Неизвестная страница известной биографии. Михаил Ломоносов.
radmirkilmatov — 05.02.2021 Когда профессионально занимаешься эмаль-производством, то начинаешь иначе смотреть на историю своей профессии. Ну как «своей» - всей отрасли. Эмаль – это стекло, и когда смотришь на общеизвестные исторические факты, сравниваешь их со своими познаниями в силикатах, то многие факты в Истории – раскрываются совсем по-другому.Короче, в биографии великого русского ученого Михаила Ломоносова (1711 – 1765) есть один любопытный эпизод, который не получает резонанса среди историков… Как он производил стеклянные камушки. Подробности таковы: в октябре 1748 года Ломоносовым была построена Химическая лаборатория. Эта лаборатория была первой научно-исследовательской и учебной лабораторией в России. Там проводились исследования по химии и технологии силикатов, по теории растворов, по обжигу металлов.
В 1751 году Санкт-Петербургский Стеклянный завод (1730 года основания) через Академию наук заказал исследования по разработке цветных стекол. Необходимость в минеральных красителях наверняка испытывал также фарфоровый завод в СПб (основанный в 1744 году как «Порселановый», теперь Ломоносовский фарфоровый).
Выполняя заказ, Ломоносов провел более 4 тысяч опытов. Им была разработана технология получения стекол любых цветов (прозрачных и «глухих» — смальт). Поздней свои научные достижения он применил при промышленной варке таких стекол.
В 1752—1753 годах Ломоносов впервые в истории науки прочел курс физической химии для студентов. И в 1753—1754 годах недалеко от Ораниенбаума (Ныне Ломоносов) в деревне Усть Рудицы Копороского уезда Ломоносов построил стекольную фабрику.
С середины 1750-х годов Ломоносов создал несколько известных мозаик… И его мозаичные работы – были первыми подобными произведения в Европе. Если не считать «античных» мозаик, секрет изготовления которых был тогда давно утерян.
«Полтавская баталия». Мозаика М. В. Ломоносова в здании Академии Наук. Санкт-Петербург. 1762—1764
Портрет Петра I. Мозаика. Набрана М. В. Ломоносовым. 1754. Эрмитаж
Мозаичная икона работы Ломоносова, которая до сер. XX века хранилась у ректора МГУ, и профессора прикладывались к ней по праздникам...
Исторический дискурс… Вообще, производство цветного стекла соотносят с именем пражского стеклодува Кристофера Шурера 1540—1560 годы. Скорее всего, австрияк добавлял в стекольную массу – содержащие кобальт местные руды (РК).
Через век Иоганн Кункель научился варить красное стекло. Современники подозревали, что он добавлял туда золото… ИМХО: секрет, скорее всего, был в сульфиде ртути HgS, который наиболее распространен среди ртутных минералов. И соответственно вред здоровью Ломоносову от подобных экспериментов и привел к смерти ученого в 53 года.
Стекольное производство того времени имело в своём распоряжении скудный ассортимент реактивов: производившееся Санкт-Петербургским стеклянным заводом было в основном бесцветно, или окрашено в синий и зелёный цвета.
Технологии Ломоносова были описаны и задокументированы. Он существенно расширил списки красителей, объединил несколько направлений: изучение свойств стекол, особенности и условия их варки, художественное творчество, как таковое, методика укладки мозаики...
Со смертью Ломоносова производство на фабрике сошло на нет. Следующий этап в истории смальты в России — вторая половина XIX века. Этот этап начался с идеи заменить мозаиками – иконы и элементы оформления Исаакиевского собора. Позднее идея стала активно тиражироваться. Мозаики были использованы при внутреннем убранстве Храме спаса на крови.
Все это известно.
Но представьте себе. Ломоносов находит способ производить «стекляшки», которые красивы и очень походят на редкие природные камни – рубины, сапфиры, жемчуга, бриллианты. И об этой, коммерческой особенности «наследия» Ломоносова не известно совсем ничего.
Известно, как дорого стоили ювелирные изделия Фаберже. Именные, яркие, покрытые цветным стеклом, то есть, эмалями, то есть, как раз те же самые достижения из наследия Ломоносова. Которые "забыли" на сто лет. Хотя те же историки уверяют, что Петер Карл густовович Фаберже открывал свои секреты в 1880-е годы в Германии.
О том времени историки говорят, что на фабрике Ломоносова вначале выпускался только бисер и стеклярус (для вышивок), мозаичные смальты. Потом появились «галантерейные изделия»: граненые камни, подвески, броши и запонки. С 1757 года фабрика стала выпускать столовые сервизы, туалетные и письменные приборы из разноцветного стекла, по большей части бирюзового. Уже после смерти Ломоносова было налажено производство крупных вещей: дутых фигур, цветников, украшений для садов. Короче, детский сад.
Отнюдь. Благодаря изобретениям Ломоносова, Российская империя на короткий период времени должна была стать крупным экспортером цветных поделочных камней. Фальшивых сапфиров, изумрудов, рубинов. Многие из них наверняка успешно продавались в Европе, как натуральные камни (например, с уральских приисков). Покупки в России - должны были попасть на короны, скипетры и троны - европейских правителей. Возможно, приток таких камней из Российской империи - привел к появлению на территории Германии множества "артефактов", а следом - нескольких фальшивых родов и династий.
Логичным фактом исследований Ломоносова в области стекла - должны были быть искусственные драгоценности.
Будем считать, что Ломоносов был от этого далек.
Но муза коммерции - дама беспринципная.
|
</> |