Не следует осуждать пути,по которым пошли другие православные. Церковь такое не одобряла.

Нет,я не имею ввиду пути еретические. Их нужно осуждать. И
будет,как писал св.Максим,человеконенавистничеством такое
молчание,которым предаётся Бог,равнодушие к ближнему,если не
предупредить его,идущего путём ереси или имеющего общение с
ересью.
Но бывают пути,свободные от ереси,разные пути ко спасению: это
мучениство,бегство (тоже вид мученичества,но меньший по чину),
терпение и т.д.
Если ты решил пойти по суперэкстремальному пути,то иди. Флаг тебе в
руки. Если есть те,кто тоже готов идти твоим путём,-радуйся. Это
замечательно. Венцы вам обеспечены на небесах. Но не надо на других
оглядываться и судить их,как будто и они обязаны делать то же
самое. Пока они не в ереси,они идут своим путём,не таким
радикальным,но идут потихоньку,муравьиными шагами (это,кстати,более
надёжный путь).
Зачем же объявлять их еретиками,вешать ярлык "сергиан",осмеливаться
утверждать их безблагодатность?
Ну это же хамство. Идёшь своим путём,и иди,что тебе до другого?
"Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока
прииду, что тебе до того? ты иди за Мною" (Ин.21:22). Зачем
оглядываться на другого православного?
Хороши и "зарубежники". Что сказать? Им повезло,что они пошли не
путём катакомбников,а смогли сбежать. И слава Богу. В такой
ситуации надо ведь включить мозговые ресурсы и попробовать понять
других православных,понять то,что они ещё там,на Родине,в условиях
жесточайшего режима,в эпоху воинственного атеизма,в эпоху гонения
от еретиков. Ведь смогли же понять свт.Тихона,канонизировали
его,хотя он запретил их и тоже вынужден был возгласить просоветские
агитационные слова. Значит смогли понять...,когда захотели. Так
почему же надо было восхвалять только один путь ко спасению на
Родине,путь катакомбников, а другой путь брезгливо объявлять
"сергианским"? Ну кто бы говорил? Неужели эти архиереи не
краснели,сидя на диванах с папиросами и попивая чай,когда
"обличали" православных братьев на Родине,которые не смогли
избрать путь катакомбничества (не смогли и всё тут),когда они пошли
другим путём,не таким "праведным" и мученическим,не таким
экстремальным. Разные ведь люди бывают,разные и дары Духа в Церкви.
Не всем даёт Дух дар перенести мученичество,исповедничество и т.д.
Разные бывают дары. Кто-то,как говорил св.Симеон Н.Б.,в "чине
сердца",кто-то "в чине плеча",кто-то "в чине чресл",кто-то "в чине
рук",кто-то "в чине ног" в Теле Христовом. Ветхозаветные
иудеи,будучи меньшинствами в языческом мире,понимали,что выжить
могут не только героическими подвигами,но и хитростью. Да,есть
ложь. Но есть и хитрость. Это не одно и то же. Назовите
это хоть "относительным усвоением". Нет в хитрости ничего
греховного. Вспомните толкование искупления свт.Григорием
Нисским.
Сергиане приняли вид служащих советской власти. Конечно,были те,кто
получал от этого выгоду. Но не надо всех в одну кучу
складывать.
А теперь о сергианах. Их озлобление на катакомбников и зарубежников
можно понять. Те были настолько тупы,что не смогли понять,что
всякие "декларации" -- это всё нужно было для властей. Это
относительное усвоение себе греха и сотрудничества с врагами
религии. Не следовало воспринимать это всерьёз. Здесь нужна была
гибкость и некоторая доля житейской мудрости. А она была у
зарубежников. Они просто не хотели понимать митр.Сергия и его
курс.
Поздние сергиане тоже перегнули палку. В условиях гонений нельзя
относиться к канонам точно так же,как в условиях мира.
Преподобный Феодор Студит.Послание 87(275). К Мефодию монаху:
"Во время ереси, по
необходимости, не все бывает непременно по правилам, установленным
во время мира. Так, мы
видим, поступали и блаженнейший Афанасий, и святейший Евсевий,
которые оба совершали рукоположение над лицами не своей области. И
теперь, видим, совершается то же самое при настоящей ереси. Итак,
если упомянутые явно не осуждены, отнюдь не должны быть отвергаемы
за то, что рукоположены таким образом, а должны быть принимаемы с
соблюдением четырех предложений."
Во всём нужно понимание. Нельзя было объявлять зарубежников
"карловацкими раскольниками". У них промыслом Божьим был свой путь.
Они как могли,устраивали церковную жизнь там,заграницей. Уж тем
более не следовало клеймить мучеников Катакомбной Церкви. Те пошли
лучшим путём,самым прямым.
Извиняюсь за тон и за комплекс Леопольда )