Ненависть. Попытка классификации.
17ur — 01.07.2016Помилуйте, так с чего тогда разбираться в этом ужасном переживании? - ему нет места в нашей жизни, оно истощает и оскверняет, а его взращивание грозит уголовной ответственностью.
Потому - паки и паки абстрактно. Я даже обозначения выдумывал на ходу, вспоминая кое-как подходящие латинские корнесловия.
И вообще, давно я не писал длинных трактатов, злоупотребляя при том тегами.
1. О предмете и обращении с ним.
Что такое ненависть? Ненависть есть желание несуществования объекта ненависти.
Именно из этого определения следует необходимость (совершенно умозрительная, товарищ майор) в ненависти разбираться.
Начать с того, что "ненавидеть за что-то" - это подход в принципе не правильный, пусть и применимый. Ненависть - всего лишь пожелание препятствию исчезнуть.
"За что-то" - одновременно ненужная детализация и ненужное обобщение.
Детализация - объяснение, как объект ненависти мешает. Мол, объект мешает тем, что квадратный, круглый, небритый, плохой, задолжал денег, его дедушка укусил моего дедушку и так далее.
Детализация не нужна как минимум потому, что может быть подменена и использована для манипуляции ненавистью и даже её отмены в ущерб интересу ненавидящего. Мол, объект по-прежнему мешает, но теперь он хороший и извинился, а значит, надо терпеть.
Обобщение - это перенос ненависти с помехи как факта на помеху как способ. Ненавидеть не круглый мешающий объект, а всё круглое (квадратное, небритое, плохое). Как легко догадаться, и здесь для манипуляции открываются бескрайние просторы.
Ненавидят не "за что-то", а потому, что объект мешает самим своим существованием. Не потому, что объект что-то делает или как-то выглядит. А просто потому, что он существует, занимает место.
Ещё одно основание для разбирательства в ненависти - затратность переживания, его тяжесть. Как же, я хочу, чтобы чего-то не было, а оно есть. И так надолго. Фру Страция, как сказали бы шведы.
Замечу, что тяжесть ненависти намеренно преувеличена и усиливается культурными средствами.
Для масс ненависть навязчиво подаётся как чувство, подчёркнуто опасное для физического и душевного здоровья (а какое безопасно?), а равно подчёркнуто ущербное для социального статуса: потеря контроля над собой, аффект, смешной внешний вид, необдуманные поступки с непредвиденными последствиями и проч.. Можно подумать, что, влюбившись, мы дурака не валяем.
Зачем нужно такое утяжеление? Ответ очевиден: ненависть есть чувство естественное, всеприсутствующее, воспроизводимое самим фактом жизни в ограничениях (биологических, имущественных, социальных) и при том чувство действенное, двигающее на поступки по преодолению этих ограничений.
Следовательно, массы должны его чураться, подавлять, сублимировать, пережигать и обезвреживать иными способами, возможно более самостоятельно. Лишь бы не мешать тем, кто получает от наложенных на массы ограничений те или иные выгоды.
Кроме того, "окультуренный", страдающий перечисленными предрассудками в отношении ненависти человек не поймёт, что он сам есть объект ненависти, если на него при этом не кричат и не скрежещут зубами. А значит, его легче будет употребить - к удовольствию ненавидящего без истерик.
2. О разметке предмета.
Именно в целях предупреждения ущерба я предложил бы следующее перечисление разновидностей ненависти. Не для того, чтобы использовать достаточно неуклюжие слова вслух, но для того, чтобы определять присутствие, понимать разницу и делать выбор.
В конце концов, разве не удобно, если можно выбрать извод ненависти, наиболее подходящий к ситуации и объекту, самый удобный для переживания и использования?
И разве не хорошо, когда можно вовремя понять: сам представляешь собой объект ненависти некоторого извода?
Упреждающее примечание: примеры в кавычках я привожу именно как примеры, частные случаи. Скажем, желание смерти объекту ненависти вполне может быть заменено пожеланием отвязаться к чёртовой матери от субъекта ненависти и т. п..
Для начальной классификации ненависти я взял такие понятия, как мера и протяжённость. Просто для того, чтобы ограничить тему, забрав в эти понятия уточняющие вопросы, связанные с "несуществованием" из определения ненависти.
В своей мере ненависть бывает
- тотальная, когда объекту желают совершенного несуществования ("чтоб ты сдох");
- сепаратная, когда объекту желают несуществования тех или иных его свойств ("чтоб у тебя руки-ноги отсохли");
- градуальная, когда объекту желают уменьшения существования, а не совершенного несуществования ("чтоб тебя параличом разбило");
- сепаратно-градуальная, когда объекту желают уменьшения существования тех или иных его свойств ("чтоб у тебя руки-ноги тряслись").
Протяжённость даёт несколько уровней классификации.
В своей протяжённости ненависть может быть
- прима-ненавистью, когда желают, чтобы объекта не существовало изначально, никогда не было ("нет никаких русских");
- нулл-ненавистью, когда желают, чтобы объект перестал существовать, чтобы объекта не стало ("русские были до 1240-1653-1917 года", оно же "русские не протянут дольше 2030").
Нулл-ненависть, очевидно, имеет времена: прошедшее, настоящее и будущее - в зависимости от того, когда её объекту желательно потерять в существовании целиком или частично.
Прошедшая нулл-ненависть при своей внешней комичности сопрягает прима-ненависть с нулл-ненавистью. "Я хочу, чтобы тебя не было никогда" сравнительно легко транслируемо в "я хочу, чтобы тебя не стало издавна" и наоборот.
Настоящая нулл-ненависть - желание прекращения существования объекта или неких его качеств сей же час* - вещь весьма тонкая и способная приносить самые разнообразные выгоды в процессе человеческого общения.
* - я полагаю "настоящее время" достаточно длительным.
Я бы сказал, что умение так ненавидеть, умение вызывать у себя настоящую нулл-ненависть и отрешаться от неё усилием воли есть навык, жизненно необходимый всякому сколько-нибудь образованному и воспитанному человеку.
Будущая нулл-ненависть - желание, чтобы объект двинул кони когда-то потом - есть ненависть простейшая и доступная каждому. Именно она рекомендована слабым и претендует на место "ненависти вообще". Выгоды? Будущая нулл-ненависть неявно включает в себя признание существования объекта здесь и сейчас.
Именно будущую нулл-ненависть массовая культура обычно раскрашивает якобы обязательными заламыванием рук и скрежетом зубов и отождествляет с ненавистью вообще.
Теперь о вещи чуточку посложнее.
Во всякой ненависти к объекту, предположительно обладающему сознанием, присутствует отличное от нуля пожелание объекту ненависти осознать её воплощение, то бишь прекращение своего существования или утрату тех или иных свойств ("чтобы понял, что умирает"). Назову это пожелание когнитивной компонентой ненависти.
Когнитивная компонента ненависти тоже имеет времена: прошедшее, настоящее и будущее - в зависимости от того, к какому времени сам объект должен (по желанию ненавидящего) отнести воплощение нулл-ненависти к себе.
Так вот, время нулл-ненависти и время её когнитивной компоненты могут не совпадать.
Непонятно? Поясняю. Весьма распространено в "романах про привидения" убеждение призрака его врагами в том, что тот уже давно умер - с тем, чтобы он исчез и не застил сейчас. Здесь мы имеем настоящее время нулл-ненависти и прошедшее время её когнитивной компоненты.
Назову такую нулл-ненависть, в которой присутствует когнитивная компонента со временем, отличным от времени нулл-ненависти, дифференциальной ненавистью.
Дифференциальную ненависть тоже можно разделить на две группы: та, в которой время когнитивной компоненты отстаёт от собственного времени нулл-ненависти ("пойми, что умрёшь"), и та, в которой время когнитивной компоненты опережает собственное время нулл-ненависти ("пойми, что ты уже умер" - см. пример выше и вообще все эти "покаяния" и "искупления").
Их можно назвать соответственно отстающей ненавистью и опережающей ненавистью.
Отстающая дифференциальная ненависть может быть ПН ("понял в прошлом, умираешь сейчас"), ПБ ("понял в прошлом, умрёшь в будущем") и НБ ("понял сейчас, умрёшь в будущем"). Соответственно, опережающая дифференциальная ненависть - это НП ("понял сейчас, что когда-то умер"), БП ("ещё поймёшь, что уже умер") и БН ("ты умираешь сейчас, а поймёшь это потом").
Все перечисленные разновидности ненависти, размеченной по протяжённости, обладают своей мерой. То есть могут быть "градуальная прима-ненависть", "сепаратная будущая нулл-ненависть" или "тотальная ПБ-ненависть". И так далее.
Как видите, выбор достаточно богатый.
3. Заключение, а точнее, список недоделок.
Я, к сожалению, не готов обсуждать вопросы, в какой ситуации который вид ненависти может быть легче обнаружен (по отношению к себе), легче и/или эффективнее пережит (по отношению к другим), хотя предполагаю, что жизненного опыта самого читателя тут должно хватить если не на обобщения, то по крайней мере на сопоставления.
Если уважаемому читателю не хватило вступления для ответа на вопрос "зачем всё это надо" и "почему не хватает одного-единственного слова для обозначения ненависти", то в ответ я могу поинтересоваться, почему он сам не обходится всю жизнь словами "няка" и "бяка".
И добавить, что я, например, с немалым удовольствием читаю те или иные тексты именно сейчас, когда могу различать (верно или ошибочно) и при желании называть ту ненависть, которой они движимы. Это же понимание позволяет точнее определять объект обнаруженной ненависти.
В ответ на претензии к неуклюжести названий разновидностей ненависти ("симметриады и асимметриады", да-с) мне сказать нечего: выбирал с ходу, на слух. Могу только повторить, что, читая упомянутые тексты, я эти названия про себя не проговаривал, мне хватало понимания разницы.
И, конечно же, про любовь я мог бы написать то же самое с точностью до знака, потому что любовь есть желание существования объекту любви. Однако мнится мне, что любовь читателю любопытна несколько менее. "Жизнь такая".
Спасибо за внимание.
А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.
|
</> |