира, обрядах посвящения и проч.
       
Удивительно, но в санскрите термин sa-dhu (имя легендарного гусляра) относится к личностям отрекшимся от мира и вставшим на путь духовного совершенствования. Корень sa-dh означает "достичь цели", "возыметь силу", а sa-dhana — это и есть "духовная практика". Действительно, исходя из текста былины Садко похож скорее не на купца, а на человека ищущего, поэтапно постигающего как различные практики гусельной игры, так и тайны взаимосвязи природных явлений. Начинает он как отвергнутый обществом гусляр, а заканчивает — как человек научившийся своей игрой вызывать шторм, управлять стихией воды, более того — становится зятем самого Морского царя.

То есть былина есть не что иное как отражение обряда инициации — все ее этапы следуют традиционной логике: испытание страхом (первая встреча с Морским царем на берегу Ильмень-озера), обрядовое умирание героя (погружение на дно Синего моря с эфемерной возможностью вернуться к привычному миру) и воскресение (пробуждение на берегу).

Ряд исследователей (например, Евгений Нефедов, Григорий Базлов) указывают на то, что царство Морского царя — это конкретная точка на карте, а именно — остров Рюген (Руян), где располагался один из самых известных славянских городов Аркона — важнейший культурный и религиозный центр древнего мира. По свидетельству историков Адама Бременского и Гедьмольда, там стоял огромный деревянный храм, внутри которого на ложе их пурпурной ткани находился золотой идол. Ровно это же мы видим в варианте былины "Садков корабль стал на море":
                 
Выходил Садко на круты береги,
Пошел Садко подле синя моря,
Нашел он избу великую,
А избу великую, во все дерево,
Нашел он двери, в избу пошел.
И лежит на лавке царь морской:
"А и гой еси ты, купец — богатый гость!
А что душа радела, того бог мне дал:
И ждал Садка двенадцать лет,
А ныне Садко головой пришел,
Поиграй, Садко, в гусли звончаты!"
                     
1 Н. К. Рерих. Садко..jpg
Н. К. Рерих. Садко.
               
Напрашивается вывод, что Садко 12 лет изучал премудрости игры (в широком смысле слова) перед тем как предстать перед Морским Царем (=перед алтарем главного храма Арконы) для следующего этапа инициации. Кстати, на территориях Полабской Руси (побережье Балтики) существовал и другой важный центр — город Волин (Волын) на острове треугольной формы с храмом бога Триглава, которого тот же Адам Бременский отождествляет с владыкой морей Нептуном: "Там (в Волыне) можно видеть Нептуна (Триглава) тройственной природы: ибо тремя морями омывается этот остров."
 
Осталось добавить лишь то, что Морской царь считался покровителем гусляров — на это указывал еще известный исследователь славян Б. А. Рыбаков, а сама игра на гуслях считалась тесно взаимосвязанной с водной стихией. Но почему? Что роднит гусли с Морским царем? Одно из объяснений гласит, что натянутые струны можно соотнести с поверхностью моря, а ударяя по ним гусляр создает волны, которые рождают звуки, то есть он управляет этой водно-музыкальной стихией.

Сказитель Вещий Боян

Другой известнейший гусляр русского фольклора — Боян Вещий. Именно с описания его таланта начинается "Слово о полку Игореве", повествующее о походе Игоря Святославича на половцев (в 1185 году):

B переводе на современный язык вот отсюда
"Не пристало ли нам, братья, начать старыми словами ратных повестей о походе Игоревом, Игоря Святославича? Начаться же этой песне по былям нашего времени, а не по обычаю Боянову.
Ведь Боян вещий, если кому хотел песнь слагать, то растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками, ибо помнил он, говорят, первых времен усобицы. Тогда напускал он десять соколов на стаю лебедей, и какую лебедь настигал сокол — та первой и пела песнь старому Ярославу , храброму Мстиславу , зарезавшему Редедю перед полками касожскими, прекрасному Роману Святославичу. А Боян, братья, не десять соколов на стадо лебедей напускал, но свои вещие персты на живые струны возлагал, а они уже сами славу князьям рокотали".
   
Неожиданные волхвы, или почему богатыри были гуслярами
Илья Глазунов. "Боян"
       
Здесь ясно видно, что Боян — не просто певец, а носитель мудрости, способный оценивать события под разными углами и предсказывать их. Он может мысленно перенестись куда угодно — белкой по дереву, серым волком по земле, орлом под облака, может как бы с высоты смотреть на события прошлого, настоящего и, вероятно, будущего — за что и получил прозвание Вещего.

Сама игра на гуслях Вещего Бояна описывается здесь в терминах соколиной охоты. Пальцы — это соколы, которых гусляр напускает на стаю лебедей, отождествляемых со струнами гуслей. Кстати, сама форма гуслей в древности чаще всего представляла собой треугольник — по аналогии с птичьим клином, который, в свою очередь, соответствует звукоряду, где у каждой птицы-струны свое место. Темы охоты сокола на лебедей часто встречается в свадебных народных песнях как образ жениха и невесты, поэтому данные строки можно толковать и таким образом: гусляр-жених как бы мистическим образом объединяется с лебедями-струнами (невестой), становится единым целым со своим инструментом.
   
Выше мы уже упоминали, что Морской царь считается покровителем гусляров, здесь же стоит напомнить, что у него есть дочери русалки, которые во многих сказаниях обладают свойством обращаться в девушек-лебедей…
     
Неожиданные волхвы, или почему богатыри были гуслярами
В. М. Васнецов, "Боян".
   
Есть предположение, что Боян — реальная личность, придворный гусляр-сказитель X–XI века, сам сочинявший свои песни и исполнявший их, аккомпанируя себе на гуслях. Как видно из приведенного выше отрывка Боян воспевал подвиги Мстислава Храброго  и Ярослава Мудрого

Одна из теорий о личности Бояна соотносит его с новгородским волхвом Богомилом Время и место существования героя повести и легендарного волхва совпадают, оба они считаются прославленными гуслярами. Это дает основание историкам полагать, что Боян и Богомил — это один человек.
В конце X века Богомил активно сопротивлялся приходу новой веры, подняв бунт ( моё - который был подавлен  с помощью "сладкоречия" оппонентов, то есть тоже духовных лидеров).  За свое красноречие и, вероятно, завораживающую игру на гуслях Богомил был прозван Соловьем. Кстати, в той же местности, спустя века, археологами были найдены гусли с подписью "Словиша", что также означает "Соловей" — возможно, они принадлежали знаменитому гусляру Богомилу.
     
Неожиданные волхвы, или почему богатыри были гуслярами
Обломки пятиструнных гуслей с надписью "СЛОВИША", обнаруженные археологами в Троицком раскопе в слое XI века г. Новгорода
                   

Интересно, что в христианской парадигме прозвание Соловей и вовсе приобрело негативное значение — трудно сказать, связано ли это с личностью Богомила, с отсылкой к игре на гуслям, или все вместе, однако всем известен отрицательный былинный персонаж Соловей-разбойник. Без гуслей здесь, видимо, также не обошлось, так как былинный Соловей известен прежде всего своим разрушительным свистом, из-за которого он и получил такое прозвище.

С учетом того, что примерно с XII века гусли подвергаются гонениям и запрещаются из-за своей "языческой" природы — это вполне логично. В новых реалиях эмоциональная окраска гусельной игры меняется — виртуозная игра на гуслях представляется чем-то дурным и опасным, а сам гусляр воспринимается не как созидатель, а как разрушитель (свист Соловья — как оружие).

Неожиданные волхвы, или почему богатыри были гуслярами
Н. К. Рерих. Соловей-разбойник

                       
Соловей Будимирович
                   
В то же время в былинах есть и положительный герой — Соловей Будимирович (сюжет — "жених из-за моря приехавший сватать невесту"), в биографии которого гусли также играют ключевую роль. В некоторых версиях он даже именуется Соловьем Гудимировичем (от "гудеть" — "играть на гуслях").
         
Объяснить такую двойственность довольно просто — во времена "раннего христианства" (двоеверия) на Руси отношение к гуслям было иное. Тогда гусли были настолько распространены, что практически являлись синонимом музыки как таковой — так что главный музыкальный инструмент сказителей-язычников еще мирно сосуществовал с новой верой. Именно поэтому гусли использовались даже в религиозных христианских песнопениях и обрядах.
                 

3 Соловей Будимирович..jpg
Соловей Будимирович. Иллюстрация Н. Каразина. 1885 год Из книги "Русские богатыри. Избранные былины в пересказе для детей", 1912 год
   
Сюжет былины по Кирше Данилову таков — великий богатырь Соловей Будимирович прибывает в Киев. Подарив щедрые подарки князю Владимиру, он получает участок земли в саду племянницы князя — Забавы Путятичны. За одну ночь богатырь возводит на своем участке три терема потрясающей красоты. Сидя в них, он играет на гуслях. Тонкие и пронзительные мелодии настолько прельщают Забаву, что она сама приходит к Соловью свататься. Но мать богатыря не одобряет невесту и убеждает сына отсрочить свадьбу и съездить в другое государство. За период отсутствия Соловья, Забаву обманом заставляют выйти за Давыда Попова. Но Соловей Будимирович возвращается домой как раз во время свадебного пиршества. Забава узнает в нем своего настоящего жениха именно по игре на гуслях и выходит за него замуж.

Кстати, что примечательно — Соловей Будимирович прибывает в Киев из северных земель: из города "Леденца" из земли "Веденецкой", "из-за славного синя моря Волынского, из-за того Кодольского острова, из-за того Лукоморья зеленова…" И так же как и Садко может похвастаться невероятным богатством — то есть вновь видна связь гусельной традиции именно с севером (Русский Север, Балтийское море, Полабская Русь). Поэтому, хотя былина о нем по месту действия и относится к так называемому киевскому циклу, по сути она скорее новгородская.
             
Неожиданные волхвы, или почему богатыри были гуслярами
Н. К. Рерих. "Варяжское море".
             
Прототипом же Леденца разные исследователи называют и Великий Устюг (перекомпоновка финского топонима Леденг по С. В. Рогачеву), и Линданиссу (одно из древних названий Таллина), другие же отмечают сходство названия Кодольский остров с островом Котлин или Готланд, а Зеландское лукоморье отождествляется с берегом Руяна, где стояла легендарная Аркона. Неподалеку от Арконы есть еще один претендент на звание древнего Леденца — шведский Лёддечёппинг на берегу реки Лёдде.
     
Как бы то ни было убранство корабля "богатого гостя" так или иначе указывает именно на северное происхождение:
     
У того было сокола у корабля
Вместо бровей было прибивано
По черному соболю якутскому,
И якутскому ведь сибирскому…
И два горностая повешены,
И два горностая, два зимние;
У того было сокола у корабля
Вместо гривы прибивано
Две лисицы бурнастые;
Вместо хвоста повешено
На том было соколе-корабле
Два медведя белые заморские…


3 М. П. Чевалков, «Соловей Будимирович и Забава».1.jpg
М.П. Чевалков. "Соловей Будимирович и Забава Путятична". 2003.

А страсть Соловья к гуслям отчетливо видна в целом отрывке, посвященном описанию того, что струны, тонцы (жанры и строи гусельной игры) и интересные наигрыши-припевки он собирает по всему свету. Впрочем бОльшая их часть опять же северная:
 
Струну к струночке натягивает,
Тонцы по голсоу налаживает,
Тонцы он ведет от Новагорода,
А другие ведет от Еросолима,
А все малые припевки за Синя моря,
За синя моря Волынского,
Из-за того Кодольского острова,
Из-за того Лукоморья зеленого…
   
Отсюда

Поскольку в текст включены очень длинные отрывки былин, в один пост поместилась только половина.
Продолжение следует

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Предлагаю вам ознакомиться с "десяткой" моих нелюбимых актрис. Комментарии давать по каждой из них я не намерен, поэтому это просто список. 10) Элиша Катберт 9) Мина Сувари 8) Кристина Риччи 7) Холли Берри 6) Хилари Суонк 5) Шарон Стоун 4) ...
...
Что-то происходит с кинематографом в последнее время. Все недавние релизы главных сиквелов - Бонд, Звездные войны, Трансформеры - настолько злоебуче скучные и затянутые, что я просто засыпал на половине с попкорном в руке. ...
Нефть в Мексиканском заливе, тысячи загубленных животных и птиц, возможно невосполнимый урон флоре и фауне, адское пламя пожаров, уничтожающих леса и все живое на пути, оставляющее людей без крыши над головой... Концентрация угарного газа в ...
...