рейтинг блогов

Не все дизайнеры одинаково полезны

топ 100 блогов alex_levitas18.09.2013
Иногда на семинарах я упоминаю о разнице между западным и российским дизайном, и меня просят объяснить, в чём же разница.

А разница, на самом деле, очень проста. Давайте посмотрим, в чём она заключается.

Договоримся сразу, что я не буду даже пытаться оценивать креативность - она всегда субъективна. Вместо этого я коснусь вещи совершенно объективной: создания новых качеств предмета и новых возможностей для пользователя.

Для удобства я беру только те образцы, где от дизайнера не требуется вести какую-то инженерную или научную разработку, а достаточно просто нарисовать предмет и передать картинку на производство, дальше инженеры без проблем всё спроектируют.

В качестве примеров российского дизайна я взял работы студии Лебедева как самой известной в России. Итак, дизайнерский матч «Запад против России»:

Раунд 1: Розетки

Европа   Россия
Не все дизайнеры одинаково полезны
     
Не все дизайнеры одинаково полезны


Европа представляет настенную розетку, которая простым нажатием кнопки превращается в удлинитель. Россия представляет жёлтую треугольную настенную розетку «Варнингус».

Раунд 2: Блоки розеток

Америка   Россия
Не все дизайнеры одинаково полезны
     
Не все дизайнеры одинаково полезны


Америка представляет скрытый блок розеток, который выдвигается по мере надобности - нужна одна розетка, получите одну, нужны две, получите две, а если не нужно ни одной, то они прячутся. Россия в ответ представляет здоровенную настенную розетку «Розеткус», в которую будет сложно вставить больше двух круглых вилок или больше одного зарядника/адаптера (но зато она красиво смотрится на картинке).

Раунд 3: Кружки

Европа   Россия
Не все дизайнеры одинаково полезны
     
Не все дизайнеры одинаково полезны


Европа представляет кружку с кармашком, в который можно вложить печенье или пакетик с сахаром либо вставить ложку. Россия представляет кружку «Атмарк», главная особенность которой - фигурная ручка (мне, кстати, держать эту кружку было неудобно).

Раунд 4: Зонты

Европа   Россия
Не все дизайнеры одинаково полезны
     
Не все дизайнеры одинаково полезны


Европа представляет зонт-ракушку, который гораздо лучше защищает Вас от дождя, особенно от косого дождя. Россия в ответ представляет зонтик «Фак дождю».

Раунд 5: Зеркала

Европа   Россия
Не все дизайнеры одинаково полезны
     
Не все дизайнеры одинаково полезны


Европа представляет пару зеркал, которые надеваются на обычное зеркало заднего вида в машине, давая водителю дополнительный обзор. Ответный ход России - креативное настенное зеркало «Воус».

Раунд 6: Светофоры

Европа   Россия
Не все дизайнеры одинаково полезны
     
Не все дизайнеры одинаково полезны


Европейские дизайнеры представляет концепт светофора, который позволяет понять, как долго осталось ждать смены сигнала. Россия отвечает концептом светофора «Люксофор», который отличается от обычных светофоров тем, что фонари в нём не круглые, а квадратные.

Бонус-трек

Бонусом предлагаю Вам сопоставить задачи, которые решают дизайнеры на Западе с задачами, которые решают дизайнеры в России. Я подчёркиваю ещё раз, что все примеры с Запада - это вещи, которые дизайнер может просто нарисовать, а уж как это сделать, чтобы оно ещё и работало, без труда разберутся инженеры на производстве. Т.е. дизайнеру не нужно иметь Ph.D. по ядерной физике, ему достаточно хорошей фантазии и умения рисовать.

Запад   Россия
Не все дизайнеры одинаково полезны
     
Не все дизайнеры одинаково полезны
Не все дизайнеры одинаково полезны
     
Не все дизайнеры одинаково полезны
Не все дизайнеры одинаково полезны
     
Не все дизайнеры одинаково полезны
Не все дизайнеры одинаково полезны
     
Не все дизайнеры одинаково полезны
Не все дизайнеры одинаково полезны
     
Не все дизайнеры одинаково полезны
Не все дизайнеры одинаково полезны
     
Не все дизайнеры одинаково полезны
Не все дизайнеры одинаково полезны
     
Не все дизайнеры одинаково полезны
Не все дизайнеры одинаково полезны
     
Не все дизайнеры одинаково полезны


Западные дизайнеры представляют компьютерную мышь-перчатку, эстетский набор ножей (единственный в списке предмет, не создающий нового качества, а просто красивый), межкомнатную дверь-теннисный стол, мотоцикл для инвалидов-колясочников, солнечный зарядник для смартфонов, рюкзак с капюшоном на случай дождя или просто чтобы уши не мёрзли, батарейку с разъёмом USB, которую можно использовать в обычных электроприборах и для подзарядки гаджетов, а также кубик Рубика для слепых.

Российские дизайнеры в ответ представляют креативную компьютерную мышь в форме стрелки курсора, креативную подставку для ножей в форме ручки швейцарского ножа, креативные упоры для книжной полки, креативную копилку с прорезью в форме плюса, креативную скрепку с четырьмя петельками вместо двух, креативный брелок для ключей, креативные палочки для еды, раскрашенные «под берёзу», и креативный ёлочный шар с 14 крючками вместо одного.
  • Думаю, не будет несправедливым сказать, что дизайнеры, которых хватает в основном на то, чтобы придать одному предмету форму другого или заменить круглое на квадратное, едва ли могут претендовать на то, что они выросли из детских штанишек
Как видите, в европейском и американском дизайне сильна тенденция «Хотим сделать этот предмет не только красивым, но ещё и более функциональным, более удобным в использовании, дающим покупателю какие-то новые возможности» А в российском дизайне скорее держится тенденция «Хотим сделать, чтобы хорошо смотрелось на картинке» (а порой и «Хотим сделать, чтобы читатели бложика сказали "Гы-гы! Лол! Лайк!"»).

К чему я об этом говорю? В российском маркетинге, на мой взгляд, ровно та же проблема. Вместо того, чтобы подумать о клиенте и дать ему дополнительную ценность, дополнительные возможности - изобретают «уникальную копилку, которая отличается от других копилок крестовидной прорезью». Вместо того, чтобы в рекламе рассказать о выгодах клиента и о том, как продукт изменит его жизнь к лучшему - делают объявление, которое красиво смотрится на полосе...
  • И в конце года имеют в графе «Объём продаж» то, что имеют.
Надеюсь, ради всего святого, что хотя бы вы, леди и джентльмены, не бегаете по этим граблям?

P.S. Хотите, чтобы Ваш бизнес работал чётко, стабильно и без сбоев, как дорогие швейцарские часы? Хотите узнать, как сделать, чтобы бизнес требовал вдвое меньше Вашего времени и приносил вдвое больше денег? Приезжайте на мой VIP-тренинг «Бизнес под пальмой» – в феврале 2014 на берегу тёплого моря

P.P.S. Взгляните на расписание моих ближайших семинаров – Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Анталия, Вологда, Белгород, Тольятти, Челябинск, Пермь, Нижний Новгород, Омск, Новосибирск, Алматы, Благовещенск, Хабаровк, Владивосток, Киев

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
...
Итак, ViaSat США крупная компания, создающая и эксплуатирующая спутники , а также Оператор системы спутникового широкополосного доступа в США через спутники на геостационарной орбите , имеет порядка 600 000 абонентов в США . Об их тарифах я даже писал тут. Естественно, сейчас сервис ...
Мир устроен гораздо противнее, чем кажется. Мы срочно пытаемся найти бассейн, где бы я могла плавать, потому что наш, ближний, роскошный, внезапно закрылся из-за структурных повреждений задания. Это надолго, если не навсегда. Все наши басейны и фитнесс-центры город открыл в жутких ...
Я в Москву, к счастью, лишь раза два-три в неделю приезжаю. От этого всякие здешние глупости и безобразия, к которым «местные» уже притерпелись, меня язвят и задевают. Вот, например, замечаю я, что методы, которыми столичные  чиновники борются супротив пробок, густо замешаны на ...
...