Необходимая достаточность
neosonus — 03.05.2021 Я три дня не выхожу из дома. Боже, как это круто. Вот как в пятницу приехала домой с работы, так до сих пор никуда не выходила. Я понимаю, что для любого нормального человека это странно. Особенно когда живешь на берегу моря и когда за окном лето и + 25. Наверное, это даже кощунственно. Но у меня есть свои причины. Главное – для меня это физическая потребность, когда я сильно устаю, я не хочу двигаться вообще. Просто быть дома, когда тебе никуда не надо ехать, идти, ни с кем встречаться – моя «необходимая достаточность». Поэтому, боже, как это круто – я три дня дома! Отключила телефон, обложилась книжками, пишу в свое удовольствие, вспомнила о том, что люблю вышивать и пересматриваю на сто пятый раз «Коломбо». И прямо сейчас я очень хочу рассказать про книжки, которые читаю)) Я в восторге от всех настолько, что хочется устроить рекламную акцию))) я обычно читаю одновременно несколько. Беру то одно, то другое, в зависимости от степени усталости и эмоциональной потребности. А сейчас, когда я три дня дома (да-да), упиваюсь фактом чтения всех одновременно-попеременно. Медленно-медленно. Смакуя каждую страницу.Вот что нужно человеку для счастья? Правильно, книги=)
Итааааак, начнем.
Евгений Водолазкин «Лавр»
Я уже рассказывала, что взяла в библиотеке «Лавра», и вот продолжаю его читать. Для меня это не та книга, которую хочется проглотить залпом. Да и кажется, это невозможно. Т.е. есть такие книги у которых совершенно особенный темп, они не терпят торопливого бездумного чтения, когда их читаешь, они задают тон и скорость твоего чтения, а вовсе не ты и не твои привычки. А еще получается читать «Лавра» медленно, потому что вернувшись к нему, требуется какое-то время, чтобы привыкнуть. Такой литературы (во-первых, отечественной, во-вторых, такого высокого качественного уровня) я уже давно не читала.
Это не книга. Это нечто большее.
«Здесь каждая стена, сказал, бережет тепло его взгляда и шершавость его прикосновения. Как же, спрашивается, я могу отсюда уйти?»
Фрэнсис Элиза Бёрнетт «Как стать леди»
Я купила эту книгу в рамках акции «Чем бы побаловать себя, любимую?». Прочла рецензию в Psychologies и тут же сделала заказ. Это кардинально другое, нежели серьезная литература. Именно такое переключение было мне необходимо, когда я дико уставала на работе. Сейчас где-то на середине, и к этому моменту успела трижды поменять отношение к роману. Начала читать: женский роман в чистом виде – платочки, оборочки, пять пенсов за отрез, какой чудесный день! Какая прелесть! Думаю, надо же, сто лет не встречала подобную литературу. Чистая как слеза классика сентиментального жанра.
Потом: о, оказывается, это сказка про Золушку?
Потом: эээ… Ну, как бы треть книги прочитана, финал сказки уже закончился, так о чем еще можно писать?!
В общем, Бернетт меня пока удивляет и удовлетворяет какую-то неистребимую женскую потребность, ради которой я в школе пачками глотала женские романы, и до сих пор периодически что-то такое хочу.
Бернетт пишет с житейской мудростью журнала «Лиза» и телеканала «Домашний». Порой мило, порой саркастично, а порой язвительно метко.
«Она была настолько хороша, что любой, засмотревшийся на нее, мог предположить, что она еще и глупа к тому же, однако она была отнюдь не дурочкой».
Татьяна Леонтьева «Суп без фрикаделек»
Вот это я читаю медленно, не потому что тяжелый слог, или вот как Бернетт, только когда хочется переключиться и физически отдохнуть. О нет. Эту книгу я читаю медленно, потому что это бомба замедленного действия. Те, кто читает мой журнал давно, знает, что есть у меня такая категория книг, которые я не могу читать спокойно. Потому что меня начинает бомбить, я злюсь чуть ли не до белого каления, плююсь, чертыхаюсь, проклинаю и продолжаю «жрать кактус». Вот сейчас именно тот самый случай. Я пока прочла всего 2,5 рассказа, а меня так накрывает, что просто сил нет дальше читать. Я превращаюсь в Халка, который желает все вокруг крушить.
Да потому что как можно вот так спокойно писать?????? Нет, вы только подумайте, она, ворона такая, в 2001 году поехала поступать и 20 тысяч мошенникам на рынке отдала!! Я читала и у меня волосы дыбом становились. У меня бы просто инфаркт произошел в ту же секунду. Как. Как? КАК она после этого смогла найти морально найти силы поехать домой и все рассказать маме? И это еще не все, господа. Во втором рассказе она потеряла паспорт. В чужом городе. Без денег. Потому что напилась вина и спала у парадного.
Это жесть. Я просто не выдерживаю такого количества злости. Я абсолютно точно не могу спокойно читать эту книгу. Это мой личный персональный ад. Именно потому, что автор всего на год меня младше и описывая реалии 2001 года я вижу воочию то, о чем она пишет. И потому что я прямо до боли узнаю себя, переезд в большой город, деньги, зашитые в брюки (у меня не зашитые, но не суть). И вот эти чудовищные истории с кражей и паспортом было именно то, чего я до ужаса боялась. И читать эту книгу для меня все равно, что добровольно вернуться в себя ту, в то время, когда кожи вообще не было, я воспринимала мир всеми нервами и одному богу известно, как я выжила. Т.е. это мой ужас. И я злюсь, когда кто-то меня в этот ужас погружает/ возвращает.
Буду читать эту книгу по чайной ложке. Не чаще и не больше. Как доза адреналина в сердце, могу выдержать до определенного уровня.
«По дороге я купила какого-то алкоголя и сигареты «Лаки страйк». Я помнила, что они нравятся Андрюше. Я вообще любила запоминать чужие пристрастия, а потом делать подарки «в тему».
Москва: место встречи (сборник)
После долгих раздумий, мы решили читать эту книгу вслух следующей. Прочли сначала четыре рассказа, а когда была моя очередь и я благополучно читала 20 минут, муж оказывается уснул примерно на 2 минуте и стало ясно, что книгу дочитывать я буду одна. Короче, он сказал, что не хочет ее читать%))) На самом деле, я понимаю его логику. Это именно тот случай отечественной прозы, которая впрыскивает под кожу дозу горечи, боли, разочарования, обиды и тоски. Это сборник, и казалось бы как может случится так, что все рассказы похожи друг на друга по настроению и тональности? Скорее всего не может (я лично на это очень рассчитываю), но именно первые рассказы как один пропитаны, пронизаны этой атмосферой. И когда мы читали, гнетущая атмосфера обволакивала как туман, тяжело прямо было. Когда обсудили причины (привет, гештальт!), превратили иррациональное в рациональное, лично мне стало спокойнее, понятны причины такого настроения (в каждом конкретном случае свои). Я думаю, что читать самой мне будет легче и проще.
В общем, лично я очень хочу дочитать. Хочу «оживить», расширить ту Москву, которую я знаю исключительно как «Исторический музей. Красная площадь. Парк Горького. Кутузовский. «Пионер». Киевский вокзал, откуда можно уехать в Малоярославец к тете. Театр им. Вахтангова. «Современник». Малый Гнездниковский переулок». Все. Не густо. Правда, я и в Москве очень редко бываю…
«Это был темный период в моей жизни, когда я была бесконечно одинока, не имела ни друзей, ни денег на кино, не могла находиться дома и потому проводила время в читальном зале Фрунзенского райкома.
Единственное доступное мне развлечение.
Я читала и смотрела в окно. Сейчас понимаю, что не таким уж плохим было то время. Во дворе райкома был яблоневый сад, о нем никто не знал, и яблони цвели только для меня.
Я прочитала много книг, много страдала и много думала»
Фредрик Бакман «Тревожные люди»
А вслух мы в итоге выбрали читать вот эту книгу Бакмана. Кстати, это первый опыт чтения друг другу электронной книги. Такого у нас еще не было. Это очень странно и непривычно))) Спасибо литресу за возможность взять книжку в читальном зале. Классная опция. В общем, ни разу не пожалели, и пока обоим очень нравится. Я так соскучилась по Бакману (но намеренно не брала, т.к. от Уве еще не пришла в себя). Прочла чужую рецензию и поняла, что тут вроде бы никто не умирает (я надеюсь!). Поэтому и предложила ее. Пока совсем немного прочли, но я прямо на каждой странице готова ставить закладки. И чувствует мое сердце, растащу роман на цитаты. Обожаю чувство юмора Бакмана. Люблю за умение писать о важном простым языком. (и не по теме - какое ужасное оформление издания. Точнее лично для меня это ужасно. никогда бы не купила книжку с такой обложкой)
«Иногда нам становится больно, невыносимо больно, потому что мы чувствуем себя чужими в собственной коже. Мы впадаем в панику при мысли о неоплаченных счетах, о том, что взрослые – это мы; а мы до сих пор не научились ими быть, поскольку попытку быть взрослым ничего не стоит провалить».
.
Ирина Лукьянова "Корней Чуковский"
А параллельно со всем этим, я продолжаю слушать в аудио Чуковского. И это бомба. Последняя глава произвела на меня огромное впечатление. Речь идет о критических статьях Чуковского о массовой культуре. Оказывается (я не знала), именно он одним из первых в России заговорил о специфике, причинах, сущности массовой культуры как явлении. А так как говорил он о ней исключительно в негативной коннотации, подыскивая самые уничижительные и разгромные эпитеты, читать эту главу было мега интересно. Как вам такой читательский диагноз – «некроз души»? Супер метко, не правда ли? А вообще, я настолько не согласна с его позицией, что так и подмывало написать отдельный пост. Но решила, что очень странно апеллировать не к первоисточнику, а информации «со вторых рук». Но мне совершенно точно это интересно. Прямо вот хочется от души поспорить. А некоторые вещи удивляют актуальностью и меткостью характеристик.
"Литература теперь нужна не как хлеб, а как спермин, возбуждающее средство», – констатирует Чуковский; и кричащие названия книжек, и дикие их сюжеты – все потому, «что вне щекотки у нас нет никаких способов проникнуть в читательскую душу». И щекотать приходится все больше, иначе происходит привыкание, и читателю опять будет скучно".
|
</> |