Немного о ближнем бое

топ 100 блогов artyom_ferrier20.12.2015

В одной из недавних своих заметок я писал, что нет ничего проще, чем отобрать автомат у среднестатистического мента или любого иного бойца, который не проходил регулярных и специфических тренировок по противодействию этому, который, в лучшем случае, имеет более-менее приличную физическую форму (и то далеко не факт), но чисто психологически не подготовлен к тому, чтобы почувствовать угрозу и разумно ей противодействовать.

Приводил один из вариантов, когда меня самого, красивого и девятнадцатилетнего, «купил» мой тогдашний инструктор, Андрюша «Сапсан», матёрый головорез СпН ГРУ, но человек исключительно обворожительный.

Я знал, что он намерен отобрать у меня автомат, висящий на плече — и твёрдо решил, что хрен у него получится, потому что я просто сильнее.

Он ухватил калаша за цевьё, потянул, сдёргивая с плеча — я вцепился в автомат обеими руками, во-первых, чтобы не упустить, во-вторых, чтобы им воспользоваться, двинуть прикладом — и тут же получил нокаутирующий удар в челюсть.

Почему? Потому, что всё моё внимание оказалось приковано к этому чёртовому автомату, как и обе мои руки. А у Сапсана — правая осталась свободна. И это ключевой момент.

Впоследствии я сотни раз наблюдал, как даже довольно тёртые калачи, где-то служившие, чему-то наученные — так же маниакально цепляются за свой автомат, только бы его не отдать.

На самом деле, это глупо, устраивать из-за этого автомата «реставрацию» исторического анекдота про изобретение медной проволоки двумя евреями :-)

Да хочет человек автоматик — пусть берёт. Пусть у него две руки будут тем автоматом связаны, а не у тебя. А ты — имеешь полную возможность тут же отработать счастливого обладателя трофея руками и ногами. Он же — хрен защититься сможет, поскольку на самом деле автомат — это не очень удобное оружие ближнего боя. При прочих равных — это скорее помеха, а не преимущество.

Естественно, стоило мне это написать, как приходят эксперты и глубокомысленно изрекают: «Так может говорить только тот, кто ни разу не получал прикладом в череп или дулом в солнышко!»


Хотелось съязвить что-то вроде: «О да, тот факт, что тебе когда-то на духанке фанеру в грудак пробивали — безусловно делает тебя экспертом по части применения автомата Калашникова в ближнем бою. А я так, погулять вышел».

Но на самом деле, естественно, я не претендую на то, чтобы кто-то верил, что у меня более чем двадцатилетний опыт применения насилия в самых разных обстоятельствах и против самых разных оппонентов (но в целом мы — хорошие парни). В Инете я — сетевой пиздобол, естественно. Я не собираюсь никому ничего доказывать касательно своих боевых навыков и опыта в реальной жизни. Это ж у нас Александр Лавров, подполковник всех спецслужб и мастер бесконтактного боя — крутой спец, а я — даже фотки на своей страничке не имею. Задрот какой-то прыщавый, наверное, или офисный клерк толстомордый в очках с линзами от батискафа — вот и стесняюсь личико показать.

Поэтому глупо будет утверждать что-то вроде «это так, потому что мы это сотни раз проверяли на реальных, а не «балетных» тренировках, изыскивая оптимальные варианты, и наше знание — начертано кровью наших врагов».

Но я могу апеллировать к логике и здравому смыслу.

Вот что есть автомат в ближнем бою? Ну, штык-нож, хотя предусмотрен конструкцией Калаша, по нашим временам очень редко используется на практике. Это в восемнадцатом веке, когда ружьё стреляло много четыре раза в минуту и хрен знает куда — считалось важным, чтобы оно было «немножко ещё и копьё». То бишь, «пуля дура — штык молодец». А сейчас пришли к выводу, что штык на автомате — он больше проблем создаёт, чем пользы приносит. Поэтому многие современные системы даже конструктивно не предусматривают крепление штыка, а которые предусматривают — не используют, как правило.

Без штыка же в ближнем бою автомат — это вот такая дубинка весом от трёх и более кило. Можно ли ею хорошенько огреть по черепу или ткнуть в живот так, чтобы похорошело? Да, безусловно. А пудовой гирей — вообще можно голову размозжить. Если позволят, конечно.

И в этом-то всё дело. Автомат — это не булава, не кистень, не меч. Это даже не бейсбольная бита, которая может выступать в роли палицы. Автомат - он вообще не задумывался как холодное оружие ближнего боя. Это — огнестрельное оружие дальнего боя, в том главное его назначение. А использование в ближнем бою как «дубинки» - оно допускается, конечно, и нарабатываются приёмы, как бы это делать, но в принципе — это всё паллиатив. Ибо это и неполноценная дубинка. Она и избыточно тяжёлая для этой роли, и эргономика не под то всё же заточена, чтобы удары этой железюкой наносить. А под то, чтобы стрелять из неё удобно было.

Поэтому в ближнем бою удары автоматом, который используется в качестве дубинки — они довольно медленные, неуклюжие и предсказуемые. От них легко уклониться. И они — как правило, требуют применения обеих рук, чтобы быть хоть сколько-то эффективными. То есть, можно, конечно, взять автомат одной рукой за ствол и махать им, как дубиной — но никто так не делает, потому что это очень неудобно.

Но даже эти весьма скудные возможности автомата как «дубинки» в ближнем бою — очень легко парируются, если его перехватить одной рукой. А вследствие его конструкции, которая и предусматривает «ухватистость» - это очень просто сделать. Вот такое реальное оружие ближнего боя, как меч, по массогабаритным характеристикам сравнимое с автоматом — ты хрен перехватишь за клинок. Без пальцев останешься — да и слишком быстро меч работает в умелых руках. Но автомат — это стрелковое оружие, он создан в качестве такового, и одна из его важных характеристик — чтобы его легко можно было ухватить за любую часть. А когда это сделано - всё, уже никакой удар им не нанесёшь. Но обладатель автомата обе руки на нём имеет, а у тебя — одна свободная.

Это вообще очень важный момент. Возможно, самый важный в серьёзной драке — кто имеет связанными обе руки (то есть, они не могут быть непредсказуемо использованы ни для защиты, ни для атаки), а кто получает свободную руку.

И под серьёзной дракой подразумевается не дружеский спарринг, а такая ситуация, где побеждает тот, кто может, скажем, неожиданно ухватить оппонента за ухо и надавить большим пальцем на глазное яблоко (хотя есть и другие весёлые затеи). Это само по себе не убивает — но это такое воздействие, которое позволяет полностью «перехватить стратегическую инициативу», что называется. Это воздействие, которое оппонент, в 99% случаев из ста, не сможет проигнорировать, продолжая какую-то свою атаку. Он любой ценой, инстинктивно попробует отвести угрозу от своего глазика — и поэтому будет очень предсказуем и открыт для атаки другой твоей рукой (и ногами) в другие важные места (но я никому не рекомендую делать культ из атаки в пах: её эффективность очень преувеличена в фильмах).

Эта идея, свободной руки — важна и в работе против реального оружия ближнего боя, такого, как нож.

По этому поводу я много писал раньше заметок, и на Прозе, и здесь, и если обобщить, то суть такая. Вот много есть всяких школ самообороны, где учат приёмам, как отбирать нож у атакующего. «Вот так перехватываем его руку, вот тут под локоток берём на излом, заваливаем его, отбираем ножик».

И всякий раз возникал вопрос к такому гуру: «Чел, а ты в жизни так делал когда-нибудь? А у тебя их сколько, жизней-то?»

Ну и второй вопрос: «Вот ты, против оппонента-правши, работаешь целеустремлённо и сосредоточенно по его правой ножевой руке на своём левом фланге обеими своими руками — но ничо так, что у него вторая рука подразумевается? А твой правый бок — в этот момент совершенно открыт. Он может своей левой хоть в печень тебе врезать, хоть в голову. И в той его левой руке — тоже может быть нож, теоретически, но даже и без него — ты труп, если позволил врезать себе в печень или в челюсть (подушный узел), открывшись».

Честно сказать, вот все эти приёмы отбора ножа — это ересь, и притом опасная. Это может сработать, если речь идёт о пятнадцатилетнем пьяном подростке, который решил покуражиться с ножиком — и этого дурачка жалко стрелять менту, который уверен в своём превосходстве в силе, реакции, технике. Но и в этом случае попытка отбора ножа через раз кончается печально.

Когда речь идёт о бойце, худо-бедно умеющем махать ножиком — ага, конечно, отберёшь ты у него. Перехватишь ты его ножевую руку. Это так же реально, как руку боксёра перехватить на джебе.

Поэтому, начиная с тех времён, когда я был ещё школьником, но с большим опытом уличных драк с гопнёй и притом сэмпаем в секции карате, и по нынешний день, я говорю своим ученикам: «Если приходится работать против ножа — не пытайтесь его отобрать, вообще не «клиньтесь» на нём. Просто — бейте так, чтобы вырубить человека, а не лишить его ножика. Когда он от ваших ударов обмякнет и осядет — уже не важно будет, где там ножик».

Это я тоже помянул в недавнем своём посте — и тоже, конечно, экспертную критику получил.

«Как можно игнорировать нож? Это же удлинение поражающей возможности руки сантиметров на пятнадцать, причём, таким поражающим фактором, который не требует большого усилия для нанесения опасных повреждений».

Да, всё так. И именно по этой причине — нож следует не то что игнорировать, но — не зацикливаться на нём в руке оппонента. Не пытаться его отобрать любой ценой. Потому что это действительно опасно — работать против ножа, если противник имеет шанс оказаться не полным лохом. Пойдёте за его ножом — он отобрать не позволит, но зарежет нахер уж гарантированно, когда так подставились. Работать надо — в других местах, где ножа нет. Ибо, как я не перестаю повторять, прочность черепа — никак не меняется от факта обладания ножом. Скорее, противнику психологически труднее использовать ножевую руку для защиты головы, поскольку это немножко дискомфортно, нож у своего лица держать.

В любом случае, противодействие опытному ножевому бойцу — это довольно нервотрёпное предприятие. Но и что же говорить ученикам? «Как увидел нож — так обосраться и не жить?» Нет. Разумнее говорить: «Если сачковать не будете, если обретёте приличную форму, хорошо поставленный удар — ваши руки и ноги будут ничуть не менее опасны, чем нож. Любой прошедший удар — может решить исход боя, вбив противника в нокдаун. Главное — чтобы прошёл и позволил развить атаку. После этого нож в его руке уже никакого значения иметь не будет, вы его легко выбьете, когда противник в целом сомлел. Но пока он бодренький, пытаться отобрать нож — это самоубийство».

Собственно, вот все эти (или почти все) многочисленные школы самообороны — они должны были бы рассматриваться как «суицидальные секты». Особенно, когда они продают некие волшебные приёмы, которые, де, позволяют отобрать у гопника нож.

«О да, наш дорогой офисный хомячок. Ты последний раз дрался в школе на переменке в седьмом классе, и тогда тебе расквасили нос. И ты помнишь, как страшные старшие ребята стрясали с тебя мелочь, ты помнишь это унижение, помнишь своё гнетущее бессилие, помнишь свой липкий страх. Сейчас ты вырос, окреп, расправил крылья, у тебя хорошая зарплата, и ты готов стать настоящим мужиком. Ты готов даже заплатить за это. За волшебные приёмы, которые позволят отобрать нож у любого гопника. Ведь это именно то, чего ты хочешь — мечтать о том, как ты отберёшь нож у гопника, но ни в коем случае не сделаешь ему при этом сотрясение мозга или вывих колена. Разумеется, когда к тебе подойдёт на улице реальный гопник и попросит денег, поигрывая ножом — ты отдашь ему бабло и будешь гордиться собой. Ты скажешь своей девушке: «Это был не тот случай, чтобы использовать мои суперменские способности». Правда, каков и шанс быть обутым на улицах даже России, даже глубинки каким-то архаичным гопником? Но вот ты готов платить за то, чтобы чувствовать себя героем (потенциальным)».

Да, есть спрос — есть предложение. И в принципе-то у меня нет причин как-то мешать этому бизнесу на желании лохов чувствовать себя «суперменами» дешёво и совсем не сердито.

В принципе, и государственные армии, особенно Российская — где-то близко к тому. «О да, я там был, я это прошёл, и я теперь крутой мужик, настоящий русский витязь, каждое второе августа пузо в фонтане на Парке Горького споласкиваю».

Но вот в том мире, в каком я привык жить — приоритетом является не удовлетворение лоховских потребностей в виртуальной крутизне. Приоритетом является изучение реальных возможностей в практических делах.

Поэтому у нас нет волшебных приёмов по применению АК в ближнем бою. Это не оружие ближнего боя, оно там невыгодно, с ним предпочтительней временно расстаться бывает.

И у нас нет волшебных приёмов отбора ножа. Есть — лишь та концепция, что в бою ты используешь те средства, какие имеешь, с максимальной эффективностью, и с той целью, чтобы противник был нейтрализован, а не огорчён потерей одной из своих игрушек.

Поэтому против ножа (да и в любом случае) — разумеется, мы учим своих ребят использовать все подручные средства. Куртка, намотанная на левую руку — очень хорошая штука. Она позволяет и блокировать ножевые атаки, и хлестать по мордасам той курткой, имея радиус поражения куда больший, чем у ножевой руки противника.

Любой длинный предмет, подобранный с земли, — тоже в ход пойдёт. Даже травинка-лебединка — это может быть эффективное средство, чтобы хлестнуть ею по глазам, на мгновение дезориентировать — и атаковать.

Горсть мелочи из кармана в лицо, горсть песка в глаза — всё это рулит. Но суть остаётся одной: есть у него нож, нет у него ножа, а твоя задача — его ошеломить, лишить способности к сопротивлению и вырубить. Вот так всё просто — но для кого-то, возможно, слишком сложно.

И, ещё раз, я не собираюсь никому ничего доказывать. Я не буду выкладывать никакие видео наших тренировочных боёв и реальных. Кто хочет доказухи в таких делах — есть видео с участием Александра Лаврова и подобных ему мастеров бесконтактного боя. Там — есть убедительные доказательства того, насколько сильна бесконтактная, энергетическая техника, как там люди штабелями валятся, стоит мастеру пас рукой сделать.

Кто-то наивный может спросить: «Ну и где эта вся уникальная бесконтактная техника была в реальных боестолкновениях?»

Это будет и правда очень наивный вопрос. Ну, эта техника слишком сильна, чтобы использовать её против реального противника. Он же, бедняжка, погибнуть от этого может — а истинные мастера на такой риск не пойдут, ибо тогда лишатся силы. Наверное, так.


Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Много есть в России и в мире известных крупных рек. И зачастую может показаться, что все они текут из какого-то затерянного мира, потому что местоположения их истоков, как правило, гораздо менее известны, чем то, через какие большие города они протекают. И действительно — у очень многих ...
Выкатив переименованные станции метро двух столиц, "Яндекс", кажется, о чем-то забыл. Метро есть еще и в других городах России. Погуглив метрополитен других городов, я впал в шок от того, как все плохо вне Петербурга и Москвы. В честь для московского метрополитена "Яндекс" на ...
Беспорядки усиливаются, есть убитые и раненые. Протестующие пошли на штурм аэропорта Алма-аты, захвачен акимат. Введено чрезвычайное положение. Власти отключают интернет и телевидение. ...
И еще вопрос демографического свойства. На кого подействует пропаганда за повышение рождаемости? Кого она склонит родить? А родить еще одного? Какие аргументы окажутся убедительными для этих ...
Хорошие новости из "мирного" Донбасса! В Тельманово Донецкой области диверсионная группа батальона «Днепр-1» провела спецоперацию, в результате которой был ликвидирован террорист Андрей Борисов («Чечен») и трое российских военных. Каково же было удивление бойцов "Днепра" когда выяснилос ...