Не-кондратьевские циклы

топ 100 блогов loboff26.07.2015 В очередной раз споткнувшись на попытке посмотреть очередной же фильм родом из 70-х, в который уже раз воскликнул в сердцах: "Вот же где провальное десятилетие!" Понятно, что отнюдь не все разделят это моё мнение, потому как в ретроспективе 70-е и не кажутся такими уж убогими - ибо столько имён, столько имён. Но вот если начинаешь разбирать все эти имена, то замечаешь, что величины эти большей частью дутые, а авторитеты - надуманные. В реальности же 70-е и правда что какая-то глобальная культурная яма, провал, из которого торчат единичные явления, не потерявшие актуальности и после проверки временем. И особенно этот провал впечатляет тогдашним разломом культуры, её физиологически ощущаемым дуализмом - на "для народа" и "для не-быдла".

Та же музыка. С одной стороны тупейшее диско (Господи, как ты мог вообще допустить появление диско?!), плюс ничуть не менее тупой панк, с другой стороны - заумь до уровня бреда, которую слушать сейчас - нет уж, Господи, пусть лучше будет диско или панк. Потому как все эти прокол харумы и фрэнки заппы, все эти арт-роки, прогрессив-роки, и прочие такие же пафос-роки - это ведь настолько унылое говно, что даже непонятно, как и чем нужно было тогда бить людей, чтобы они соглашались всё это слушать, и даже просили добавки. Редкие корабли, которые смогли выплыть из этого мутного и вязкого омута зауми - типа того же "Пинк Флойда" - воспринимаются сейчас как мега-, супер-, и даже пупер- гении, единицы, которые так и не поддались безумию интеллектуальщины ради интеллектуальщины, и в результате всё же смогли написать нормальную музыку: чтобы слушать, а не для натужной медитации, для которой просто-таки необходимо поломать самого себя и свои мозги через колено.

То же и в кино. С одной стороны расцвет тупейших комедий и сериалов (из которых без Гугла мало кто вспомнит хотя бы пару названий), с другой стороны - всё та же унылая заумь феллиней и антонионей, которую заставить сейчас посмотреть кого-либо можно разве что под дулом автомата, или - обколов героином до невменяемости - в противном случае люди сбегут после первых же пяти минут просмотра.

С художниками и литераторами сложнее: они, как правило, гадят творят в течение не одного десятилетия, а потому и отнести их конкретно к тому или иному периоду оказывается несколько затруднительно. Но когда берёшься за всех этих апдайков и воннегутов, отчего-то оказывается, что именно в 70-х у них либо творческий упадок, либо писали они в это время откровенную чушь несколько слабее, чем до и после.

То есть понятно, что культура это не экономика, и выразить значимость того или иного десятилетия в цифрах несколько затруднительно, несмотря на все индексы цитирования и рейтинги бест оф зе бест для олл таймс энд пиплз. В любом случае критерии здесь остаются настолько размытыми и фальсифицируемыми, что привести их к сколь-нибудь объективным характеристикам вряд ли представляется возможным. Остаётся только общее впечатление, тот самый "дух времени" - вещь эфемерная и плохо уловимая, но - при этом ощущаемая как до чрезвычайности реальная. Никто ведь не сомневается, что 60-е это культурная революция и культурный взрыв? Никто. А переведи эту революцию и взрыв в статистику, и сравни с 70-ми или 80-ми - что из этого получится? Какая-то мутная каша, которая ничего и никому доказать не сможет в принципе.

Поэтому да, это именно что декларации, не более того. Имеем: 60-е взрыв, 70-е провал, 80-е оживление, 90-е снова взрыв, 00-е снова провал (аналогичный 70-ым), прямо сейчас, в 10-е - именно что некоторое оживление. Которое мы, как непосредственные современники, вероятно просто не можем объективно оценить - вспомните те же 80-е, культурное значение которых стало понятно уже лишь на временнóй дистанции, но никак не прямо тогда, не непосредственным наблюдателям.

А раньше? Те же 50-е - это что? В принципе, да, тоже "оживление". Уж после бездарных 40-х так точно. Зато 30-е - несомненно взрыв, несомненно культурная революция: джаз, блюз, кинематограф, литература, живопись - везде бешенный движняк и суета, которые попросту немыслимо не заметить. 20-е - опять же "оживление". 10-е? Есть кому что сказать хорошее про 10-е года ХХ века? Я бы адвокатом не выступил, не рискнул бы точно. Зато 00-е в ХХ веке - они и без адвоката всё сами за себя говорят: взрыв, несомненно взрыв, культурная революция как она есть.

То есть что? - тридцатилетний культурный цикл всё же просматривается, так? Или это иллюзия? Или это подгонка фактического материала под заданную концепцию? Это так кажется? Или всё же что-то есть в этом не-кондратьевском культурном цикле в полтора поколения?

Кстати, ведь это не просто циклы в культуре. Социальной жизни они касаются ровно в той же самой степени. Провал 40-х это Вторая Мировая. Провал 10-х это Первая Мировая. Политическую активность общества в 60-х и вспоминать как-то неприлично - из разряда "общее место". Как и политическая импотенция 70-х, с их "ни мира, ни войны", настолько же органично вписывается в общий культурный провал десятилетия. А оживление 80-х это и наша перестройка, и ихние, отнюдь не скучные явления в политической жизни этого времени. Ну, и т.д., и т.п.

Понимаю, что сейчас сугубый материалист выдохнет наконец с облегчением, и воскликнет: так ведь ты, Лобов, с самого начала попутал причины и следствия! Ты же вот только что, в крайнем абзаце, и признал влияние социальных и политических реалий на культуру. Так оно и есть, брат конспиролог, а совсем не наоборот - то есть ты просто не с той стороны зашёл, чудилка картонная, и главенствует никак не культура, а именно что политика и социальная жизнь!

На что Лобов поморщится, конечно, но возражать ничего не станет. Он просто спросит тихо и скромно: а что всё-таки с вот этими 30-летними циклами? В культуре они пусть и не доказуемы статистически, но при этом эмпирически замечаются вполне отчётливо, а вот в политике и социальной реальности их, эти циклы, и их совпадение или несовпадение - ещё и поискать приходится (и оно тогда и правда что похоже на подгонку материала под заданную позицию). С этим, несколько неотчётливым противоречием - с ним-то как быть?

Ну, и опять же: до 20-х осталось всего-то ничего. Дай Бог дожить, а там заодно и посмотрим, случится ли очередной культурный взрыв, подвезёт ли с очередной культурной революцией, выльется ли сегодняшнее "оживление" во что-нибудь толковое и значимое, подтвердится ли тем самым 30-летний культурный цикл на очередном витке спирали, или нет. Я лично в предвкушении. А вы?

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
подсказывает мне, что следующая русская революция будет носить характер смеховой истерики населения. В какой-то момент все это окажется настолько чересчур, что больше невозможно будет держать серьезную мину. Все будут ржать до икоты и корчиться три дня, так что ослабеют уже порядком ...
«PУCCKAЯ BECHA» – ЧTO ЭTO БЫЛO? Часть 4.Становление движения сопротивления Массовое протестное движение на Юго-Bостоке 6ыло полной неожиданностью для Киева, Москвы и украинских элит, никто не ожидал, что народ по собственной инициативе может подняться и отстаивать свои права. ...
Как подготовить новую ракету или космический аппарат к полету в космос? Их надо испытать: узнать надежны ли двигатели, определить как они поведут себя в космическом холоде в тени Земли, или в космической жаре под палящими лучами Солнца. Значительную часть космической техники СССР и Росс ...
Между тем, не забываем и о других темах:- Помогут ли события в лагере "Дон" начать называть вещи своими именами?- Церковь как поддерживала, так и поддерживает Гитлера.- За тушение пожаров против людей возбуждали ...
Стремительно летят дни. У вас уже январь 2017, а в моем СНТ до вчерашнего дня был все еще 2016 год. Потому что год кончается только тогда, когда сдашь все отчеты. Вот тогда наступает Новый Год. Почти две недели я сражалась со специалистами Сбера на предмет неработающей программы для ...