«Неизвестный язык программирования» самого знаменитого трояна современности установлен

Напомним, что о затруднениях в опознании языка программирования эксперты «Касперского» заявили 7 марта 2012 г. Трудность в идентификации касалась кода так называемого «Фреймворка Duqu», ответственного за взаимодействие инфицированного компьютера-жертвы с командным сервером. Согласно сообщению компании, исследования «Фреймворка Duqu» в «Лаборатории Касперского» длились с ноября 2011 г. За это время эксперты привлекли к работе специалистов-реверсеров из Microsoft и проверили около трех десятков языков программирования, «включая экзотические Brainfuck и Haskell», однако, не нашли языка, который бы создавал код, подобный «Фреймворку Duqu».
После нескольких месяцев исследований эксперты «Лаборатории Касперского» обратились за помощью к сообществу программистов. Самыми популярными гипотезами, выдвинутыми корреспондентами «Лаборатории Касперского» были различные диалекты LISP, Forth, Erlang, Google Go, Delphi, OO C и старые компиляторы C++ и других языков.
Обработав полученные ответы, в «Лаборатории Касперского» сделали вывод, что «Фреймворк Duqu», с высокой долей вероятности, написан на C. Однако, при разработке авторы использовали собственное объектно-ориентированное расширение, что позволяет считать использованный язык редким диалектом C. В качестве компилятора, скорее всего, был использован MSVC 2008. Отмечая нетрадиционность подхода авторов Duqu, вирусный эксперт «Лаборатории Касперского» Игорь Суменков замечает, что использовать диалект C вместо C++ авторов Duqu могли побудить «недоверие к компиляторам С++, характерное для разработчиков с многолетним опытом, которые начинали с ассемблера», а также широкая переносимость. «Эти два фактора указывают на то, что код был написан командой опытных разработчиков «старой школы», которые хотели создать легко модифицируемую и портируемую платформу для атак», – говорит эксперт.
Главный антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского» Александр Гостев замечает, что авторами Duqu были «не просто «олдскульные» программисты, а еще и люди у которых масса «свободного» времени». По его мнению, у разработчиков на написание кода и его отладку ушло много времени, хотя такую работу можно было сделать быстрее и проще. «У них не было задачи сделать работу быстро. Мы шутили, что, может быть, они вообще в тюрьме сидят», - говорит Гостев.
Понимание природы кода Duqu поможет «создать для него эвристику», поясняет эксперт. Кроме того, не исключено, что теперь удастся найти легальные программы, при создании которых использованы те же методы, и таким образом, выйти на команду разработчиков. Стоит заметить, что происхождение троянов Duqu и близкородственного ему Stuxnet, атакующего ядерные объекты Ирана, до сих пор остается загадкой.
Напомним, что о трояне Duqu стало известно 1 сентября 2011 г. По предположению экспертов, этот троян был создан для точечных атак на компьютеры промышленных объектов, а также правительственных и коммерческих структур Ирана. Duqu был создан на единой программной платформе с другим знаменитым компьютерным червем Stuxnet, который в 2011 г. поразил иранские атомные электростанции, а также проник в сети целого ряда других предприятий по всему миру.
По мнению экспертов «Лаборатории Касперского», над обоими троянами работала одна и та же группа авторов. В отличие от Stuxnet, Duqu предназначен не столько для непосредственных вредоносных действий в зараженной системе, сколько для организации канала доставки и установки в систему дополнительных троянских модулей.
Поскольку Duqu применяется для точечных атак, число пораженных им компьютеров сравнительно невелико. В «Лаборатории Касперского» оценивают число известных инцидентов, связанных с Duqu, «примерно как 25», причем общее их общее количество вряд ли превышает 100. В каждом из инцидентов могло участвовать несколько десятков компьютеров. «Нет никаких сомнений, что Stuxnet и Duqu были написаны в интересах какого-то правительства, но какого именно, доказательств нет», - заявлял ранее Александр Гостев.
Напомним, что 4 марта 2012 г. бывший глава Агентства национальной безопасности США Майкл Хэйден (Michael Hayden) в интервью телеканалу CBS заметил, что Stuxnet «был хорошей идеей». При этом генерал не рассказал, какое государство стоит за созданием этого трояна, преемником которого стал Duqu. [ссылка]
Предыдущие посты на эту тему:
Зло всегда возвращается!
Мою гипотезу о государственном происхождении вируса подтвердил еще один эксперт
Иран раскрыл шпионский заговор на своих ядерных объектах
Мою гипотезу о государственном происхождении вируса поразившего Иран разделяют и и другие
США занимаются хакерством на государственном уровне?