рейтинг блогов

Негромкое заявление. Первая операция немецких подводных лодок против Гранд-Флита

топ 100 блогов naval_manual09.09.2021

Что значит запах керосина.

В продолжение подводного сериала я решил сделать материал о самой первой операции немецких подводных лодок в Первой мировой войне: походе 1-й флотилии 6-11 августа 1914 г. для нападения на Гранд-Флит. Собственно история будет короткой, но она заслуживает отдельного обсуждения. Как минимум, любому, кто задумывался о взаимоотношениях линкоров и подводных лодок во время Великой войны, об этой истории стоит знать.

Оговорки прежние: материала у автора не так много, поскольку даже в специальных "подводных" работах эта история описывается скупа. В основу рассказа положено описание Голдрика из Before Jutland, как самое новое (из имеющихся у меня) и написанное отличным автором. Кроме того, удалось добыть ценные немецкие материалы: оперативный приказ и схему операции из официальной немецкой истории, и то, и другое - в переводе Е.А. Беренса. Иногда я обращался за поддержкой к Грею, Гибсону с Прендергастом, Корбетту и Джеллико.

Идея операции

К 1 августа 1914 г. в составе Флота открытого моря числилось 19 подводных лодок, сведённых в две флотилии. В состав 1-й флотилии входили лодки с керосиновыми двигателями: U5, U7, U8, U9, U10, U13Ю U14, U16, U17 и U18, - а так же миноносцы D5 и S99 и флагманский крейсер "Гамбург". Во 2-й флотилии числились более новые, дизельные U19, U20, U21, U22, U24, U23, U25, U27 и U28, миноносцы S100 и S101, и флагманский крейсер "Штеттин".

Начиная с 30 июля подводные лодки были включены в систему охранения Гельголандской бухты. Утром они выходили на дозорные позиции на расстоянии в несколько десятков миль от острова, днём они стояли на якоре в надводном положении, а вечером возвращались к Гельголанду. Это соответствовало общему представлению о роли лодок как, в первую очередь, средстве береговой обороны, и немецким ожиданиям первых дней войны - Гранд-Флит должен был появиться у немецких берегов в первые часы войны.

Последнего, как мы знаем, не случилось. Не было ни внезапного копенгагирования без объявления войны, ни атаки в первый день после объявления оной, 4 августа. Нервное напряжение было достаточно велико для того, чтобы желание "сделать хоть что-то" созрело у немцев уже к 5 августа. Реализовать это желание было решено с помощью подводных лодок. Они должны были выйти в море и попытаться найти и атаковать британские корабли.

Для операции выбрали 1-ю флотилию. Входившие в её состав лодки славились тем, что их двигатели давали густой жёлтый выхлоп, демаскировавший лодки днём, и вспышки пламени, хорошо видные ночью. Кроме того, как отмечает Голдрик, эти лодки плохо держали глубину, что сыграло роковую роль. Однако, именно в 1-й флотилии служили наиболее опытные подводники - именно этим объяснялся выбор.

Общий замысел операции был изложен в приказе командира 1-й флотилии Бауэра, с которым мы познакомились при Ютланде. Цитирую:

Начальник I флотилии подводных лодок, Северное море, 5 августа 1914 г.

Оперативный приказ №1 от 5 августа 1914 г.

1. Сведения о неприятеле: будут сообщены устно.

2. Задача: атака предполагаемых в Северном море главных сил, атака всех встречных броненосных и лёгких крейсеров, последние атакуются только при благоприятной для стрельбы минами обстановке. На обратном пути атаковывать все суда, стараясь всеми средствами нанести неприятелю урон.

3. Выполнение:

а) Подводные лодки: выходн назначается 6 августа 1914 г. в 3 ч. 30 м. утра. При неблагоприятной погоде операция отменяется по радио. Места и курсы миноносцев-конвоиров см. на эскизе. Расстояние между подводными лодками 7 миль. Порядок лодок начиная от Ost: U13, U14, U15, U16, U17, U18, U9, U8, U7, U5. Выходить в обратном порядке. Первой, следовательно, выходит U5.

Курсы лодок до позиции I:

I U7 = 330° магнитн.

II U14 = 326°   »

III U15 = 322°   »

IV U16 = 318°   »

V U17 = 315°   »

VI U18 = 311,5°   »

VII U9 = 308°   »

VIII U8 = 305,5°   »

IX U13 = 303°   »

X U5 = 301°   »

Генеральный курс после прихода на позицию I - 343,5°   ».

b) Крейсера "Гамбург" и "Штеттин" прикрывают выход подводных лодок из южной гавани. "Гамбург" на пути туда производит разведку на курсах, показанных на чертеже, и передаёт подводным лодкам квадраты, в которых будут замечены непр. суда. Район поиска крейсеров по их усмотрению. Крейсерам никоим образом не оттеснять неприятеля. Наоборот, надо попробовать завлечь неприятеля на направление к Гельголанду, дабы как можно скорее произошла бы его встреча с подводными лодками.

c) Конвоиры-миноносцы идут для репетования радиотелеграмм за линией подводных лодок на флангах: S99 с восточной стороны, D5 - с западной, они возвращаются по собственному усмотрению, не позднее репетования первого сигнала о неприятеле.

4. Радиопереговоры:

Подводным лодкам не пользоваться радиотелеграфом, дабы не выдать себя. Только с приходом на позицию III после 1 часа ночи четвёртого дня операции по словесному приказанию радиопереговоры будут возобновлены.

5. На самодвижущиеся мины надеть ножи для разрезания сетей.

6. В случае тумана операция продолжается.

7. Рандеву: Гельголанд.

Подписал: начальник I флотилии подводных лодок Бауэр.


На рис.1 представлена общая схема операции, позволяющая лучше оценить немецкий замысел:

Негромкое заявление. Первая операция немецких подводных лодок против Гранд-Флита

Рисунок 1 - Схема операции (кликабельно)

Перед нами - интересный пример немецких умонастроений в начале войны. Сам по себе замысел - визионерский. Масштабная многодневная операция группы подводных лодок была шагом вперёд по сравнению с идеей "подвижной обороны". Будучи первой боевой операцией такого рода, затея Бауэра заслуживает отдельного упоминания в учебниках военно-морского дела, а сам Бауэр - пионерского лавра.

Смелость Бауэра соседствует с настроениями иного толка. Немцы предполагают, что британские дозоры находятся на расстоянии не более 100 миль от Гельголанда. Тем не менее, провести предварительную разведку лёгкими крейсерами и/или эсминцами не решаются - а это намного упростило бы задачу подводных лодок. Помощь последним оказывают два "приписанных" крейсера - относительно старых и тихоходных, которые, вообще говоря, имели хорошие шансы не заманить британцев, а остаться там, где эти британцы будут встречены.

Впрочем, вернёмся собственно к плану. Стоит отметить, что это был в первую очередь план нападения на британские корабли, причём - крупные. Атаковать разрешалось только дредноуты и броненосные (т.е. и линейные, в немецкой терминологии) крейсера, в особых случаях - лёгкие. Радио можно было использовать только на обратном пути. Иными словами, разведка и сбор информации были задачами второстепенными.

Наконец, интересная оценка немцами положения линии британской блокады. Это была "хорошая оценка", по мнению Голдрика: немцы полагали, что противник выбрал для линии дозора самую узкую часть, при этом берега Норвегии на восточном фланге линии не были изрезаны шхерами и прикрыты островами, т.е. контрабандисты не могли найти там убежища. Тем не менее, как отмечает тот же Голдрик, восточный фланг такой линии был уязвим для нападений со стороны Каттегата - поэтому британцы в действительно развернули свои дозоры севернее. И - позже, к началу операции мобилизация кораблей 10-й крейсерской эскадры ещё не закончилась.

События 6-8 августа

Подводные лодки вышли в море, как и планировалось, ранним утром 6 августа, в полном составе. Гранд-Флит в это время был на севере. Утром 4 августа, в первый день войны, Джеллико вывел флот в первое крейсерство, и держался между Оркнейскими островами и Норвегией.

Занимавшая самую западную позицию U5 вынуждена была вернуться к Гельголанду вскоре после начала похода из-за поломки двигателей (Грей утверждает, что в базу вернулась U9, что, однако, не соответствует вышеприведённым приказу и схеме). Утром 7 августа дредноуты Гранд-Флита веренулись в Скапа-Флоу и немедленно приступили к погрузке угля. На 9 августа было запланировано начало перевозки Британского экспедиционного корпуса во Францию. Кроме того, Джеллико считал, что находиться на якорной стоянке до завершения организации противолодочной обороны опаснее, чем в море. Поэтому сразу по завершении погрузки угля, утром 8 августа, Гранд-Флит вышел в свой второй поход.

Впрочем, настроение у британцев было рабочее: дредноуты "Монарх" и "Аякс" отделились от флота для учебных стрельб по мишени, буксировать которую должен был "Орион". В 11.45 8 августа с "Монарха" заметили торпеду - или "торпеду". Голдрик справедливо замечает, что дреноуты находились к западу от плановых позиций немецких лодок (см. рис. 1), и, скорее всего, это была ложная тревога - а не атака U15, как пишут в некоторых источниках. Тем не менее, дреноуты щедро посыпали море снарядами противоминных пушек - что как минимум было полезно для тренировки артиллеристов.

Остаток дня прошёл в непрерывных подводных тревогах. Участвовавший в походе Дадли Паунд позже писал: "половина офицеров и матросов никогда не видела прископ [в море]. Если бы в мирное время им дали возможность его увидеть, я полагаю, ложных тревог было бы меньше". В 18.30 "Дредноут" и "Айрон Дюк" пытались таранить очередной замеченный "перископ". Это было последним значительным событием первых трёх дней немецкой операции.

Столкновение

Паунд шутил, что Гранд-Флит подвергся "атаке субмаринитов". Ранним утром 9 августа шутки кончились - британский флот въехал в завесу немецких подводных лодок. В 02.40 на крейсере "Ахиллес" почувствовали резкий запах керосина. В 05.35 "Орион" прошёл через "нефтяное пятно" и заметил пузыри воздуха, поднимающиеся на поверхность. Вполне вероятно, что один из британских кораблей протаранил U13. Так полагает и Голдрик, и немецкие авторитеты - Отто Гроос (см. места гибели подлодок на рис. 1) и Эрик Гренер. С другой стороны, Гибсон и Прендергаст утверждают - правда, без ссылки на источник - что U13 выходила на связь 11 августа и, вероятно, погибла на немецкой мине у Гельголанда. Так или иначе, лодка пропала - со всем экипажем.

Относительно судьбы другой лодки - U15 - сомнений нет. Она стала жертвой лёгкого крейсера "Бирмингем". 1-я эскадра лёгких крейсеров шла впереди флота, примерно в 30 милях. В 03.40 с "Бирмингема" заметили перископ. Крейсер попытался таранить обнаруженную лодку. В результате удара она выскочила на поверхность - что позволило британцам, помимо прочего, установить номер лодки. Познакомившись с жертвой, "Бирмингем" развернулся и нанёс второй удар, разубив подводную лодку пополам. Как и U13, U15 погибла со всем экипажем.

Теперь наличие подводных лодок было установлено достоверно. Риск стал очевиден. Тем не менее, встревоженный Джеллико оставался на позиции в течение дня 9 августа - на случай нападения немцев на транспорты в канале. Вечером того же дня Гранд-Флит, с разрешения Адмиралтейства, пошёл на новую позицию, к северо-западу от Оркнейских островов. Ну а семь не упомянутых немецких подводных лодок без приключений вернулись к Гельголанду.

Обсуждение

Общий итог операции для немцев выглядел так: из десяти вышедших в море лодок две погибли со всем экипажем; одна вернулась в базу из-за поломки, а остальные семь не смогли обнаружить целей. Второстепенная задача - определение положения линии британской дальней блокады - так же не была решена. Некоторым утешением могла быть только информация о том, что британских дозоров вокруг Гельголандской бухты нет.

Таким образом, немецкие подводные лодки заявили о себе в самом начале войны - но негромко, вполголоса. Впрочем, в лице Джеллико они нашли внимательного и благодарного слушателя: практическая демонстрация способности немецких подводных лодок действовать далеко от баз добавила ему поводов для того, чтобы быть осторожным. Стоит так же заметить, что в этой операции немецкие лодки, несмотря на отсутствие точных данных, нашли Гранд-Флит, причём нашли далеко от немецких берегов. Само же столкновение показало, что даже в августе 1914 г. надводные корабли не были бессильными, а подводные лодки - неуязвимыми. Атака на линейный флот была делом не только сложным, но и опасным.

Здесь стоит обратиться и к вопросу о несовершенстве матчасти. Исход операции едва ли объяснялся только этим: вспомним Ютланд, вспомним, что самый знаменитый участник похода, Отто Веддиген, погиб на более соврешенной U29, но в схожей ситуации. В конце концов, дизельные двигатели не решали главную, принципиальную проблему: в надводном положении лодка лишалась единственного своего достоинства, в подводном - почти ничего не видела.

Тем не менее, Голдрик справедливо отмечает, что лодки 1-й флотилии были "самим старыми" лодками Флота открытого моря. Заметим, впрочем, что это - сравнительная характеристка. "Старушка" U5 была построена в 1908-1910 гг., а U18 вступила в строй в ноябре 1912 г. По любым меркам в августе 1914 г. это были новые корабли - ровесники дредноутов Гранд-Флита, на которые им поручили охотиться. При этом с тезисом о ненадёжности и уязвимости можно согласиться: из восьми уцелевших в первой операции лодок три погибли до конца 1914 г. (U18, U11, U5), и три (U7, U8, U14) - в первой половине 1915 г. Это позволяет иначе взглянуть на "недальновидность" ретроградов вроде Альфреда Тирпица. Нежелание последнего создавать "музей подводных экспериментов"  было во многом оправдано: по-настоящему надёжные лодки появились только в 1913 г., и более щедрое финансирование строительства лодок на ранних этапах едва ли принесло бы ожидаемый результат.

Заключение

История первой операции немецких подводных лодок против Гранд-Флита - интересная иллюстрация общего вопроса об использовании новой техники и об отношении к этой технике. Скромный результат и тяжёлые потери вполне соответствовали ожиданиям ретроградов. Что соответствует общему правилу: сомнения професиональных скептиков редко бывают беспочвенными. Самой по себе новой техники недостаточно для достижения результаты, нужны и новая тактика, и оперативные и стратегические ниши, в которых достоинства новой техники могут раскрыться в полной мере. Решение этих вопросов оказывается сложным делом, требует существенных усилий и временных затрат. В случае с немецкими подводными лодками в Первой мировой их решение затянулось на два с половиной военных года.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * Понравился пост? Поделись с друзьями Нравится блог? Добавляй в друзья. Хочешь взаимности, отпишись в верхнем пост ...
Вечером переведу по 50 жетонов первым 20-ти, перепостившим запись - http://a-poli.livejournal.com/2050152.html - и оставившим комментарий к ней. СК > 10 Заранее ...
В дни саммита по ядерной безопасности американский президент, разгоряченный украинскими событиями, попытался убедить своих европейских партнеров занять позицию разрыва с Москвой. Он захотел провести саммит в формате G7. Но Обаме удалось добиться только отмены запрограммированной ...
Абакан, территория строительного магазина. Женщина 44 лет от роду умерла на месте. Водителю грозит уголовное дело и, соответственно, срок до пяти лет. ...
"К истории государственной системы народного образования в Германии (до 1933 года)"  Б.М. Бим-Бад.         Считается, что в основе немецкого национального характера лежат три важнейшие добродетели: Ordnung (порядок), Punktlichkeit (пунктуальность) и ...