рейтинг блогов

Не так страшен тест, как его тревожность

топ 100 блогов danilling20.05.2011 Не так страшен тест, как его тревожность

Кто-то сейчас сдает экзамены, кому-то это предстоит. Я знаю, что для многих людей экзамены - страшное испытание. Не потому, что они не могут их сдать, а потому что страшно. И ничего с этим страхом поделать не могут. Я наблюдал взрослых успешных людей, получающих второе высшее, и волнующихся как школьники, и даже больше. Многие волнуются перед собеседованиями, переаттестациями и подобными мероприятиями, где как-либо оцениваются знания, умения и способности.

Самое обидное, когда человек знает, что он скорее всего сдаст, но все равно волнуется так, будто ничего не знает и умеет. Волнение мешает готовиться, мешает что-то вспомнить и сообразить в нужный момент. И получается, что это волнение может сослужить дурную услугу - волнуясь из-за низкой оценки, человек рискует действительно получить низкую оценку. Чем тут может помочь психолог? Волнения перед и во время испытания хорошо изучено, на самом деле. Феномен этот называется тестовая тревожность (ТТ).

ТТ - это состояние тревоги в ситуации проверки и оценки знаний, навыков, способностей человека. ТТ повышается, когда человек воспринимает ситуацию тестирования как угрозу для своей самооценки. В таком случае его внимание фокусируется не на заданиях, а на мыслях и эмоциях, связанных с возможным неуспехом выполнения этих заданий. Человек не может сосредоточиться на том, что он изучает, а больше думает о том, что он "облажается". И советы перестать об этом думать и переключиться на предмет не особо помогают, потому что эти мысли не особо управляемые, навязчивые.

Эти мысли вызывают сильные эмоции - страх, стыд, вину, раздражение. Они создают состояние неуверенности в себе и беспомощности. Когнитивные и эмоциональные помехи создают дефицит внимания, и сдать экзамен действительно становится сложно. В чем же тут загвоздка? Загвоздка в том, как человек воспринимает ситуацию экзамена. Если он склонен воспринимать экзамен именно как испытание для своей личности, проверку своих способностей - годен или не годен, тогда человек на себя возлагает очень большую ответственность.

Локальная ситуация оценки знаний по какому-то одному предмету становится глобальной - этаким страшным судом, на котором словно бы личность взвешивается и может быть забракована и отброшена. Проблема здесь в чрезмерном обобщении ситуации экзамена. Человек ставит себе условие - если справлюсь, то я достоин уважения. Если не справлюсь то я неспособный - не достоин уважения. Когда на кону стоит такая глобальная ставка, то и страх неудачи возникает глобальный - не просто математику не сдать, а оказаться неспособным и не достойным уважения. Хотя, строго говоря, если человек с чем-то не справляется, то это говорит только о том, что он не справляется. И у этого есть какие-то причины.

Например, его плохо учили. Эксперименты показали, что тестовая тревожность действительно велика у людей, которых обучали в своеобразном стиле. Если учитель "шпарил", не особо объясняя. Не получал обратную связь от учеников, понятно им или нет. Не давал возможности для самостоятельной работы. При таком стиле обучения у учеников были высокие показатели тестовой тревожности. Если учитель детально объяснял материал, не давил на учеников, давал время на самостоятельную работу и помогал исправлять ошибки, то показатели ТТ у его учеников были низки. Еще один фактор, влияющий на формирование высокой ТТ - гонка за высокими результатами. Если показателям успешности придается особое значение, если от этих показателей зависит отношение к ученику, то может сформироваться высокая ТТ.

Правда, стоит уточнить, что не все люди склонны к высокой тестовой тревожности. Есть люди с устойчиво низкой ТТ, а когда результаты тестирования связывают напрямую с самооценкой, их мотивация к выполнению задания только усиливается, и они демонстрируют лучший результат. Не до конца еще изучено, как так получается. Возможно, дело в характере - у одних людей высокая личностная тревожность, и это особенность их психики. А у некоторых - низкая. Другое возможное объяснение - у людей с низкой ТТ надежно защищена самооценка, они не связывают её напрямую с результатами каких-то то экзаменов. А у людей с высокой ТТ самооценка, как мы уже поняли, уязвима - они связывают результаты тестов со своей ценностью напрямую. Есть еще объяснения мотивацией - у одних людей сильная мотивация достижения, и их только раззадоривают сложности. А у других людей сильнее мотивация избегания неудачи. Меня такое объяснения не вполне удовлетворяет - оно слишком обобщенное, не объясняющее деталей.

Но, не все так плохо для высокотревожных. Эксперименты показали, что у людей, склонных к высокой ТТ, она может уменьшаться. Более того, тогда они могут выдавать даже лучший результат, чем люди с низкой ТТ. Всё зависит от того, как формулируется задание. Если оно формулируется "Мы сейчас будем оценивать ваши знания и способности", то тревожность высока. А если оно формулировалось успокаивающе и мотивирующе, то высокотревожные наши выполняли задание лучше всех и особо не парились. Как может звучать мотивирующее задание: "Мне не важны результаты, это задание - просто возможность поупражняться в материале". Само собой, что это был психологический эксперимент - в реальной ситуации экзамена действительно оцениваются знания и способности, и вряд ли экзаменатор будет особо успокаивать и мотивировать.

Но, это не так важно. Важно то, как человек сам для себя формулирует задачу, как он относится к ситуации оценки. Можно пересмотреть своё восприятие экзамена: экзамен - это проверка всей моей личности или только моих знаний по конкретному предмету? Уровень знаний по каком-либо предмету отражает мои личные качества или он отражает количество времени и стараний, посвященных этому предмету? Экзаменационная оценка отражает уровень моих способностей или качество обучения? Уровень знаний говорит чаще больше о конкретной ситуации, в которой вы находитесь, чем о качествах личности и способностях.

Кроме личных моментов, важно еще то, как вы готовитесь к экзамену. Важно не только всё вызубрить и научиться решать задачи любой ценой. Важно, чтобы кто-кто подробно прокомментировал и объяснил принципы решения. Если некому, то можно попытаться себе самому объяснять, поняв алгоритм, а не просто вдалбливать в голову. Также важно отношение к предмету - если вы видите в нем что-то скучное и ненужное, от чего зависит при этом ваша самооценка, то вам будет сложно погрузиться в материал, сконцентрироваться на нем. А если вы найдете что-то для себя локально интересное, даже если глобально вам предмет не особо интересен, то предмет может вас захватить, он будет доступен для вашего внимания, податлив, а это уже большая часть успеха.

Конечно, можно попытаться самостоятельно справиться с высокой тестовой тревожностью, но сподручнее это сделать с профессиональной помощью - психолога-консультанта. Дело в том, что тут важен навык управления своими эмоциями - прежде всего тревогой и стыдом. Также важен навык управления навязчивыми мыслями. А именно эмоции и мысли могут стать главными помехами для выполнения задания. Эти навыки можно приобрести в работе с психологом. Также важно найти способы защиты своей самооценки, чтобы она не была открыта для "всех ветров", чтобы любая ситуация оценивания не шатала её - чтобы человек мог посвятить себя каком-то предмету, не задумываясь каждую минуту о том, каков он сам. Я, кстати, подумываю, не провести ли специальный тренинг по управлению тестовой тревожностью - не совсем понимаю еще, каков спрос на это дело.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Каждый год в новогоднюю ночь бывает филиверк изо всех дворов. Помню, были года, когда звук от разрывов ракет и шутих сливался в сплошной гул, как сход лавины в горах, а небо полыхало не угасая. В этом году в городе, в котором я живу, плотность пальбы по сравнению с прошлым годом снизилась ...
кто угодно (мужики): всегда угадывают самый сладкий арбуз. я: смотрю на полоски (контрастные), на хвостик (сухой), на звук (звонкий), на ос (ползают по арбузу) - и всегда выбираю самый розовый и водяной. в общем, только недавно до меня дошло, что нет у них никакого "внутреннего узбека", ...
БЕЗВРЕМЕНИЕ Единственное безвремение в нашей истории за последние 100 лет, это 70-е.  Даже не весь период Брежнева, а кусочек с 1970-го по 1982-й. Да, это ощущение загорающего на пляже: полная неподвижность, сомкнутые веки, зной и тёплое вино из трёхлитровой ...
В гр. Русская правда, перекрестки бытия. Ответы Олегу, которого оскорбили нелестные слова в адрес красных Олег пока не ответил на эти реплики, их несколько. Может, нечего ответить? Что любопытно... От просоветских не встречала рефлексии на эту тему. Чтобы они как то осмысливали, ...
...