Не мы причина твоей смерти, а наш лук
von-buddenbrock — 22.03.2024Среди польских пленных, взятых русскими в битве на реке Басе 28 сентября (8 октября) 1660 г., был шляхтич Адам Каменский Длужик, которого наряду с другими пленниками отправили в Сибирь.
В Сибири он провел три года, описав свое долгое путешествие в дневнике.
Под конвоем его везли из Москвы через Ярославль – Тотьму – Вологду – Великий Устюг – Пермь – Вычегду – Соликамск – Верхнюю Туру – Тюмень – Тобольск – Сургут – Нарым – Енисейск – Илим – Якутск – на р. Амур.
«Диариуш» (дневник) Каменского содержит описания не только тех мест, где побывал поляк, но и интересные заметки о народах Урала, Сибири и Дальнего Востока.
В 1663 г. Каменского обменяли на русских полоненных и он смог вернуться в Речь Посполитую.
О пермяках (коми-пермяках):
«… Пермия, а Москва называет ее зырянами, люди которой говорят на чудесном языке. Вера у них русская (т.е. православная), говорят, что их крестил святой Стефан. Народ ловкий, особенно в лесу и на воде, к тому же отличные лучники. Их язык чем-то похож на жмудский. Земля каменистая, скалы и горы высокие. Там одни леса, чистых полей мало. Народ злой, беспощадный, никогда не даст переночевать и дивится иноземцам, как великому чуду».
О вогулах (манси):
«Посреди леса мы встретили людей, называемых вогулами. Это язычники, они не знают Бога, потому что в тайных местах леса они поклоняются своим шайтанам, как они сами их называют. Там они собираются и отправляют свои обряды. Они богато украшают этих шайтанов, вешают на них соболей, серебро и всякую посуду, которую покупают у московитов. А потом эти люди обдирают шайтанов и на этом богатеют. Но эта добыча редко бывает полезна (московитам), потому что вогулы насылают на них такие чары, от которых они сходят с ума и умирают.
В лесу вогулы также строят свой кочевой дом, сделанный из дерева. Он низкий, всего с одним окном. В нем день и ночь жгут камин. Печей в доме нет, дверей тоже. Вместо двери им служит дыра. Они сидят только на земле. Живут они охотой, но едят и хлеб, который покупают у московитов за оленьи и лосиные шкуры.
Когда вогулы убивают медведя, они плачут над ним и говорят, что не мы причина твоей смерти, а наш лук. Затем едят его и молятся голове медведя, которая всегда стоит в углу их кочевья, накрытая сосудом, и вокруг нее развешивается различная одежда. Эти люди не сеют зерно. Они довольствуются только лесом. Рыбы у них мало или совсем нет, так как у них нет крупных рек».
О тобольских татарах:
«Тобольские татары пользуются большими свободами. Они сеют для себя зерно, и прежде всего ячмень, пшеницу и овес. Рожь не сеют, ее сеют только русские поселенцы. В то же время татары занимаются охотой, держат кречетов и белазоров, которых кормят рыбой, а также лохматых борзых. У них отличные лошади, на которых они гоняют лисиц и убивают их копьем. Мех черно-бурых лисиц необходимо сдать в казну, торговать им запрещено. Татары носят панцирь, чрезвычайно красиво украшенный однородной чешуей, а также фазаньи перья и огнестрельное оружие».
Об остяках (селькупах):
«… встретили странных людей, называющих себя остяками. Они не пашут, не сеют, питаются только рыбой и птицами, которых там чрезвычайно много, особенно лебедями, гусями, утками, которых у нас нет.
Сами остяки носят рыбью шкуру и обувь из неё, а шубы у них из гусиного и лебяжьего пуха. Они живут как кочевники на островах. На зиму коптят различную рыбу, а жир от нее собирают в посуду из бересты… Пьют этот жир только теплым и целыми квартами, что было для нас великой диковинкой. Из крапивы остяки плетут рыболовные сети, а некоторые даже шьют из нее рубашки. Они едят какие-то ядовитые грибы-бедлики, вроде наших мухоморов, и пьянеют от них, хуже водки. Это их самый лучший банкет. Они едят хлеб. Меняют его на рыбу, которой там чрезвычайно много. За любую, но только белую, ткань, или за иголку дают такого осетра, которого мужик не сможет унести. И сами нам рыбу давали как невольникам».
О тунгусах:
«Здесь мы встретили голых людей, лица которых были настолько раскрашены в разные цвета, что невозможно было отличить мужчин от женщин. Они называют себя тунгусами… Тунгусы - легкий, ловкий народ, лучники неслыханные. Зимой и летом они кочуют от реки к реке в поисках пищи, причем едят ее полусырой. Они высасывают теплую кровь из убитого животного. У убитой самки теленка потрошат и съедят. Они не оставляют ничего, даже самой мелочи. У тунгусов по 9 жен, и стреляют они из лука не хуже мужчин… Тунгусы – еще язычники, дикий народ. Они не знают ни Бога, ни веры, ни грамотности, ни даже дней... Развлекаются они так: несколько человек становятся в круг, а один из них ложится посреди круга на землю с привязанным на ремне камнем или костью. Они босые и обнаженные, стоят вокруг него. Лежа на земле, тунгус начинает кричать по-тунгусски: «Мультах муцинэ!» — и в то же время так резво раскручивать ремень над головой, что трудно поймать глазом. Стоящие в кругу тем временем подскакивают в такт с выкриком. А кто лениво подпрыгнет, тот получает ремнем по коленям, и они считают его самым гнусным дурнем.
Тунгусы птиц стреляют из лука на лету. Они смело идут на зверя и особенно легко на медведя, не требуя помощи. Тех, кто убивает медведя не в одиночку, а в компании с другими, считают трусами и с ними не разговаривают.
Тунгусы не хоронят умерших в земле, потому что она, по их представлениям, их не принимает, а кладут на деревья и только в определенных местах, если им попадется остров, где есть кедры или сосны, которые в таких случаях служат покойнику защитой от зверя. Но их оттуда сбрасывает росомаха – черный, лохматый, вонючий хищник, похожий на собаку и медведя.
Тунгусы мужественно переносят и холод, и голод, поскольку зимой из-за сильных морозов им редко удается питаться животными. Тогда, будучи голодным, тунгус, чтобы утолить голод, прижимает (живот) доской, привязанной к животу, так что, убивая животное, он сидит на нем до тех пор, пока не съест его полностью, отвязав доску от живота».
О якутах:
«От Олёкмы начинаются якуты. Вера у них языческая, а внешний вид необычный. У них большие табуны лошадей, и большинство из них белые. Крупного рогатого скота также есть много. Быков держат очень больших, а носы быков и коров проколоты, как у медведей. Все на них ездят, а конину едят сырой. Ничем они не гнушаются... ходят нагие с луком, а на головах носят клобуки с журавлиными перьями, как чучела, греха они ни в чем не знают. У них нет ни Бога, ни веры, словом, они во всем подобны язычникам. Эти люди осадили Лену и ее берега.
В Якутии ничего не рождается, потому что земля там не оттаивает больше, чем на локоть. Зверей и птиц неописуемое множество, но язычники не умеют их готовить: едят так... Те, у кого есть котел, ощипывают перья покрупнее и варят их, а те, у кого нет котла, парят на раскаленных камнях в горшках или корытах без соли...
Якутские женщины ездят на лошадях, носят на ушах огромные серьги, похожие на серебряные пластинки, на голове кольца, а на шее серебряные и медные обручи. Мужчины носят шкуры оленей и быков мехом к телу, а другим внутрь. Луки у них длинные, выше человеческого роста, а тетива на них представляет собой пояс. Железо собирают на берегах Лены, такое хорошее как сталь, но так как с ремесленниками у них туго, то сами едва справляются с ним».
О гиляках (нивхах):
«… встретили людей, называемых гиляками. Они ездят на медведях и управляют ими, как мы лошадьми. А гиляки отрезают им когти и выбивают зубы, кормят их в конюшне, как волов, и сами питаются ими. Этот народ тоже дикий. Их женщины очень гладкие и высокие. Они носят кольца в нижней губе, а мужчины в носу, сделанные из меди и серебра. Хлеба там нет, только дичь и рыба, но царю дают чрезвычайно большую дань».
|
</> |