Некоторые размышления после фильма "Андрей Тарковский. Кино как молитва".

Повод вспомнить об этом и показать вам немного своих неважных снимков с телефона представился сегодня, после просмотра документальной картины Тарковского-младшего "Андрей Тарковский. Кино как молитва".
К кино Тарковского - к тому, что выходило уже полностью подготовленным этим режиссёром к показу - у меня отношение неровное. Всегда чувствовалось некоторое подспудное желание автора оказаться видимым в качестве пророка, мессии, присутствовавшего здесь и сейчас мыслителя, истина из уст которого будет живой всегда и, сказанная однажды, прозвучит ещё не раз, будет озвучена поколениями. Так, собственно, оно и выходит. Свидетельством - в частности, и этот фильм. Тарковский успел и написать, и наговорить (да и снять, сказать!) всё, что хотел. Вместе с тем мне не кажется многое из того, что сегодня говорят о нём и из того, как он сегодня выглядит, верным и справедливым.
Но мне всегда было интересно смотреть в документальных отрывках на этого человека во время работы, во время репетиций, подготовки сцен, разговоров с актёрами. Вот он говорит Алисе Фрейндлих (цитирую неточно): "Мне нужно, чтоб вы ничего мне здесь не показывали. Это всё - на пределе. Но вот как скажется, так пусть и будет. Пусть будет что угодно!". Он вообще, видимо, вкладывал в артиста (в любого, а не только в гениальную Фрейндлих) всё, что имел, и артист чувствовал это, видел и понимал, что от него зависит не просто и буквально результат, а - смысл. Тем более, что Тарковский подчёркивает: свободу артисту необходимо дать, и я готов. Но только в том случае, если артист полностью растворён в материале, погружён в него.
По результатам - разное. На мой взгляд. Почти провальные "Жертвоприношение" и "Ностальгия".
К абсолютной и безоговорочной вере Тарковского у меня тоже нет принятия и понимания. Более того. Исходя и из этой документальной картины, и из его дневников ("Мартиролог") иногда напрашивается вывод о том, что, вероятно, истовость веры Тарковского, в конечном счёте, завела его в творческий тупик. Его размышления и выводы (если прислушаться как следует и вчитаться) - это совсем и далеко не свободные уже мысли. Думается, что он сделал бы гораздо больше и пошёл бы дальше в изысканиях как мыслитель, не будь у него на шее пресловутой "веры".
В остальном эта картина, прошедшая на Венецианском фестивале и оказывается, уже с октября время от времени идущая единичными сеансами у нас, показалась работой очень честной, подробной, светлой по-человечески. И знаете, очень поразил дом Тарковского. Который он строил своими руками. В дневниках о нём говорится, и даже есть рисунки Андрея, наброски. Так, по рисункам в точности, и получился дом. Есть кирпичная половина (для зимы), но большая часть - из дерева. Не из бруса (понятий "брус", "оцилиндрованное бревно" тогда вообще не было), а из крепких и чем-то долговечным покрытых досок. Простоит сто лет.
Вот, смотрите, ещё отрывок, который прямо и начинается с дома!
Отвлеклась. Другое, тоже совсем недалёкое от моей дачи место - под Звенигородом. Здесь снимались некоторые ключевые сцены фильма "Солярис". Там кое-что можно узнать, но в целом, место уже почти потерянное - во многом из-за того, что теперь территория напрочь огорожена и захвачена храмом.
Давайте покажу, как выглядят некоторые части пешего шестикилометрового пути от моей дачи до поля Тарковского.

Справа у нас остаётся деревня. Мы забираем левее, в лес.


Попутно у нас вот такие пейзажи.


И вот по такой тропинке, которая к тому же бывает изрядно затоплена и где вообще никого никогда нет (но иногда, говорят, может и лиса выйти или даже волк), надо идти довольно долго. Назад поворачивать уже неохота (всё-таки начала уже путь-то!), с другой стороны - не могу сказать, что прям всё так безопасно.

Была вырубка. У нас сейчас вырубкой вообще активно занялись некоторые товарищи.

Было бы красиво, если бы был с собой фотоаппарат! Ничего, в следующем сезоне сфотографирую.





И после 6-7 километров пути наконец-то открывается поле... Вот в таком свете я застала его как-то летним вечером.

Извините за некачественные фото.


Примерно на этом месте стоял дом. Тарковский выстроил в точности такой, какой был в его детстве, когда тут был хутор.


Очень нравится.



Примерно на эту точку смотрит Маргарита Терехова, когда сидит на плетне и курит.



Не могу ручаться, но по-моему, это Игнатьево. А может, ещё и Поречье. -:)

Магазин.


Дворы.

Кисонька.

Найдите ещё одну кисоньку.


Спасибо за внимание, друзья!
Это уже другая сторона дачной местности, но тоже захотелось показать.



|
</> |