Не проси об этом счастье, отравляющем миры

Курение довольно быстро стало для меня, как и для всех никотин-зависимых, главной наградой, поддержкой и опорой. Мозг реагирует не на модуль, а на градиент. Сигарета, прекращающая никотиновую абстиненцию - это настолько же круто, как вода после шестичасового похода по жаре, сон после трех суток напряженной работы или секс после нескольких недель воздержания. Только она стоит два рубля и приносит кайф каждый час.
Я абсолютно уверена, что, если бы я не курила эти десять лет, моя жизнь была бы несопоставимо более разгильдяйской. Человек, у которого по крайней мере есть сигареты, может спокойно пренебрегать всеми остальными потребностями, то есть сигареты и только они позволяют человеку учиться в нелюбимом университете, например, или общаться с неприятными людьми, ну или просто очень много работать, пренебрегая остальными занятиями.
Главная проблема курения - такая же, как его главное преимущество: сильная физическая зависимость. Вот знаменитая ланцетовская картиночка, сравнивающая наркотики. По силе зависимости никотин входит в первую пятерку и уступает только героину и кокаину.

Никотин-зависимый человек должен получать дозу никотина как минимум каждые два часа. На третий час у него начинается натуральная паника, на четвертый - полная утрата работоспособности и вменяемости, голова кружится, руки дрожат. Сейчас, слава б-гу, появились электронные сигареты и прочие пластыри и жевательные резинки, позволяющие курильщику получить свою дозу в любых условиях - а до этого любые активности, длительно исключающие поступление никотина (например, трансатлантические перелеты) были для курильщика заведомо невозможными. Я лично, например, из-за никотиновой зависимости не начала работать в риа-новостях: они меня дважды звали на собеседования и сажали писать тестовые тексты, но не выдавали электронную карточку, позволяющую добраться до курилки, так что через три часа я говорила "знаете, я не хочу у вас работать" и сматывалась наконец-то на улицу - курить, ура, наконец-то.
Неприятности, связанные с этой паникой, безусловно, менее значимы, чем кайф от курения - ведь курильщик организует свою жизнь так, чтобы ситуаций, мешающих курению, в ней не было. Неприятностей для здоровья после десяти лет тоже пока никаких не заметно - ну, часто простужаюсь, но близнеца-то нет, может я и без курения часто простужаюсь. Ну, сильно мерзну, но это несколько недель в год, а удовольствие от курения всегда. Работоспособность от курения повышается, по крайней мере если смотреть тактически, а не стратегически. Сексуальная привлекательность от курения не страдает - абсолютное большинство мальчиков в моей жизни были и продолжают быть некурящими, и никто из них никогда не жужжал, что не способен со мной целоваться. Поэтому у меня нет никакого ответа на вопрос, на фига я бросила курить, кроме "потому что могу".
Потому что я стала сейчас, незадолго до двадцати шести, на несколько порядков круче, чем я была незадолго до шестнадцати. Я настолько сильная и храбрая, и я выстроила себе настолько гармоничную жизнь, что теперь я могу справляться с ней и без курения. Ну, во всяком случае, стоит попробовать, - решила я.
Бросать курить - невероятно сложно. Думаю, что это самый героический поступок в жизни человека. И самая главная сложность, как всегда, в недостатке информации. В том, что муки отвыкания, во-первых, сильно преуменьшены, а во-вторых, не детализированы. Самое главное, что нужно про них знать - что примерно пять суток будет становиться всё хуже и хуже.
Ещё раз самое важное: живые объекты реагируют не на модуль, а на градиент. Какая-нибудь амеба плывет внутри капли сахарного раствора туда, где сахара больше, и никогда не поплывет туда, где сахара меньше. Мы недалеко ушли от амебы: наш мозг стремится не к абсолютному счастью, а к положительной динамике - и к тому, чтобы всеми силами избегать динамики отрицательной. Не то чтобы муки абстиненции были непереносимы в каждый конкретный момент времени - жесть в том, что они на протяжении длительного промежутка времени отчетливо становятся хуже с каждым часом, и вот это настоящий ужас для мозга: он видит, что становится хуже, он отчетливо понимает, как исправить ситуацию, и он делает всё, чтобы спасти своего идиота-хозяина и заставить его покурить - так же, как он вел бы себя, если бы вы решили пять суток не пить воды, например.
Единственный способ бросить курить - просто пережить это. Но нужно понимать, к чему быть готовым, и обеспечить себе максимально благоприятные условия - или начать бросать курить в тот момент, когда они сложатся сами. У меня, например, это был отпуск (не надо две недели писать никаких текстов) плюс свой дом (существенное улучшение качества жизни в целом) плюс лето (широкие возможности для физической активности) плюс свеженькая влюбленность (я сделала из нее мотивацию, а мальчик героически согласился в этом участвовать и слушать мое нытье про курение с таким видом, как будто ему действительно не пофиг, курю я или нет).
Итак, если человек перестает курить, то ждать нужно примерно следующего:
- первые двое суток - просто плохо, ну как при сильном гриппе примерно
- третьи сутки - становится гораздо хуже, вы реально сидите и весь день рыдаете от того, как вам плохо и страшно
- четвертые-пятые сутки - в полный рост включается психосоматика, начинает болеть абсолютно всё, дикое головокружение, тошнота, руки дрожат, у меня даже зубы почему-то болели все сразу. Мозг орет "покури, кусок идиота, всё пройдет сразу!!!"
- шестые сутки - небольшое улучшение, примерно так же плохо, как на третьи, хотя мозг, конечно, вымотан этим бесконечным воздержанием до последнего предела
- седьмые - примерно так же плохо, как на вторые
- восьмые и дальше - курить по-прежнему все время хочется, но так, как будто бы не курил час - то есть терпимо, можно легко отвлечься и подождать еще - и хуже не становится.
Как это пережить? Только всё время отвлекаться. Всё время делать так, чтобы покурить можно было не прямо сейчас, а только еще через полчаса. А потом опять так. И опять. В принципе мучительное желание курить накатывает волнами, и при грамотной самоорганизации можно эти волны переживать, и иногда даже удается минут на пятнадцать вообще забывать о том, что больше всего на свете ты хочешь курить, хотя в общем, конечно, это занимает весь мозг.
Помогает, конечно, еда, а также всякие жевательные резинки и леденцы. У меня дома, к счастью, нет весов, но я думаю, что килограмма три я наверняка набрала, потому что никогда ещё я не жрала столько. Жрать много, кстати, бросивший курить человек будет отныне всегда - сигареты крайне эффективно подавляют чувство голода.
Очень помогает спорт. После пробежки мучительное желание курить отпускает минут на сорок. Связано это, возможно, отчасти с гипервентиляцией, но главным образом с эндорфинами. От физической нагрузки вырабатываются эндорфины, и мозг счастлив им не меньше, чем был бы счастлив никотину. По тем же причинам помогают американские горки, и, по логике, должно помогать донорство (я, впрочем, не пробовала сдавать кровь на фоне абстиненции, так что ничего не могу сказать об особенностях реакции).
Очень помогает секс. Особенно хорошо, если анатомия вашего партнера и ваша сексуальная ориентация позволяют вам делать минет - так достигается некая тактильная и вкусовая стимуляция, слегка компенсирующая сигарету. Я думаю, что если бы я действительно задалась целью хорошо подготовиться к бросанию курить, мне стоило бы завести нескольких мальчиков, чтобы в течение недели делать минет каждый час - и я тогда пережила бы абстиненцию заметно легче.
Ну и помогает отвлекать мозг - так как думать он без никотина не может, нужны максимально тупые и зацепляющие развлечения. Лучше всего - новый аддон к вашей любимой компьютерной игре, на худой конец - стопка дурацких детективов.
После восьмых суток, когда курить все еще хочется, но ты уже способен с этим жить, единственной действительно серьезной проблемой остаются ситуативные сигареты - на фоне алкоголя, или написания текстов, или уж у кого что. У меня главная проблема с текстами. Я пишу и мне безумно, мучительно и невыносимо хочется курить. Но тем не менее сейчас я написала вон уже сколько абзацев, не куря, так что я попробую с этим справиться. Я, впрочем, отдаю себе отчет, что мои рабочие тексты несколько сложнее постов в жж, и поэтому, если после окончания отпуска через пять дней окажется, что я не могу писать их без сигареты, то я - разумеется - начну курить обратно, моя работа мне важнее любых экспериментов.
Что еще? Когда бросаешь курить, в доме не должно быть сигарет, никаких, вообще, потому что ходить вокруг них - выше сил человеческих. В идеале неплохо бы устроить так, чтобы сигарет не было километров на пятьдесят вокруг.
Зато должна быть электронная безникотиновая сигарета - за счет условно-рефлекторных механизмов она немного притупляет мучения.
Также нужно заранее понимать, что отказ от курения не снижает, а существенно повышает расход денег - во-первых, потому, что все время хочется жрать, а во-вторых, потому, что сигарета - это эффективная универсальная замена любых радостей, но стоит она при этом в сотни и тысячи раз дешевле, чем новая одежка, поход в кино, поездка в Хельсинки, ужин в кафе или любая другая вещь, которую вы хотите теперь, когда не можете утешиться сигаретой. У меня сейчас жуткая финансовая мель случилась, я реально подсчитываю, сколько я могу тратить в день, чтобы дотянуть до зарплаты - и самое обидное, что я не могу набрать дополнительной работы, чтобы залатать дыры, потому что я бросила курить и у меня нет мозга.
Но в бросании курить есть два приятных момента.
Во-первых, действительно исчезает паника. Ты перестаешь беспокоиться, как бы тебе успеть обязательно покурить - перед поездом, перед киносеансом, на остановке по дороге на машине, нужное подчеркнуть.
А во-вторых, бросившим курить людям становится гораздо приятнее курить. Сигарета, выкуренная больше чем через неделю воздержания, уже не усиливает муки абстиненции (хотя конечно замедляет их окончательное исчезновение, так что осторожно - и с очень сильным самоконтролем, и ключевое слово "одна", и на следующие сутки не надо повторять эксперимент!) - и она приносит фантастический кайф - у нее тот самый подростковый вкус новизны.