Необыкновенная история на Рождество, 2017
ida_mikhaylova — 05.12.2024Man Who Invented Christmas, The
Лес Стандифорд «Человек, который изобрёл Рождество»
Что можно сказать об этом фильме!? Буду пересматривать и завидую тем, кто ещё не видел этого фильма. Естественное, обыкновенное, но чудо зимнего торжества, родившееся в наши дни. Хочется снова, как в детстве, устроиться с ногами под плюшевым пледом в широком и самом удобном на свете медвежьем папином кресле, погружаясь в мир книжных героев Чарльза Диккенса. Подумать только — за шесть недель подарить людям настоящую сказку!..
В киноленте представлены муки творчества Диккенса. Его жена ему бросает обвинение, что он больше любит своих героев, чем детей. Это справедливое утверждение в целом для писательского цеха.Создатели байопика досконально изучили лондонский книжный мир 1840-х годов. Не знала, что "Мартин Челзвит" не был тогда признан читательской публикой, но признаюсь, что этот роман я так и не дочитала. Из книг Диккенса мои самые любимые: "Оливер Твист", "Большие надежды", "Крошка Доррит". Непростая композиционная постановка картины позволяет с разных сторон представить как же создавалась книга "Рождественская песнь". Как появился образ Скруджа. Режиссер картины показывает детство самого автора, его отношения с отцом, работу на фабрике. Не стоит удивляться реалистичности образов Диккенса в описании простого народа, он же сам был из такой среды. Дикенс уже признанный автор, находящийся в поисках героя своего нового рассказа собирает рассказы о духах, привидениях, в некоторых сценах появляется кукольный Панч. Рождество в Англии не был праздником для всего народа. Цветовая гамма Лондона варьируется от темных тонов до светлых. В истории создания Скруджа большая роль принадлежит детским воспоминаниям Диккенса, в один "прекрасный" день такой же скряга, как и Скрудж обвинил его отца. В роли Скруджа снимался Кристофер Пламмер, которого я полюбила ещё со "Звуков музыки". Любой шедевр рождается в муках. И "Рождественская песнь" Диккенса открыла целое направление в литературе - Рождественские романы и рассказы.
Привожу статью Ефима Барбана, «Московские новости» от 26 декабря 2007 года полностью:
Имя великого писателя стало для британцев синонимом главного праздника года
В Англии имя Диккенса стало синонимом Рождества. Великий писатель оказал огромное влияние на восприятие этого праздника у себя на родине, наделив его новым смыслом, создав чисто английскую "рождественскую философию".
Вплоть до 40-х годов XIX века Рождество в Англии не праздновалось. Только в царствование королевы Виктории англичане начали украшать к Рождеству елку и присоединились к странам континентальной Европы. При Виктории возник и обычай публичного исполнения рождественских духовных песнопений, которые можно услышать в рождественские дни на улицах, в торговых центрах и даже в вестибюлях станций метро. Первая рождественская открытка в Англии также появилась в викторианские времена – в 40-е годы XIX века. Однако именно "Рождественские повести" Диккенса, которые он писал с 1843 по 1848 год, придали английскому Рождеству духовный и нравственный смысл главного и самого любимого праздника.
"Рождественские повести", каждую из которых Диккенс публиковал в канун Рождества, были им задуманы как своего рода святочные притчи, как проповеди нравственного очищения. Особое влияние оказала на английскую рождественскую атмосферу первая повесть этого цикла – Christmas Carol ("Рождественская песнь"). Поводом для ее написания стала необходимость срочно выплатить денежный долг. Диккенс задолжал своему поверенному в делах 270 фунтов – изрядные деньги по тем временам, если учесть, что тогда джентльмен мог безбедно жить на сто фунтов в год. Отец Диккенса был посажен в долговую тюрьму в 20-е годы XIX века, что привело к тому, что ребенком писатель оказался на тяжелейших работах на красильной фабрике. Диккенс всю жизнь испытывал финансовые трудности и панически боялся повторить судьбу отца. Длинные романы, которые он обычно публиковал в печати с ежемесячными продолжениями, для этого не годились. Он остановил свой выбор на короткой повести. Начал он ее писать в октябре 1843 года с прицелом на публикацию накануне Рождества. Чтобы выиграть время, Диккенс решил развить образ Гэбриеля Грабба – второстепенного персонажа своих "Посмертных записок Пиквикского клуба". Так родился Эбинизер Скрудж, имя которого стало нарицательным в Англии.
"Рождественская песнь" – это история о том, как скряга и стяжатель Скрудж возрождается к новой, светлой и нравственной жизни. В повести Диккенс воспевает традиционные "рождественские ценности" – семейное тепло, бескорыстие, любовь к ближнему, сострадание. До сих пор миллионы англичан не могут без слез умиления читать эту повесть. Надо сказать, что весь шеститысячный тираж "Рождественской песни", опубликованной в середине декабря 1843 года, разошелся еще до Рождества. Однако Диккенс выручил за повесть всего 230 фунтов – меньше, чем был должен своему поверенному. И хотя последующие восемь изданий повести также разошлись очень быстро, Диккенсу не удалось разбогатеть. Писатель стал жертвой собственного успеха – пиратские издания повести в изобилии появились в Англии и Америке. Здоровье Диккенса пошатнулось, однако, испытывая финансовые трудности, он вынужден был отправиться в изматывающие лекционные турне в Америку, что в конечном итоге практически и убило его.
После "Рождественской песни" были написаны "Колокола", "Сверчок за очагом", "Битва жизни", "Гонимый человек". Эти трогательные повести и превратили Рождество в Англии в народный праздник любви, примирения, веселья и семейного единения.
В интервью "МН" куратор лондонского музея Диккенса Софи Слейд рассказывает, чем было Рождество для самого писателя.
– Для него самого это была прежде всего возможность перед лицом высшего символа добра (а именно так он воспринимал христианство) задуматься над собственной жизнью и переосмыслить прошлое. В канун и день Рождества Диккенс оценивал прожитую жизнь и прежде всего свои неудачи и отношения с близкими. Это и стало для многих поколений англичан примером того восприятия Рождества, которое со временем укоренилось в национальном характере.
– Сохранилось ли в Англии диккенсовское отношение к Рождеству и продолжают ли читать его "Рождественскую песнь"?
– Интерес к ней в рождественские дни всегда возрастает, и издатели печатают дополнительные тиражи. В музее мы ежегодно ставим пьесу для одного актера по мотивам этой повести. После представления обсуждаем и спектакль, и идеи повести, и посетители признаются, что "Рождественская песнь" с детства служит для них нравственным ориентиром. Ежегодно в Англии происходит чудесное преображение этой повести. Уже создано четыре или пять театральных и телевизионных постановок по мотивам "Рождественской песни", которые обычно показывают в рождественские дни. – Чем объясняется, что Чарлз Диккенс до сих пор определяет для многих англичан смысл и значение Рождества?
– Видите ли, Рождество, конечно, прежде всего христианский праздник, у него символическое религиозное значение. Однако по мере того, как английское общество постепенно становилось все более светским, Рождество начало утрачивать универсально христианское значение и приобретать черты национального британского праздника. И вот тут влияние Диккенса, особенно его "Рождественских повестей", приобрело огромное значение, заменив ритуальный смысл Рождества нравственным и одновременно превратив его в семейное торжество. Заметьте, мы в Британии, в отличие от стран континентальной Европы, практически не празднуем встречу Нового года. Рождество как бы заменяет нам оба эти праздника. И вот здесь Диккенс, как никто другой, пришелся ко двору. Сохраняя нравственный смысл Рождества, Диккенс с его викторианскими нравственными ценностями отсылает нас к национальным корням и одновременно модернизирует этот старинный праздник, превращая его в апофеоз любви и добра.
– А как в музее Диккенса отмечается Рождество?
– Наша рождественская программа обычно начинается в начале декабря и продолжается примерно две недели после Рождества. Рождественские святки празднуются у нас вплоть до 6 января. Мы начинаем их отмечать 26 ноября – в день, когда семья Диккенса обычно начинала готовиться к Рождеству, развешивая в доме традиционные рождественские украшения. Многие из них Диккенс описывал в своих книгах. Кроме того, мы устраиваем выставку, посвященную истории Рождества. Весь декабрь в музее проводятся специальные рождественские мероприятия. В эти дни за вход в музей взимается специальная плата, посетителям подаются пироги и вино, персонал музея надевает викторианские костюмы и платья эпохи Диккенса. Это очень важная для нас часть года, когда имя Диккенса становится символом нашего главного праздника.
И ещё один комментарий полностью:
Olga Romanuk 10.12.2020 — 23:11:09
Человек, который изобрёл Рождество
Создание истории, которая принесла радость!
Недавно искала для себя что-то новое в подборку фильмов на Рождество/Новый год и наткнулась на мало известный у нас байопик "Человек, который изобрёл Рождество" о Чарльзе Диккенсе – прекрасная, тонкая история о том, как им был написан популярный "Рождественский гимн", укрепивший традиции празднования Рождества в Британии.
"Необыкновенная история на Рождество" меня просто очаровала – это исключительно добрый, красочный фильм, с интересным сюжетом, имеющим реальную подоплеку, хорошим юмором, не уступающим автору, и с талантливым Дэном Стивенсом в роли Диккенса. Приятно было понаблюдать изнутри за творческой кухней автора, особенно как он создаёт своих персонажей и выстраивает сюжет.
Надо сказать, к моменту создания "Рождественского гимна" Диккенс был уже известным писателем не только у себя в стране, но и за рубежом, а его писательский дар был и вдохновением, и наваждением. Это проявлялось в том, что автор видел своих персонажей как бы воочию: они разговаривали с ним, спорили, ссорились и каждое слово, прежде, чем перейти на бумагу, было произнесено вслух. Иногда это Диккенса сильно утомляло, и он сбегал от своих персонажей на улицу, в толчею реальных людей.
Бесспорно, Чарльз Диккенс был талантлив, и не только наделен богатой фантазией и плодотворен как писатель, он также выделялся актерским мастерством и даром чтеца, что не мешало ему, по разным причинам, временами испытывать денежные затруднения, а три последние книги автора после "Оливера Твиста" трудно продавались.
Однако не столько финансовые проблемы, не оставляющие писателя, сколько приближение зимы, Рождества послужило толчком для вдохновения Диккенса и заставило его за очень короткий срок в 6 недель написать трогательный святочный рассказ о Духах Рождества, о прозрении, когда человек, увидевший в течении нескольких ночей своё прошлое, настоящее и будущее, переживает духовную трансформацию. Из-за отказа издателей и желания опубликовать рассказ к Рождеству, Диккенс сам опубликовал "Гимн", а идея, заложенная им, усилила традицию празднования Рождества в Британии, которую чтут до сих пор.
История скряги Эбенезера Скруджа, который никого и ничего, кроме денег, в своей жизни не любил, стала нарицательной, ведь он не понимал радость от встречи Рождества, Святок, из-за чего всегда отвергал приглашения родных на праздник, как и их любовь. Только Духи Рождества открыли Эбенезеру глаза на его поступки и возможное будущее, что помогает Скруджу в одночасье измениться: он спасает малыша Тима и становится ему "вторым отцом". В конечном счете, эта история – об искуплении и прощении. Современники считали, что "Рождественская песнь" является "сказкой, которая заставляет читателя смеяться и плакать, раскрывать свои объятья и открывать своё сердце для милосердия даже к тем, кто его не любит."
По моим ощущениям, "The Man Who Invented Christmas" несколько недооценен критиками. Для зрителя он будет привлекателен своей красочностью, добротой, теплом, уютом. Фильм хорошо стилизован под диккенсоновскую эпоху, интересно разрабатывает идею творческого вдохновения и смотрится легко, на одном дыхании: ему удаётся сохранить неповторимый колорит ожидания Рождества и, в то же время, показать, из чего рождаются вдохновение и муки творчества. Выделяя актерский ансамбль, где все персонажи отлично вписались в свои роли, особо хочу отметить Дэна Стивенса (Чарльз Диккенс) и Кристофера Пламмера (Эбенезер Скрудж), отличные работы, браво!
В ожидании Рождества "Необыкновенная история" ненавязчиво и без пафоса говорит с нами о семейных ценностях и прощении, о любви и принятии, о милосердии и терпении, о таланте и бескорыстии, о многих и многих важных вещах, про которые мы забываем в сутолоке повседневной жизни.
Рождественского вам настроения!
Специально для зимнего марафона #зимниесказки в #10фильмов
|
</> |