рейтинг блогов

Немного об опере. Дж. Верди. "Аида". Финальная сцена

топ 100 блогов maria_gorynceva09.10.2019 Оперу сейчас, по-моему, мало кто любит. Потому что долго, трудно и на иностранном языке. Мучительно смотреть, как томятся слушатели, случайно забредшие на спектакль. Особенно если хотели балет, а попали на оперу, постеснявшись объяснить кассирше, чего хотят. Или вообще не зная, что между оперой и балетом есть различия. Да, такое бывает.

Оперу любить трудно. Она ужасающе условна. Ну помилуйте, где вы видели в жизни человека в последней стадии туберкулёза, который начинает на высоких нотах:

Мне так легко!
Болезнь прошла, страданиям конец!
Вдруг силою какой-то чудной
я к жизни призвана!
Мне снова жизнь возвращена!
О, радость!

А Виолетта Валери, истерзанная чахоткой и любовными страданиями, может. Или вот те же Аида с Радамесом. Они замурованы в гробнице. Их ждёт либо смерть от удушья, либо (если бы вдруг в гробницу откуда-то поступал воздух) - от обезвоживания. Задыхающиеся берут весьма крепкие высокие ноты и последнюю часть дуэта пропевают на forte. Недаром оперную условность так ехидно осмеивал Лев Толстой.

А ещё в опере, бывает, несколько персонажей (от двух до восьми) начинают петь разом, и все разное, - и слов не разобрать, и неподготовленный слушатель тонет в этой "ансамблёвой" (как выражалась Валентина Пономарёва) окрошке. Иногда она, эта окрошка используется как специальный приём, например в опере Д. Шостаковича "Нос":
По-особому трактованы ансамбли, например знаменитый октет дворников, читающих газетные объявления. Его комедийный эффект заключается в том, что слов разобрать невозможно: каноническое проведение восьми голосов создает ощущение нарочитой «топотни» текста, хотя и сохраняет приметы интонационной и ритмической организованности.

Меня как-то спросили, как полюбить оперу. Думаю, только слушать, слушать и слушать. Ещё заметила, что быстрее пробуждают в себе любовь к опере те люди, которые сами любят петь и хоть немного поют. Где-то прочитала историю о молодом человеке, который ничего, кроме попсы, в жизни не слушал, но устроился в оперный театр осветителем. И вот когда он впервые услышал, как звучит опера, его так, пардон, пропёрло, что он начал слушать не только спектакли своего театра (это ему приходилось делать по долгу службы), но и записи. И членов семьи заставил слушать оперу (бедные члены!)

Ну а я впервые столкнулась с оперой в четвёртом классе. Это был 1970 год (боже, какая я древняя!) И это была "Аида". А предыстория такова. У мамы была (да и есть пока) подруга и коллега, тётя Роза. Тётя Роза очень много и увлечённо читала, в том числе и научно-популярной литературы. А ещё она умела рассказывать. И рассказы её благодаря обширным познаниям из разных областей, были всегда чрезвычайно интересны.

И вот как-то раз шли мы с подружкой Иркой, наши мамы и тётя Роза в лес погулять. А если кто из старожилов помнит, тогда на тротуаре напротив общежития, что на Учёных, 6, на асфальте был рисунок, когда-то прочерченный на сыром асфальте, в виде гроба с покойником, а сверху - слова: "Здесь замурован жмурик". Наши мамы о чём-то оживлённо беседовали, и мы вцепились в тётю Розу: а что такое замурован? Что такое жмурик?

И тётя Роза разразилась рассказом о том, что такое замуровать и кого для чего замуровывали. Впервые я услышала от неё о так называемой "строительной жертве" (нет, она не знала таких слов, но то, о чём она рассказывала, было именно про строительную жертву, которую замуровывали либо в стену, либо в фундамент здания). Она рассказывала об узниках, замурованных в темницах. О замурованных тайных ходах в средневековых замках и о том, как на них натыкались учёные. О том, как погребали знатных скифов, замуровывая входы в каменные гробницы, над которыми насыпались курганы. О египетских пирамидах с замурованными погребальными камерами. И наконец поведала историю Радамеса и Аиды, которые тоже оказались заживо замурованы в гробнице.

Мы с Иркой слушали, открыв рты. Макабрная мрачность этих сюжетов потрясла меня, а поскольку я в то время очень увлекалась Древним Египтом, поэтому Аида и Радамес особенно засели в памяти. А тётя Роза проронила что-то вроде того, что надо бы нас на оперу сводить. мы забыли про это, а она нет. И когда зимой наш Оперный давал "Аиду" в Доме учёных, она купила билеты, чтобы повести нас с Иркой на спектакль. Была тогда такая практика у новосибирских театров - приезжать со спектаклями в Академгородок, потому что от нас в город добираться было трудно, а ещё хуже - уезжать обратно.

"Аиду" тогда ставили в классических декорациях: с ярко-синим небом, пирамидами и колоннами с лотосовыми капителями. Сейчас ставить в таких декорациях считается дурным тоном. Как говорил мне Пётр Николаевич Белякин, который очень высоко ценил Черняковскую постановку "Аиды" в нашем театре (ту самую, скандальную, с которой во Дворце съездов демонстративно ушла Вишневская): "А как вы хотите, чтобы сейчас ставили "Аиду"? С пирамидами? Но это уже неинтересно. Можно купить путёвку и посмотреть на эти самые пирамиды". А нынешняя постановка "Аиды" у нас вот такая:

Немного об опере. Дж. Верди. Аида. Финальная сцена

Немного об опере. Дж. Верди. Аида. Финальная сцена

Здесь Аида - Вероника Джиоева, а за её плечом гадко улыбается Амонасро - Алексей Зеленков (прекрасный баритон, между прочим).

А это египетские боги на балкончике, который символизирует храм:

Немного об опере. Дж. Верди. Аида. Финальная сцена

А вот Аида и Радамес агонизируют в гробнице:

Немного об опере. Дж. Верди. Аида. Финальная сцена

(Все фото унесены с официального сайта НОВАТ, тьфу, собачья кличка!).

Но я, когда слушаю эту оперу в записи, неизменно вижу те декорации - да, с пальмами и пирамидами на том берегу Нила, с тёмным храмом, по которому шли внушительные жрецы в леопардовых шкурах и куда бегом врывалась Амнерис (там по музыке хорошо слышно, что она распахивает окованные двери и бежит), с дворцом фараона и с гробницей в конце. Передо моими глазами встают те мизансцены: проводы Радамеса, триумфальное его возвращение, танцы жриц (у нас в нынешней постановке все танцы выкинули - негде в этих декорациях), Амнерис с Аидой, сцена на берегу Нила, Амнерис с Радамесом, суд, гробница. Аиду тогда пела Зинаида Диденко, наше лучшее драматическое сопрано. Мне она, конечно, казалась уже весьма зрелой тётенькой, но недавно я поинтересовалась, сколько же ей тогда было лет. Оказывается - всего 32 года. Моложе, чем мой собственный деть сейчас. Она выходила из правой кулисы - тоненькая, с опущенными глазами, робкой походкой (рабыня всё-таки, царскую гордость приходится прятать). Такой Аида и осталась в моей памяти навсегда. В видеозаписи я видела разные постановки, некоторые очень удачные и даже без пирамид, но то первое, детское впечатление оказалось самым сильным. Ну а сама опера как жанр показалась мне прекрасной и волшебной. Так началась моя к ней великая любовь.

Тут по некоторым причинам вспоминала последние дни последний же дуэт Аида и Радамеса. Тот самый, где они замурованы в гробнице. Четвёртое действие, картина вторая. Я отобрала четыре, как мне кажется, прекрасных исполнения, причём именно старых, олдскульных певцов, потому что тогда это было ещё подлинное бельканто, и звук они умели извлекать хорошо и правильно.

Если кто-то не знает сюжет "Аиды", с ним можно ознакомиться здесь. А на этом сайте можно найти полное либретто оперы на русском языке и полную запись спектакля с Марией Каллас, Ричардом Такером, Федорой Барбьери. Можно слушать и следить за текстом. Я вообще очень рекомендую сохранить в закладках этот сайт: там есть или русскоязычные либретто популярных опер, или - если опера на русском языке никогда не исполнялась - дословные переводы текстов (например, "Анна Болейн"). Переводы опер на русский язык - это отдельный разговор. Могу только сказать, что мне было бы намного труднее полюбить этот музыкальный жанр, если бы я не слышала итальянских, французских, немецких опер на родном языке. Потом было гораздо проще переходить к языкам оригиналов.

Итак, последний дуэт Аиды и Радамеса. Первое исполнение, на мой взгляд, просто эталонное. Аида - Роза Понселле, Радамес - Франко Мартинелли, Амнерис - Элси Бейкер, оркестр п/у Розарио Бурдона. У меня есть эта запись на одной из пластинок "Мастера бельканто", но я не знала, что это запись аж 1926 года. Запись технически несовершенная, но красота голосов и артистическая экспрессия пробиваются даже через это.

https://www.youtube.com/watch?v=j8UjC6WLfKI



2. Аида - Мария Каллас, Радамес - Ричард Такер, Амнерис - Федора Барбьери. Оркестр театра Ла Скала п/у Туллио Серафина. Запись 1955 г.

https://www.youtube.com/watch?v=99mYa5-ld5U



3. Аида - Рената Тебальди (многолетняя соперница марии Каллас - их всё время сравнивали), Радамес - Карло Бергонци (обычно тенора к склону лет становятся баритонами, а тут наоборот: до 1951 года Бергонци пел баритоном, а потом перешёл в тенора), Амнерис - Джульетта Симионато. Венский филармонический оркестр п/у Герберта фон Караяна. Запись 1959 г.

https://www.youtube.com/watch?v=sKtYClT66bc



4. Аида - Галина Вишневская, Радамес - Джон Викерс, Амнерис - Джульетта Симионато. Запись 1964 г., Лондон, Ковент-Гарден. Дирижёра не указали.

https://www.youtube.com/watch?v=kTs8R_VAfr4



Для тех, кто ещё незнаком с этой оперой, копирую под спойлер слова, чтобы было удобней слушать и следить. Первый ролик начинается с монолога Радамеса и его сцены с Аидой (выделены курсивом), остальные три - сразу с дуэта (со слов "Прощай земля").


Радамес (в подземелье)

Закрылся камень роковой надо мною,
и вот моя могила!
Дневного света мне уж не видать...
Мне не видать Аиды!
Аида, где ты теперь?
О, если б ты могла жить счастливой
и не узнать о том, что сталось со мной!
Я слышу стон... привиденье... или мечта...
Нет, существо живое! (Появляется Аида.)
Ты! Аида!..

Аида

О, милый!

Радамес (в полном отчаянии)

Ты!.. В этой могиле!

Аида (грустно)

Твою мне участь сердце подсказало:
в могилу эту, что тебя закрыла,
проникнула я тайно...
И здесь, далёко от людского взора
вместе с тобою умереть хочу я.

Радамес

Погибнуть в такие годы!
Погибнуть, вины не зная...
Ты умереть желаешь во цвете лет,
во цвете сил, а жизнь прекрасна!
И смертных мук страшнее мне сознанье,
что я виновник всех твоих страданий!
Смерть пощадить должна тебя,
любви созданье!

Аида (мечтательно)

Видишь, открылись небеса,
и звёзды засияли!
Ты слышишь, чьи-то голоса
зовут нас к светлой дали.
Блеснуло солнце, ночь прошла,
забыты дни печали.
Ты слышишь в роще пенье птиц?
Нас ждёт с тобой любовь,
нас ждёт любви блаженство,
счастье без границ!

Жрецы (в храме)

Всесильный великий бог,
вселенной животворный дух!

Жрецы и жрицы (в храме)

А! Ты снизойди к нам,
снизойди, снизойди!

Аида

Слышишь пенье?

Радамес

Это танец жриц священный...

Аида

Поют нам гимн погребальный.

Радамес (Пробует сдвинуть камень над входом в подземелье.)

Руки мои бессильны
этот огромный камень
прочь отодвинуть...

Аида

Увы! Скоро всё кончится для нас на земле...

Радамес (с горестной покорностью)

Ты правду сказала...


Аида

Прощай, земля, где мы так долго страдали.
Теперь разлука больше нам не страшна,
соединим мы навеки сердца.
Как далеки от нас земные печали!
Летим туда, где счастью нет конца.
Навек прости ты!

Радамес

Прощай, земля, где мы так долго страдали.
Теперь разлука больше нам не страшна,
соединим мы навеки сердца.
Как далеки от нас земные печали!
Летим туда, где счастью нет конца.

Аида

Навек прости ты!
Сияет небо...
Туда, туда...
Летим туда,
где счастью нет конца.

Жрицы и жрецы (в храме)

Всесильный бог, ты снизойди,
тебя зовём, снизойди, снизойди!

Аида и Радамес

Ах, сияет небо нам!

(Амнерис в траурной одежде появляется в храме и простирается над камнем, закрывающим подземелье.)

Прощай, земля, где мы так долго страдали.
Теперь разлука больше нам не страшна,
соединим мы навеки сердца.
Как далеки от нас земные печали!
Летим туда, где счастью нет конца,
летим туда, где светлой жизни нет конца...

Амнерис

Молю вас, боги,
ему пошлите своё прощенье,
дайте ему в небесах покой!

Жрицы и жрецы

Ты снизойди, великий бог!

(Аида падает в объятия Радамеса и умирает.)

Амнерис

Молю вас, боги... молю вас, боги...
Сжальтесь, сжальтесь, боги!..

Жрицы и жрецы

Великий бог!



Немного об опере. Дж. Верди. Аида. Финальная сцена

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Салям-алейкум! http://www.tema.ru/travel/palestine-1/ http://www.tema.ru/travel/palestine-2/ ...
Скажу честно, когда только появилась инфа о создании "Правого дела" во главе с Прохоровым, я в общем-то считал, что именно за эту партию и буду голосовать в декабре. Даже несмотря на то, что рекламная кампания оказалась весьма невнятной и делалась ...
Оригинал взят у vova_borodach в Как приучали Россию к пьянству Еще в ВУЗе мы на психологии подняли тему лечения от алкоголизма. И вот что нам сказал мудрый профессор. Человека, который не дошел до стадии законченного алкоголика теоретически можно вылечить без всяких "торпед ...
Друзья, а что у нас такого хорошего появилось за 2014 год в русскоязычной фантастике? Речь о романах, причем, желательно, не о 36 томе 5669-томной эпопеи. Напрягите мозги, читатели и писатели! Надо для дела. UPD: Что, неужели только "Шерлок Холмс против марсиан"? Оскудела земля русская хо ...
Поездка в Прибалтику запланирована на начало декабря и сегодня в гораздо большей степени мои мысли заняты грядущей через десять дней черной Африкой, или даже Кипром-Израилем-Египтом в октябре. Но случайно наткнувшись на такие цены, не смог удержаться и приобрел билеты. Вначале мне пришла ...