Нечистая сила
movie_rippers — 13.09.2022Что-то меня на ретро потянуло, причем на отечественное ретро и не в самый его лучший период (как считается). Фильм этот мне с самого начала понравился (не пойму почему), несколько раз пересматривал с приятным ощущением —
Фильм почти дремучего 1989 года поэтому полон всяких, так сказать, стилистических приемчиков той эпохи — тут тебе и "тюремная романтика", и ресторанные кутежи и пляски, и обнаженный девчонки. Но суть не в том — в те времена с голодухи захватывало, потом надоело, а сейчас терпимо переносится.
Суть фильма в его сказочной составляющей. Этим больше меня фильм тогда и взял. Не, ну ещё и артисты — Римма Маркова, Роман Карцев, Ирина Бразговка, Ольга Кабо, Владимир Шевельков и прочая; да и в целом игра актеров — в рамках ещё неумершей школы, не простое нынешнее зачитывание заученных текстов.
Так вот — о сказке. Не детская это сказка, что до меня недавно дошло — где там чудеса расчудесные, а добро побеждает зло. Здесь — чудеса есть, а вот расплата за них по-взрослому. Я чуть фильм перескажу, а в этих чудных и чудесных местах отдельно остановлюсь с целью впечатления свои излить.
Отправился, стало быть, Иван ибн (не — это из другой взрослой сказки). Оправился Иван по грибы и, заплутав в лесу, сподобился на помощь бабке, которая затащила его в глухомань болотистую — временами сказочную, а временами древнеисторическую...
А у той на посылках — нечистая сила, хорошо узнаваемая в лицах и в прекрасно сыгранных образах.
Там какой-то совместный с бабкой гешефт у них был, по итогам которого у бабки оказались некие сказочные артефакты — дудочка, производящая золотые монеты; дубинка, отвешивающая люлей по заказу владельца, и скатерть-самобранка (без научных комментариев с моей стороны).
Так вот эти нечистые за этим культурным наследием русской сказочной цивилизации бегают и в надежде получить их в свои грязные руки оказывают мелкие неправдоподобные услуги.
Ну, и, как в любых сказках водится, от щедрот бабка Ивану дудку с целью его личного обогащения и презентовала...
А Иван с таким-то нетрудовым доходом первым делом кинулся Василису Прекрасную себе искать! А не тут-то было — сказочка поперек жизни пошла. Золото, оно не просто так всеобщий эквивалент; а в исторических монетах, причем свежей чеканки, что идет в принципе в разрез с УК — по сути, по содержанию, по источнику незаконного обогащения. Чем и занялись правоохранительные органы, организовав следственный эксперимент на бабкином болоте.
Бабулька по исторической нашей привычке сначала пыталась разрулить ситуацию посредством безмерного потребления спиртных напитков участниками расследования; но была вынуждена прибегнуть к применению силовых средств путем передачи означенному Ивану магической дубинки. На первое время отбиться в прямом смысле этого слова ему удалось, но он же захотел и вернуться в правовое пространство, надумав безвозмездно передать неправедно нажитое сокровище государству. Правильно — привлекая для этого нечистую силу, ага — в обмен на эту как раз дудку. Закономерно — и дудки лишился и на нары попал...
Там своя история уже противостояния практически доброго Ивана темной стихии зоны. Опять же с помощью магической дубинки порядки он какие-то навел на лесоповале, но в итоге угробил невинного человека; что приводит к росту депрессивных явлений в характере осмысления происходящего и дальнейшим пожеланиям избавиться от отрицательного рода воспоминаний. Да — опять с помощью нечистой силы; они ему на голову бревно уронили, что фактически действительно привело к потере памяти с соответствующим медицинским диагнозом и освобождением на волю.
Слава Богу, там брат родный помог — пристроил болезного на кладбище, где землекопами трудятся присная бригада нечистой силы.
Взяли они его на поруки, научили своему скорбному делу, как жить и на свалившиеся деньги рестораны посещать для увеселения опечаленной души. Словом — жизнь наладилась...
Но не зря же эта нечисть рядом кружит! Забрела в итоге на кладбище бабка же эта волшебная; а нечисть сговорчивого нынче Ивана науськивает выпросить и скатерть-самобранку для комплекта артефактов. Выпросил... Передал заботливым сотоварищам, а их и след простыл — а что ж? Они своего добились!
И остался Иван один при таком хлебном деле. Только вот на одних похоронах какой-то некомфорт случился, как-то очень с неодобрением клиенты к специалисту траурных торжеств относятся и поглядывают искоса...
Глянул Иван — а он мать свою хоронит.
Сильный тут момент в фильме, ещё операторской работой подчеркнули — переключили изображение в черно-белую палитру.
Момент тоже по фильму интересный — мать и "болотную" бабку играет Римма Маркова, то есть на таком уровне авторы фильма подчеркивают некую связь персонажей.
Так вот, на фоне разрушенной церквушки уже в концовке фильма мелькнула пресловутая бабка, а Иван — следом за ней; догнал...
У самого болота, у самого конца фильма догнал; приник виновато к ней на коленях на фоне погрязших в болоте куполов. Не сильно сказочная такая концовка для этой поначалу забавной сказочки.
Так вот о чем я вначале — очевидно, да — не все эти Иван-дурацкие чудные дива в реальной жизни пригождаются, не для этой они жизни. Для детских сказок. А в жизни как-то по другому надо решать, своими руками и делами чудеса сотворять.
И в целом по фильму. Есть ощущение, что он где-то там пророческий. С этой идеей о нечистой силе, которая чудеса из родной земли извлеченные себе увела, а остальное её не интересует. Ну там чем-то может и помочь в процессе этого обманного действа.
Да и чисто человеческое наше — отношение к Родине, к родителям... Не прозевать бы всё это, не потерять; чтобы не просить потом прощения (если у кого будет его просить).