Необходимое и достаточное условия

В прошлом году ув. Иван Владимиров поднял интересную тему о том, существует ли корреляция между обеспеченностью жильем и рождаемостью населения. Сославшись на пример харедим в Израиле и мормонов в Юте, он приходит к выводу, что ориентация людей на семью и детей определяет куда больше, чем количество квадратных метров, на которых они проживают.
Попробуем разобраться, насколько справедливо это суждение.
Зависит ли рождаемость только от площади жилья? Разумеется, нет. Израильские харедим, американские амиши и балканские цыгане, мотивированные заводить много детей далеко не в самых комфортных современному обывателю условиях, — яркий пример того, как сознание определяет бытие (вопреки известному тезису Карла Маркса).
В одном и том же Южном Бутово в одних и тех же бетонных высотных джунглях проживает 70% русских и 30% среднеазиатов, однако СКР первых составляет 1,1, а СКР вторых — 2,45 детей на женщину. Это тот случай, когда у разных групп населения различается степень их мотивации к деторождению, которая, в свою очередь, зависит от религиозности и степени сохранности ценностей традиционного доиндустриального общества.
Теперь же попробуем задать вопрос иначе.
Зависит ли рождаемость от площади жилья у культурно схожих человеческих сообществ со схожими взглядами на мироустройство и отношением к семье и детям? Еще как.

Перед нами график 2016 года, иллюстрирующий средний метраж жилья одного домохозяйства в различных постиндустриальных странах, которые ныне считаются остовом современной цивилизации и которые оказались в наибольшей степени подверженными глобализации 1980-2010х годов со всеми ее бонусами в виде общества потребления и американской массовой культуры.
Для начала следует перевести из квадратных футов в метры для наглядности. Гонконгские 400 - это 37 м², французские 1000 - 92 м², заоблачные американские - 180 м². И хотя с тех пор рождаемость просела во всех странах на графике, порядок цифр, показывающий разницу между большинством стран на графике, остался тем же. Исключение — Китай, который успел за 8 лет упасть ниже уровня Японии и сблизиться с Гонконгом.
Что мы тут видим?
Просторность жилья в контексте демографии стран Запада и вестернизированной Восточной Азии имеет весьма важное значение. 100-00м² жилья - это роскошный бонус, доступный отдельным англоязычным странам. Тем, не менее, французский метраж выглядит недосягаемым идеалом для жителей Гонконга. Конечно, жилье — далеко не единственный и не главный фактор для рождаемости, но даже Япония, какими бы скромными ни были ее демографические успехи, по СКР, пусть незначительно, но опережает своих высокотехнологичных побратимов по региону за счет большей площади жилья.
Таким образом, прибегнув к математическим терминам, сформулируем простое правило: для повышения демографии улучшение жилищных условий — это достаточное условие, тогда как наличие человеческой мотивации к деторождению — это условие необходимое.
|
</> |