Не нужно искать идеальное правление?
augean_stables — 01.04.2024Наткнулись на интересное эссе, которое в особом ключе развивает затронутую нами ранее тему о классификации политического спектра по отношению к демократии и вере в возможность идеального правления
Автор отмечает, что текущая поляризация Западного - и прежде всего англоговорящего мира является прежде всего следствием идеи-фикс, утвердившейся со времен Реформации. Эта идея - поиск идеального правления, того режима, который будет окончательным, абсолютным и идеальным.
Неслучайно именно период реформации породил различные виды Утопий - от Бэкона до Кампанеллы, которые как раз и описывали идеальный строй. В отличии, скажем, от платоновского видения, где режимы идут по кругу, от философов к тиранам и по новой, Утопии описывали завершенное "политическое здание" - которому не будет конца, поскольку оно идеально.
Тем не менее, со сменой поколений сменялись и виды Утопий, и каждая из них, обещая идеал, оказывалась повергнута следующей. Вопрос в том, сколько жизней будет потеряно в попытке построить очередной дивный новый мир.
Одна Америка, говорит автор, смогла избежать этого вечного бега - до поры. Пуритане, движимые стремлением к Земле Обетованной, в итоге обрели некую "политическую приземленность", где федерализм и разделение властей смогли усмирить стремление загнать всех к счастью железной рукой - как было во Франции, или в ходе революций ХХ века.
Власть в Штатах в итоге оказалась "стреножена", слишком ослаблена, чтобы подавить общество, и была вынуждена заниматься вопросами преимущественно практического характера - исполняя роль бухгалтера и завхоза.
Однако ситуация поменялась в течение того же XX века, когда правительственный аппарат разросся до такой степени, что в прежней роли ему стало тесно.
Кстати сказать, можно ли признать верным предположение, что всякая власть стремится стать властью абсолютной?
Уже на наших глазах операторы политических систем по всему миру, в том числе и в США, стремятся к тотальному контролю - не только за делами, но и за словами и, в перспективе, за мыслями.
Это все преподносится, естественно, под благим предлогом - поиска идеального правления, счастья для всех, разом, и чтобы никто не ушел обиженным.
Однако исторический опыт свидетельствует против Утопии. Она невозможна, и счастливый человек - это свободный человек. Свободный прежде всего от навязывания рамок во внутреннем поведении.
Власть никогда не сможет облагодетельствовать, она может лишь создать условия для свободного творчества. Ночной сторож - по всей видимости, это ее наиболее приемлемая роль.
Иначе мы все однажды можем оказаться в казарме.
Заметки на полях
|
</> |