Некто Гитлер
cheralpa — 18.11.2022
Дочитал книгу С. Хафнера "Некто Гитлер. Политика
преступления". Четыре года назад
прочел его "Историю одного немца", а теперь дошли
руки и до следующей.
Образ Гитлера, который сложился в моей голове еще с детских
лет, после прочтения этой книги не то, чтобы сильно изменился, но
"перерисовался". Что-то ушло в тень, а что-то, наоборот, вышло из
тени. Причем в некоторых пунктах весьма выпукло и ярко.
Интересными показались три момента, подробно освещенные в
книге. О которых я знал крайне мало и если что-то слышал, то
мельком и в самых общих чертах. И, которые, тем не менее,
показались мне крайне характерными для этого исторического
персонажа и, пожалуй, недостаточно известными для неспециалистов,
каковым я и являюсь.
1. Экономическое чудо в первые годы правления
Гитлера
То, что Гитлер проводил достаточно успешную экономическую
политику в первые годы после прихода к власти – факт достаточно
известный. Достижения были. И они были весьма впечатляющими,
особенно на фоне погрузившейся в депрессию мировой экономики. При
этом, что интересно, на момент получения власти Гитлер не
воспринимался большинством немцев как человек, способный поднять из
руин разрушенную страну. Можно сказать, они к нему присматривались.
И в течение первых лет своей деятельности в качестве «фюрера нации»
он сумел получить значительный кредит доверия.
"В первые шесть лет своего двенадцатилетнего
властвования Гитлер поразил своих друзей и недругов
достижениями, которых от него никто не ожидал", - пишет Хафнер.
И далее:
"Было ли экономическое чудо тридцатых годов действительно
достижением Гитлера? Приходится, несмотря на все мыслимые
возражения, ответить утвердительно. Разумеется, Гитлер был полным
профаном в экономической и политэкономической областях; в
отдельных случаях, благодаря которым чудо покатилось по рельсам,
маршрут вырабатывался по большей части не им... <...>
Гитлер вынул из долгого ящика все планы резкого подзавода
экономики, которые существовали до него, но по всем возможным,
главным образом, финансовым причинам не приводились в
действие".
Хафнер не закрывает глаза на то, что у этого "чуда" была и
оборотная сторона, которую он называет "политикой дозированного
террора". "Благодаря посадке Ходорковского и последующим
избирательным репрессиям в отношении несогласных
применению дозированного террора неприязненно или критически
настроенные по отношению к режиму люди <...> получили
правильную порцию страха, не загоняющую их в отчаянное
сопротивление и, что гораздо важнее, позволяющую с легким
сердцем признать достижения режима".
Увы, экономический рывок, который действительно совершил Гитлер,
оказался для него не целью, а средством. Но рывок был.
Экономическое чудо было. После десятилетия разрухи,
нестабильности и нищеты Гитлер дал своим соотечественникам
возможность снова почувствовать себя людьми... чтобы снова
превратить их в тягловых животных, но уже в ином смысле.
2. Превращение друзей во врагов
Кто не знает, что Гитлер был махровым антисемитом?
Естественно, это известно всем. Но, читая Хафнера, я осознал,
насколько поверхностно я представлял себе взаимоотношение немцев и
евреев как двух народов Германии. Да, я читал о немецких
героях-евреях, сражавшихся на полях Первой Мировой Войны на стороне
Германии, награжденных крестами и прочими знаками отличия, но мне
это представлялось занимательным курьезом. Хафнер же утверждает (и
нет смысла ему не верить), что отношения немцев и евреев напоминали
своеобразной роман. И даже героизм евреев на полях Первой мировой
войны был уникальным. явлением, в странах Антанты подобного ему
героизма евреи, похоже, не проявляли.
"...до Гитлера еврейское влияние на политику во всем мире
носило прогерманский характер, об этом много могли бы
рассказать противники Германии в Первой мировой войне. В Америке
евреи долго и успешно сопротивлялись вступлению США в войну на
стороне Антанты. В России евреи сыграли решающую роль в
революционизировании царской империи..."
"...немецкие евреи в своей подавляющей массе - и до Гитлера, и
трогательным образом в малой своей части после Гитлера, и несмотря
на Гитлера - были влюблены в Германию, - пишет Хафнер. - Со
времен эмансипации евреи стали хорошими патриотами во всех
европейских странах. Но нигде этот еврейский патриотизм не
принимал такие яркие, глубоко эмоциональные черты, как в
Германии <...> еврейско-немецкий роман дал
изумительные плоды в культурной области <...> Немалая
заслуга немецких евреев в том, что в первой трети ХХ века Германия
стала обгонять Францию и Англию не только в искусстве, но в науке и
экономике".
Однако...
"Со всем этим в 1933 году было покончено. Гитлер постарался
сделать все, чтобы у многих и многих немецких евреев
оскорбленная любовь превратилась в ненависть <...>
Своим антисемитизмом Гитлер не просто без всякой нужды создал
для Германии новых врагов; он создал врагов из друзей, он
перенес груз, лежащий прежде на вражеской чаше весов, на немецкую
чашу..."
Итак, запомним. Гитлер постарался и преуспел не в том, чтобы
заронить искру ненависти между двумя народами, которые и без него
давно ненавидели друг друга, сидя на пороховой бочке тлеющего
конфликта. Нет, он преуспел в том, чтобы самый близкий, самый
братский немцам народ в одночасье превратился из преданных друзей в
отчаянных врагов...
3. Гитлер как сталинист и русофил
16 декабря 1944 года (накануне дня рождения Сталина) Гитлер
бросил немецкие войска в наступление в Арденнах. На западном, а не
на восточном фронте! Своеобразный подарок восточному противнику...
Хафнер пишет:
"...это наступление было больше, чем эпизод. Из-за него
Германия после войны оказалась разделена на оккупационные зоны,
ставшими впоследствии враждебными друг другу немецкими
государствами <...> Наступление в Арденнах больше, чем любая
другая военная операция Германии во Второй мировой, была личным
делом Гитлера. С военной точки зрения это была абсолютно безумная
операция".
После этого шага стало ясно: "наступление на западе сделает
абсолютно бесперспективным любую оборону против наступления русских
на востоке". Что и случилось. Наступление немцев провалилось, а
русские бросили свои войска вперед, не встречая того сопротивления,
которое могло бы быть, если бы не Арденны.
Хафнер объясняет этот «безумный» шаг со стороны Гитлера
следующим образом:
"Наступление на Западе <...> могло стать сигналом для
западных политиков: Гитлер теперь видит в них, а не в русских своих
главных врагов и даже готов использовать все имеющиеся у него
резервы, пренебрегая грозящей Германии русской оккупации
<...> Гитлеровское уважение к Сталину за время войны
только выросло, и наоборот - чем дольше длилась война, тем
большую ненависть вызывали англосаксы Черчилль и
Рузвельт".
Когда в самом конце войны Альберт Шпеер попытался возразить
Гитлеру, издавшему приказ об эвакуации всего немецкого населения из
западных (!) областей Германии (там, куда уже вошли войска
союзников, немцы вывешивали в окнах белые скатерти и простыни),
утверждая, что эвакуация невозможна и приведет к гибели сотен тысяч
немцев, Гитлер "ледяным тоном" сказал следующее:
"Если война проиграна, проигран народ. Нет необходимости
заботиться о той базе, которая необходима немецкому народу для
примитивного выживания. Наоборот, лучше всего самим разрушить эти
вещи. Ибо этот народ выказал себя слабейшим народом, а значит,
будущее принадлежит куда более мощному восточному
народу".
Можно даже сказать, что своими последними действиями Гитлер
помогал России в ее начинающейся войне против Запада.
Разочаровавшись в немцах, Гитлер парадоксальным образом перенес
свою «любовь» на другой, "более мощный восточный народ". Возможно
даже почувствовав нечто вроде мазохистского притяжения к его
сокрушающей немцев силе.
***
Как известно, Э. Шредингер был последователем Веданты, но
советовал тем, кто заинтересовался этим учением, «удалить оттуда
идею о переселении душ», прежде всего потому, что «эта идея
становится логически бессмысленной, если при этом имеют в виду
полное стирание воспоминаний». Я все же не считаю эту идею
логически бессмысленной, потому что мы и подробности нашей
собственной жизни зачастую помним крайне плохо, сохраняя при этом в
течение всей жизни, если так можно выразиться, структуру присущих
нам интенций, на которую, как на скелет, натянуты наши поступки,
мысли, действия, привычки, искушения и достижения. И подчас именно
воспоминания об этой структуре крайне ненадежны (можно даже
сказать, что их нет), а вот порождаемая этой структурой
деятельность постоянно самовоспроизводится, иногда на уровне
автоматических действий.
В любом случае Шредингер не был сторонником идеи независимого
от Сознания существования материального мира, и вслед за творцами
Упанишад считал Сознание первопричиной материального мира.
Почему бы вслед за ним, признавая примат Сознания перед
материей, но отказавшись от крайности его негативного отношения к
учению о переселении душ, не предположить, что, покинув
материальное человеческое тело, индивидуальное сознание, не
полностью, но сохраняет индивидуальную структуру интенций и,
получив новую материальную форму, с ней же открывает новые
возможности для их реализации в новых условиях? Как пес, снова и
снова возвращающийся на свою собственную блевотину – в случае
негативных интенций?
И если предположить, что описанные выше интенции Гитлера нашли
для себя новое воплощение, в ком могли бы они проявиться наилучшим
образом?
Еще раз:
- чрезвычайные экономические успехи в начале
деятельности.
- абсолютно бессмысленное превращение «братского народа» в
ненавидящего врага
- ненависть к англосаксам, уважение к Сталину и мазохистская
любовь к «восточному народу» после неудачного романа с немцами.
ЗЫ. Тут можно было бы еще вспомнить письма, которые Ганди
писал Гитлеру... И которых кому-то очень не хватает. Но это уже не
о книге Хафнера.