Не умолчу об Аляске

топ 100 блогов diak_kuraev114.08.2025 Теги: Соловьев

18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕН (РАСПРОСТРАНЕН) ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ диаконом АНДРЕЕМ ВЯЧЕСЛАВОВИЧЕМ КУРАЕВЫМ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА КУРАЕВА АНДРЕЯ ВЯЧЕСЛАВОВИЧА>

Из моей книги «Мифология русских войн»:

«Рассказы моряков о неведомых землях на Востоке, где в изобилии водился ценный промысловый зверь, вызвали живейший интерес камчатских промышленников, купцов и казаков. Уже в 1743 г. на промысел «морских бобров» — каланов — отправилось к Командорским островам первое судно. Затем последовали другие, продвигавшиеся все дальше на восток вдоль Алеутской гряды. В 1745 г. команда судна «Св. Евдоким» впервые вошла в контакт с алеутами, населявшими так называемые Ближние (к Камчатке) острова. Хотя сначала отношения складывались вполне мирно, вскоре пришельцы перестали церемониться с местными жителями. Устроившись на зимовку в бухте на острове Атту, промышленники перебили всех не успевших бежать обитателей одного алеутского селения, в том числе женщин, которых заколов, сбросили с утеса в море). Промышленники оправдывались тем, что островитяне и так должны были погибнуть от голода, поскольку все их продовольствие было отнято русскими. На этом Беляев и его подручные не остановились и, захватив еще одно селение, истребили до 40 человек, оставив в живых только молодых женщин — «для услуг»)... Особенно значительным было восстание алеутов Лисьих островов в 1763-1764 гг., когда были почти полностью уничтожены экипажи четырех купеческих судов. Месть промышленников не заставила себя ждать. Во время карательных рейдов последние уничтожали местных жителей целыми селениями. И. Е. Вениаминов, опираясь на рассказы стариков-алеутов, очевидцев событий, писал о передовщике С. Глотове, пришедшем на судне «Св. Андреян и Наталья» летом 1764 г. к Лисьим островам; «Он, сколько под предлогом отомщения за смерть соотечественников своих, столько и за непокорность, истребил почти без остатка все селения, бывшие на южной стороне Умнака, и жителей островов Самальи и Четырехсопочных». Побывавший в 1790 г. в этом районе Г. А. Сарычев бесстрастно отмечал в своем путевом журнале: «Жителей на Четырехсопошных островах прежде было много, но нониче нет». Особенно «прославился» своими жестокими расправами с непокорными туземцами в 1764-1765 гг. мореход и передовщик И. Соловьев с судна «Св. апостолы Петр и Павел». В отместку за нападение на свою команду и уничтожение экипажей других купеческих судов, он, как и Глотов, не пощадил почти никого из местных жителей. В. Н. Берх, посетивший Русскую Америку в начале XIX в., собрал от промышленников «прежних времен» некоторые сведения о жестокостях Соловьева на островах Лисьей гряды. Вот что он писал об одном из карательных рейдов Соловьева: «Кровопролитие при сем случае было ужасное, большая часть виновных в убиении россиян заплатила за сие жизнию. Мстители сии (Соловьев со своей командой. - А. Г.), услышав впоследствии, что островитяне, боясь нечаянного нападения, собрались в числе 300 человек в одно жилище, отправились немедленно туда. По прибытии их начали островитяне метать из разных отверстий стрелы, но как вместо оных влетели туда к ним пули, то и решились они, заколотив все щели, ожидать покойно участи своей. Соловьев, видя, что зданию сему нельзя будет нанести скорого вреда, подложил под оное в разных местах кишки, начиненные порохом, и поднял сих несчастных детей природы на воздух. Хотя при сем случае спаслись многие от взорвания, но были побиты ружьями и саблями… Статистика Российско-Американской Компании свидетельствовала о постоянном падении численности туземцев - вплоть до 1820-х годов. Еще в 1805 г. старики-кадьякцы сообщали Ю.Ф. Лисянскому, что после прихода русских (то есть всего за 20 лет) численность островитян уменьшилась вдвое. Численность алеутов с начала контактов с русскими и до 1820-х годов сократилась, по подсчетам разных авторов, в 4-8 раз. По сути дела, можно говорить о демографической катастрофе для ряда коренных народов Аляски»[1].

По словам стариков-алеутов, промышленники перестреляли многих туземцев просто ради забавы. «Одни говорят, что русские многих алеутов перестреляли из ружей и только из потехи; а другие совсем это отвергают. Но это в самом деле было; но только один раз, (я разумею только в здешнем отделе) и именно в Кошигинском селении на Уналашке. Это сделал Соловьев, которому пришло в голову испытать: в котором (человеке) остановится пуля? И для этого он велел связать вместе двенадцать человек алеутов, (вероятно, не совсем безвинных) и выстрелил в них из штуцера или винтовки. Говорят, что пуля остановилась в девятом»[2].

А еще была Русско-Индейская война 1802-1805 гг. Была экспедиция Григория Шелихова, который убил от 500 до 2500 эскимосов. Иван Кусков (1808-1809 гг.) перед основанием Форт-Росса убил немало индейцев, а потом заключил с ними перемирие.

За первые 30 лет контактов с русскими коренное население Алеутских островов сократилось, по самым скромным подсчетам, в три раза[3].

Как Австралия в немалой степени заселялась английскими каторжниками, так и Россия в 18 веке «прирастала» на Дальнем Востоке и Тихом океане «подвигами» всяческого отребья. Их бесчеловечные мерзости говорят о качестве христианизации основного населения Российской империи[4].

Но учебники не расскажут ни об этом, ни о том, как промышленник Ларион Беляев «зачистил» остров Атту от всех алеутов, которые там жили. У нас принято считать, что русских всюду встречали и встречают с восторгом и, едва увидев, отчего-то «добровольно воссоединялись»…

Правда, в 1867 году св. Иннокентий Московский честно говорил о «продаже наших колоний (!) в Северной Америке американцам»[5].

«Вы знаете, Дмитрий Иринархович, что к сожалению у нас есть и такие миссионеры, которые углубляются в ледяные пустыни вовсе не из ревности к проповеди Евангелия как приписывают это им, не для спасения душ человеческих, а для приобретения дорогих мехов; что иные священники не стыдятся для того же сами опаивать инородцев; что были, как Вам известно, и такие миссионеры, которые как Израиль, заводили наихудшие секты, и такие, которые соблазном своей жизни, ставили самое сильное противодействие oбращению язычников ко Христу» [6].

Н. П. Резанов («Юнона и Авось), будучи одним из основателей Российско-американской компании, особо отмечал незнание миссионерами языка туземцев. Он писал об убийстве иеромонаха Иувеналия (6 ноября 1805), не сдерживая досады:

"На полуострове Аляске завелся было на… Илямне… торг с горными народами, великие пользы открывавший, монах Ювеналий тотчас улетел туда для проповеди, крестил их насильно, венчал, отнимал девок у одних и отдавал другим. Американцы все буйство его и даже побои долго сносили, но наконец опомнились, что от этого урода и избавиться можно и, посоветовавшись между собой, кончили тем, что убили преподобного, да об нем и жалеть бы нечего, но принесли в жертву ожесточению своему и всю артель русских и кадьякцев, не оставя ни одного живого"[7] 


[1] Гринев А. В. Характер взаимоотношений русских колонизаторов и аборигенов Аляски / А. В. Гринев // Вопросы истории. - 2003. - № 8. См. также: Промысловое освоение алеутских островов русскими промышленниками (1743-1783). Взаимоотношения с алеутами и эскимосами // История Русской Америки (1732 - 1867). Т. 1. Основание Русской Америки.  М., , 1997. http://militera.lib.ru/explo/ira/1_03.html

Зорин А. В. Индейская война в русской Америке: русско-тлинкитское военное противоборство. Курск, 2002 http://www.reenactor.ru/ARH/PDF/Zorin_01.pdf

[2] св. Иннокентий Вениаминов Записки об островах Уналашкинского отдела. СПб. 1840, ч. II, с. 189-190. https://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Moskovskij/tvorenija-innokentija-mitropolita-moskovskogo-kniga-tretja/2

[3] Ляпунова Р. Г. Алеуты: очерки этнической истории. — М., 1987, сс. 85-88; Федорова С. Г. К вопросу о ранних русских поселениях на Аляске // Летопись Севера. 1964. Вып. 4 с. 148; Lantis M. Aleut // Handbook of North American Indians.  Vol. 5. Arctic. — Wash., 1984. P. 163

[4] «Федор Иванович Толстой воспитывался вместе с отцом моим в Морском корпусе... И ни одной-то души не оставлял в покое! Старичок-священник (иеромонах Гедеон), который находился на корабле, любил выпить лишнее и был очень слаб. У Федора Ивановича в голове сейчас; созрел план новой потехи: напоил батюшку до «положения риз», и когда несчастный священнослужитель как мертвый навзничь лежал на палубе, граф припечатал ему сургучом бороду к полу украденною из каюты Крузенштерна казенною печатью. Припечатал и сидел над ним, пока он проснется… И только что старичок открыл глаза и хотел приподняться, Толстой, указывая пальцем на печать, крикнул ему:

— Лежи, не смей! Видишь — казенная печать… После принуждены были ножницами подстричь бороду священнику почти под корешок, чтобы выпустить его на свободу" (Каменская М. Ф. Воспоминания // Исторический вестник. 1894

Ф. И. Толстой начал службу в Преображенском полку. В 1803 г. после дуэли с полковником Дризеном был отправлен родными в кругосветное плавание с экспедицией Крузенштерна, сопровождая в качестве «кавалера посольства» камергера Н. П. Резанова, назначенного посланником для заключения торгового договора с Японией. За свои хулиганства он был высажен на Алеутские острова, за что и получил прозвище «Американец». По мнению его био­графа С. Л. Толстого, это мог быть остров Ситха или Кадьяк (более вероятен первый). (См.: Толстой С. Л. Федор Тол­стой Американец. М., 1926). Но если Толстой творил «шалости», то Резанов (да, тот, что из «Юноны и Авось») – просто зверства.

И хотя в «Своде военных постановлений», выпущенном в 1840 г., сказано, что «дурной сын Церкви не может быть добрым сыном своего Отечества», Ф. Толстой опроверг эту аксиому: В 1812 г. он вступил в Московское ополчение, был тяжело ранен в ногу при Бородине, произведен в полковники и награжден орденом св. Георгия IV ст.

Был посредником в сватовстве А. С. Пушкина к Н. Н. Гончаро­вой.

Вяземский посвятил Ф. И. Толстому стихи:

Американец и цыган,

На свете нравственном загадка,

Которого как лихорадка

Мятежных склонностей дурман

Или страстей кипящих схватка

Всегда из края мечет в край,

Из рая в ад, из ада в рай,

Которого душа есть пламень,

А ум — холодный эгоист,

Под бурей рока — твердый камень,

В волненьи страсти — легкий лист.

[5] Иннокентий, митрополит Московский. Письмо обер-прокурору синода Д. А. Толстому от 5 дек 1867 // Письма Иннокентия, митр. Московского. Т.3 Спб., 1901, с. 139. См. также Письмо от 27 августа 1867

[6] Письмо св. Иннокентия Московского Д. И. Завалишину: Завалишин Д. И. Эпизод из жизни митрополита Иннокентия // Древняя и новая Россия. 1879 вып.5. с.71

[7] Тихменев П. А. Историческое обозрение образования Российско-Американской компании и действий ее до настоящего времени. Ч.2. СПб., 1863. Приложение, с. 137

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Тогды  мы  с  другом  уехали  на  электричке  до  остановки  Топчул.  Погода  была - сами  видите.  Покатались  на  лыжах,  подурачились   на  снегу,  как   молодые,  ...
Я, конечно, не фотограф, как некоторые. Но чужие лавры не дают покоя. И время сейчас такое - подарочное. У других для подарков вещи ценные и интересные можно увидеть. А у нас - ностальгия. Ну, не у нас конкретно, а в "русских посылторгах", что ...
...
Как это все-таки замечательно: не знать, что будет с тобой через пять минут. Как это замечательно, жить в иллюзии, что обстоятельства не зависят от тебя. Что есть случайность. Как это замечательно, воспринимать все вокруг, как нечто, что не ты сам. Как это замечательно, иметь ...
После того как в июне 2000 года была остановлена эксплуатация сверхзвуковых авиалайнеров Конкорд, в мире ожидалось что будет найдена замена этой машине, так как определённый спрос на дальние скоростные перелёты всё же существовала. В свете этого ведущие авиастроительные компании начали ...