Нефтяное эмбарго ЕС: чем оно грозит России. Возможен ли «поворот на Восток»?
aanechaev — 07.05.2022Страны ЕС всю неделю обсуждали 6-й пакет антироссийских санкций. Его ключевым элементом должно стать введение нефтяного эмбарго. Ожидается, что за нынешний викенд проект будет окончательно согласован.
Основные параметры будущего эмбарго таковы:
- Все страны ЕС, кроме трех, для которых сделаны исключения, должны отказаться от импорта российской нефти через 6 месяцев после утверждения пакета, а от импорта нефтепродуктов — через 8 месяцев. Запреты начнут действовать до конца 2022 года.
- С августа европейским судоходным компаниям будут запрещены морские перевозки российской нефти, а страховым компаниям — страхование таких перевозок. Это может помешать России перенаправить нефтяной экспорт альтернативным покупателям. Страхование 95% мировых танкерных перевозок обеспечивает зарегистрированная в Британии ассоциация профильных страховщиков International Group of P&I Clubs, которая должна будет соблюдать санкции ЕС.
Как эмбарго ударит по российскому экспорту
Европа — крупнейший рынок для российской нефти. По данным ФТС, на страны ЕС приходится более половины российского экспорта нефти (в январе 2022 года — 2,29 млн из 4,2 млн баррелей (54,5%) в сутки). Некоторые эксперты оценивают, что под эмбарго попадет даже 3 млн. баррелей нефти в сутки. В свою очередь, доля российской нефти в совокупном нефтяном импорте европейских стран достигает почти 40% (данные МЭА).
По данным МЭА, в январе 2022 года общая нефтедобыча (с конденсатом) в России составила 11,3 млн баррелей в сутки против 17,6 млн б/с в США и 12 млн б/с в Саудовской Аравии. По более раннему прогнозу Минэкономики РФ в итоге добыча нефти в России в 2022 году может упасть на 9,3–17%. Есть и более пессимистические прогнозы, оценивающие снижение нефтедобычи в России на 2–3 млн баррелей нефти в сутки, то есть на 20–30% к концу года.
Возможен ли «поворот на Восток»?
Масштабы потерь российского экспорта, а в итоге и российского бюджета, зависят от того, сможет ли Россия быстро перевести экспортные потоки нефти на Китай, Индию и другие страны, не поддерживающие санкции. На этом пути есть серьезные логистические проблемы. Главный трубопровод в Китай — ВСТО — имеет только 0,3 млн. баррелей в сутки резервных мощностей. Еще около 0,2 млн. баррелей в сутки можно дополнительно поставлять по железной дороге. Итого 0,5 млн б/с — это лишь шестая часть выпадающего в результате эмбарго экспорта в Европу. Увеличение поставок морем будет критически зависеть от наличия танкеров, готовых перевозить российскую нефть в условиях санкций. В любом варианте разворот экспорта в Азию потребует времени и крупных инвестиций в инфраструктуру, что в среднесрочной перспективе грозит России уже резким падением добычи и снижением доходности экспорта.
Отдельной проблемой для России станет недоступность иностранных инвестиций и сложных технологий, например, для разработки трудноизвлекаемых запасов, что дополнительно скажется на падении добычи.