Некоторые наблюдения школьной жизни.Часть 8.

Добрый день уважаемые Гайдпарковцы. Очередная порция моих наблюдений, или уже размышлений о школьной жизни. Последнее время наш форум кипит, обсуждая эти несчастные стандарты образования. Вводить их или нет. Возмущение понятное.
Но я тут пораскинул мозгами и пришел к тому, что в данном случае тов. Фурсенко будучи не в силах реформировать систему и привести ее к нужному знаменателю, просто закрепляет законодательно сложившуюся ситуацию. Я не ошибусь, наверное, если предположу, что в большинстве школ страны по этим стандартам и так уже работают. И не потому, что хотят, а потому, что нет другого выхода. Ну, невозможно прыгнуть выше головы. Нет, конечно, некоторые могут, но это исключения из правил. К чему это я.
А тут меня недавно посетила одна мысль. Вот мы говорим про воспитательное воздействие школы. Особенно многие родители с пеной у рта в обсуждениях доказывают, что школа обязана воспитывать, а педагог должен танцевать вокруг каждого, дабы ученик соблаговолил его выслушать и потрудился пошевелить своими извилинами. Оставим пока преподавание и пройдемся по воспитанию.
Поскольку у меня сложились более или менее доверительные отношения с учениками я провел маленькое анкетирование в 10-х,11-х классах. Всего опрошено 68 человек. Процентный состав: 60-девушки, 40-юноши. Было задано 3 вопроса. Курите ли вы, с какого возраста и знают ли об этом родители. Ну и по аналогии пьете ли вы, и живете ли вы половой жизнью. Ну что сказать. По поводу питья, курения и половой жизни я в принципе увидел то, что и ожидал. В среднем курить и пить и заниматься сексом начали в 14 лет 60 процентов опрошенных. К 16 годам этот показатель вырастает до 80 %. Но поражает другое- где то в 70 процентов случаев родители знают, что их ребенок пьет и курит.
Типовые ответы:
- да курю, с 14 лет. Родители не знают. Выпиваю, но не часто. Родители знают, относятся не очень положительно. Да живу, родители не знают.(11 класс.девушка)
- да курю, с 14 лет. Родители думают, что бросила. Выпиваю редко с 14 лет(2-3 раза в месяц).Дорогие напитки (виски, коньяк, мартини)Родители знают, относятся нормально.
- Живу половой жизнью, родители знают. Относятся нормально. (10 класс)
- не курю, выпиваю- крепкие редко, не крепкие чаще.(10 класс)
- курю с 13 лет. Родители знают. Пью очень редко(10 класс девушка)
- да курю с 14 лет, родители борются. Пью с 15 только пиво, водка, коньяк. Родители борются. Живу, родители говорят нормально, только предохраняться надо.(11 класс, юноша)
- да курю с 14 лет. Знают, отрицательно. Выпиваю с 14 лет, вообще-то с ними и выпиваю. Только хороший алкоголь. Да живу с 16 лет. Регулярно вместе с мамой посещаем врача.(11 класс девушка)
- живу с 15 лет. Родители знают, говорят главное, что бы не залетела(10 класс)
- да курю с 14 лет, выпиваю. Иногда и много. Родители знают (10 класс юноша)
Ну и можно продолжать дальше- все ответы похожи. Разброс по возрасту: начала курения и употребления спиртных напитков- 11-14 лет, сексуальной жизни-13-15 лет.
Категорично нет, на все три вопроса ответили 7 из 68 человек.
Каков итог сделанный мной из этого опроса? Итог, мягко говоря, хреновый. В большинстве своем родители знают, что их дети курят и выпивают и не могут, или не хотят ничего сделать. Так не могут или не хотят?
Что это? Упущенное воспитание, которое потом уже скорректировать очень трудно. На это надо время и силы, которых, как правило, нет. Жив ребенок. Ну и, слава богу.
Или это сознательное отношение родителей, которые не видят в этом ничего страшного?
И сразу еще один вопрос. Какая может быть воспитательная роль школы при таком подходе родителей к своим детям. Или это как армия. Как раньше говорили: пойдешь в армию, там тебя перевоспитают.
При таком родительском подходе вопрос о воспитательной роли учителя в школе ставить просто бессмысленно. И, на мой взгляд, отсюда и растут ноги всех остальных бед в вопросах, которые касаются низкой успеваемости в школе. Я смею предположить, что при таком подходе к здоровью своих детей, уровень отношения к их успеваемости будет находиться на гораздо более плачевном уровне. Следовательно, переполз ребенок из класса в класс и хорошо.
В принципе, если рассуждать логично, мы можем сделать вывод, что таким отношение к своим детям родители и формируют негласный социальный стандарт уровня здоровья и образованности своих детей. (не все, конечно, но большинство).
А раз есть этот негласный стандарт - его остается только узаконить. Какие меры остаются еще у учителя, что бы постараться дать ребенку знания? Заинтересовать – можно, но не всех. Я уже говорил, что бывают ассы, но их мало и, работать они наверняка предпочтут там, где их с интересом слушают, а не там где большинство аудитории относиться к ним по хамски (пусть и несознательно). Родителям - все равно.
Но родители, если рассуждать здраво - это заказчики процесса. И если заказчику все равно, следовательно, в общей массе будет и все равно и подрядчику.
И, на мой взгляд, вот откуда растут корни новых стандартов образования предлагаемых ведомством Фурсенко. И соответственно государство делает вывод: если не востребован высокий уровень общего образования со стороны родителей, то пусть, хотя бы мы будем растить здоровых детей, которые потом смогут обслуживать трубу и приносить налоги в казну и поддерживать рождаемость. И если рассуждать с этих позиций, то не так уж оно и не право.
P.S.
Те, кто будут сейчас говорить про то, что педагог должен заинтересовать. Я не буду полемизировать. Конечно должен. Недавно на Гайдпарке промелькнула статья.
Здравая. Квинтэссенция такова. Во все времена, начиная с античности, в образовательном процессе прибегали к принуждению и страху наказания. Правильно это? Как показывает опыт правильно (оговорюсь сразу - для общей массы). За леность в учебе секли во все времена и у всех народов. Особенно на начальном этапе обучения. И только потом, приоткрыв тайны познания и показав те красоты, куда они позволяют заглянуть, ученик принимался за учебу с воодушевлением.
Давайте оговоримся. Я категорически против предлагаемых стандартов. Я двумя руками разностороннее школьное образование. Но мои наблюдения подсказывают, что оно, в первую очередь, не востребовано заказчиками процесса - родителями. А дети-заложники этой ситуации. Может я не прав? Хотелось бы. Поговорим? Как всегда с интересом жду ваши мнения. Спасибо.