Не только Толкин: топ-10 классиков жанра фэнтези
qebedo — 22.10.2021 Для чайников, естественно, для чайников...Фэнтези — жанр литературы, описывающий придуманные миры и существ, опираясь не на науку (в отличие от научной фантастики), а на фольклор — сказки и (в основном) эпос. Широкая известность к нему пришла в середине прошлого века после публикации сочинений Джона Р.Р. Толкина, и с тех пор он остается одним из наиболее популярных и востребованных как в литературе, так и в кино и компьютерных играх.
Литературоведы в стремлении «докопаться до глубин» находят элементы фэнтези в древних эпосах, начиная с «Гильгамеша». Однако по ключевому признаку — верили ли сами авторы в то, что описываемый ими «иной мир» реален, ведь если да, то это уже литература «немного других жанров» — планку отодвигают к анонимному «Сэру Гавейну и Зеленому Рыцарю» XV века и «Сну в летнюю ночь» Шекспира (XVI век). Наиболее же трезвомыслящие специалисты первыми романами-фэнтези считают «Короля Золотой реки» Джона Раскина (1841 год) и «Принцессу и гоблина» Джорджа Макдональда (1858 год, первое сочинение в жанре не для детей, а для взрослых). Мы же предлагаем вам список из самых известных и издаваемых (до сих пор) авторов фэнтези (по хронологии).
Уильям Моррис (1834-1896)
Первый автор сочинений о «придуманном прошлом», ставших популярными — ими зачитывался сам Толкин, называя в числе тех, которые повлияли на его творчество. Моррис был человеком разных талантов и увлечений — художником (входил в знаменитое «братство прерафаэлитов»), поэтом, переводчиком, искусствоведом, издателем и даже социалистом (в СССР очень любили его утопический роман «Вести ниоткуда», описывающий жизнь идеального социалистического общества). Но «пережили время» только его картины, да романы в жанре фэнтази.
Наиболее интересный и значительный из них — «Сказание о доме Вольфингов». Одним из первых Моррис обращается к германско-скандинавскому фольклору как к источнику вдохновения. Он описывает некое идеальное древнее германское племя, мужественных воинов, охотников и земледельцев, на которое нападают «смуглые южане», в чертах которых легко угадываются имперские римляне. Отважные «древнегерманцы» дают врагам отпор, охраняя «родную землю, кровь и почву» и свой патриархальный уклад жизни от «разлагающего влияния больших городов». Примыкает к этому роману и другой — «Корни гор», который рассказывает, как столетия спустя потомки Вольфингов защищают «мир и покой на всей Земле» от вторжения «желтолицых варваров» (очень похожих на гуннов). Отличительная черта стиля Морриса — внешняя бесстрастность и «ровность», придающее содержанию дополнительную напряженность.
Окончание тут.
|
</> |