НЕАКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

НЕАКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
Недавно по радио «Эхо Москвы» прошла острая передача на тему утечки мозгов из России. Оказывается наш президент где-то сказал, вернее, сказанул будто эта проблема не актуальна. И вообще высосана из пальца.
Меня даже несколько удивил шквал звонков и SMS обрушившийся на радиостанцию. Слушатели говорили о своих знакомых, родственниках, о молодых людях, которые уже уехали или собираются покинуть страну. Да и сами они признавались в этом желании.
Я пытался дозвониться тоже. Но, куда там! Линия была перегружена, а телефон редакции буквально раскалён. Между тем, моя коллекция покинувших Россию состоит из нескольких десятков человек. Что обидно, в основном молодежи. У меня, как у врача, отношения с пациентами доверительные. Многих ребят знаю с детства. Кого-то лечил, кого-то оперировал. Ребята толковые, энергичные. Все они за границей пробились. Сделали неплохую карьеру. У некоторых собственный бизнес. Приезжая в Россию навестить родственников и друзей, они иногда заходят ко мне. Мы приятно общаемся. Мой дежурный вопрос, возможно наивный: «Не собираетесь ли вернуться в Россию?» Ответ всегда одинаковый «Что вы, Валентин Борисович. Ни за что». И мне всегда грустно от того, что эти умные, серьёзные, целеустремленные ребята для России потеряны.
Наверное, наш уходящий президент, в отличие от меня статистикой владеет. А посему, исходя из абсолютных цифр, делает вывод о неактуальности проблемы утечки мозгов для большинства граждан. Но ведь тут как посмотреть. Наверное, всё-таки вопрос «кто уезжает?» важнее вопроса «сколько?»
В двадцатые годы вождь мирового пролетариата посадил на пароход двести самых светлых голов России и отправил их за границу, чтоб не умничали. Для большевистских босяков этот отъезд не был актуален. Но дальше разворачивалась наша жутковатая история с кровавым Джугашвили, волюнтаризмом, застоем развитого социализма, крушением страны. Последствия отплытия того парохода мы ощущаем и поныне в нашем варварском, воровском капитализме, перенасыщенном советскими рефлексами.
А совсем недавно я долго беседовал с двадцатилетним парнем, студентом МГУ. Мы говорили с ним о постмодернизме, о поэзии, о живописи эпохи ренессанса и о прочих интересных вещах. Красивого, ладного молодого человека приятно отличала широта взглядов, образованность, редкое сегодня умение удивительно точно формулировать свои мысли. Борис, так его зовут, в совершенстве владеет немецким, французским, английским языками. Сейчас учит испанский. Сева, старший брат Бориса, живёт в Канаде. Там у него свой бизнес. Ждёт Бориса. И тот, после окончания университета тоже решил уехать в Канаду на ПМЖ.
Когда я спросил, почему такой умный парень не хочет остаться в России, Борис улыбнулся: «Доктор, вы задаете вопрос, на который сами знаете ответ».
И ещё. Возможно, это просто слухи. Но, как говорят в Одессе – за что купил, за то и продаю. Мне приходилось слышать из разных источников будто в России существует студенческое братство под названием «отвалисты». Довольно закрытое. В Интернете не засвечено. В братство входят продвинутые студенты из университетов крупных городов. В Москве это МГУ, Бауманка, МИФИ, мед. Академия имени Сеченова. Студенты, в основном отличники, победители в прошлом разных олимпиад. Словом, интеллектуальная элита. Членов неформального братства объединяет общая цель – по окончании учёбы уехать (свалить) из страны. Многие, получившие здесь образование, уже работают в Канаде, Австралии, США, Израиле, Германии и других приличных странах. По неписанным законам братства «отвалистов» каждый, уже устроившийся, должен помочь двум новичкам. И это, вроде, соблюдается свято.
«Мы живём, под собою не чуя страны…»,- написал когда-то Осип Мандельштам. Как всё-таки перекликаются времена!
Если называть вещи своими именами, то наш президент полагает, что лучшим способом решать проблему – это просто её не замечать. Но, к сожалению, от этого она не исчезает. А корень её в том, что для людей, наделенных чувством собственного достоинства, людей пассионарных, не умеющих прогибаться, лишенных рабской притерпелости, да просто умных – Россия всё больше оказывается не оборудованной для радости жизни. Впрочем, как вариант, можно вновь попытаться сварганить железный занавес. Но это мы уже проходили и знаем к чему это привело.
Я всё о молодёжи. Но вскоре Россию покинет ещё один умный и порядочный человек. Фёдор Иванович, пожилой интеллигентный профессор, живёт со своей Надеждой Петровной в счастливом браке вот уже сорок шесть лет. В Москве у них уютная трехкомнатная квартира. Хобби Федора Ивановича выращивать на даче элитные сорта роз. Несмотря на уважительный возраст, профессор ещё читает лекции студентам. Правда, две в неделю. Надежда Петровна на пенсии. Их дочь живёт в Австралии. Замужем за хорошим человеком. Её муж, вместе с отцом, владеют частной клиникой. У них большой двухэтажный дом на участке в гектар. Во дворе бассейн. Уж как-только Аля с мужем не уговаривали переехать к ним стариков. Надежда Петровна вроде бы и не против. Скучает по внукам. Но Фёдор Иванович всё время противился. «Не представляю,- говорил,- жизнь вне России. Не смогу без русской природы, без нашего языка, без моей дачи с розами». И вдруг неожиданно засобирался. Страшно удивились его друзья. «Федя, Фёдор Иванович, дорогой! Что случилось? Что это вдруг на тебя нашло?» «Не вдруг, копилось»,- буркнул профессор. А дальше следовала такая нецензурщина, что все ахнули. Матерщину из уст интеллигентнейшего человека они услышали впервые. «Всё,- продолжал профессор,- не могу больше. Мне стало противно в России жить. А последняя капля совсем добила. Вы видели этот оргазменный экстаз послушного поголовья, на съезде «Единой России»? Вы слышали, как они хлопали и орали дурным голосом, когда явили себя лидер главный и лидер назначенный? Нет, хватит. Я больше не хочу каждый день замечать новую волну обыдлячивания страны». Так говорил старый профессор своим друзьям.
«Чемоданы собраны. Завтра в путь».
Вот такие пироги. Такая она, высосанная из пальца, неактуальная проблема.