Не такая уж тихая и очень странная обитель...
elika — 18.08.2024 Утренняя живолистьДанное полотно показывает нам обличительный сюжет непотребства, происходящего в тихой, на первый взгляд, обители. Как видите, на заднем плане — раскрытая дверь кельи настоятеля монастыря, из которой выглядывает он сам в одном подряснике. Мужчина сидит за накрытым столом и ошеломлённо наблюдает за происходящим. Наверное, именно из этой открытой двери и вывалились две дерущиеся женщины, одна из которых является посетительницей настоятеля, а другая — монахиней. Монахиня набросилась на светскую даму и бьёт её зонтиком. А за всей этой ситуацией наблюдают мальчик-послушник, пузатый иеромонах, мальчик-посыльный в картузе и ещё двое монахов, которые, само собой, крайне озадачены происшествием. И это понятно: ведь происходящее такой позор для обители!
Павел Яковлев «В тихой обители», 1896 год
Но, если всмотреться, можно заметить целый ряд странностей. Ну, например, можно предположить, что монахиня набросилась на прихожанку в сиреневом платье из ревности. Тогда встаёт вопрос: а что вообще делает монахиня-женщина в мужском монастыре? Как она туда попала? Почему настоятель устраивает свидания средь бела дня? А ещё обратите внимание, как необычно изображён художником мальчик-посыльный — словно это и не мальчик вовсе, а какой-то маленький человечек, что вписан в картину совершенно случайно… Примерно в это же время автор работал журнальным иллюстратором, и, быть может, именно поэтому эта его картина по манере письма больше похожа на журнальную карикатуру. А, может, Павел Яковлев пошёл по стопам своего наставника Василия Перова, написавшего картину «Сельский крестный ход на Пасху» (мы говорили об этой работе прошлым летом), очень созвучную по сюжету и воспринятую современниками как оскорбление православия. «Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловки», — писал тогда академик Худяков по поводу этого произведения.
Так или иначе, но художник долго не мог пристроить своё творение и даже писал Павлу Третьякову с просьбой взять эту картину. Но, видимо, тот отказался, поскольку сейчас работа «В тихой обители» является частью коллекции Государственного музея истории религии в нашем Санкт-Петербурге.
|
</> |