Не клевещи на нашу молодежь
kisochka_yu — 30.03.2012 Опять приглашение к дискуссии. Нет, не про тупых студентов. Я хочу попробовать сформулировать некий взгляд на современную эволюцию познания. Эволюция познания тут - в кухонном смысле, для любого отдельно взятого человека. Или эволюция невежества, ежели так менее пафосно.Мне тут вот пеняли, мол, не клевещи на нашу молодежь, наши родители тоже любили говорить нам, что мол, были люди в ихо время, нетопыри - не вы. Примеров того, что древнейшая шумерская табличка (или на чем они там писали) содержит жуткие пени о близком конце света, поскольку молодежь не слушает старших, отращивает длинные волосы и играет на рынках на непристойных музыкальных инструментах - тоже не надо. Я их все знаю.
Давайте-ка подумаем вместе, что качественной разницы между нами и нашими родителями - не было никогда. Ну да, у них был тряпичный мячик, а у нас - резиновый. У них была деревянная машинка - а у нас - пластиковая. И у моей куклы волосы были мягше и длиньше, чем у куклы моей бабушки. И да, у шумерской девочки кукла была деревянная и с шелковыми волосами (или из пакли, а то и вовсе лысая была кукла, если девочка бедная), а у меня - пластиковая с нейлоновыми кудрями. Но это были куколки, тележки (автомобильчики), музыкальные шкатулки (будильники бабушки), шарманочки и прочее. На протяжении тысяч лет. Все то, что мы нещадно ломали, чтобы посмотреть, что внутри, а внутри была бездна всего - колесики и пружинки, в эту красоту можно было воткнуть карандаш, чтобы посмотреть - остановится ли и завести снова. Не на каждый вопрос мы получали ответ - КАК это работает, но мы получали довольно ответов, чтобы плодить новые вопросы.
И вот сейчас я скажу, что мы незаметно для себя и хлопотно для наших родителей делали - мы познавали мир. Да, в полном соответствии со вторым началом термодинамики - увеличивая энтропию вокруг себя, мы организовывали свои мозги. Каждый из нас интуитивно знал, что если встать на сиденье качелей - частота осцилляций увеличится. Мы не знали ни слова осцилляции, ни слова частота, ни, тем более, ничего о связи эффективной длины маятника с его периодом. Мы знали это из игры, из взаимодействия с реальным миром.
Свое первое открытие я сделала в семь лет. Оно потребовало от меня не только научной пытливости, но и истинной самоотверженности настоящего ученого. Я положила под трамвай кусочек магнита. Вы помните, что был магнит на рынке детских сокровищ? За него можно было получить прозрачный шарик или пару красивых стекол для секретиков. Уничтожить такое сокровище? Но у меня был вопрос - я очень хотела отделить южный полюс магнита от северного. К моему удивлению, все пылинки, оставшиеся на рельсах после трамвая, продолжали быть крохотными, но магнитиками, оснащенными северным и южным полюсами. С тех пор всякий раз, когда я слышу о проблеме магнитного монополя, я вспоминаю летний пыльный день на улице Инженерной, когда вдруг стало понятно, что по-простому с этими полюсами не получится.
А теперь после этого отступления, давайте заглянем в нынешние ящики с игрушками. Внутренняя механика полностью исчезла из машинок и всяких самодвижущихся штучек. Оно и понятно - механика - вещь дорогая, даже для машинки, проще всунуть туда крощечный чип - машинка делается легче, изящней, да и дитятке пальчик шестереночкой не прищемит, когда оно ее ломать будет. А по бокам навесим светодиодиков, чтобы мигали.
Дети все равно ломают игрушки - человек всегда приходит в этот мир с любопытством. Ломают, внутри сидит штучка, величиной с ноготь. Дает ли процесс слома самомалейший ответ на вопрос - как это работает? Нет. Как говорят мои студенты - "Работает, потому что там кнопка". Вопросы, оставшиеся без ответов, вернее - вновь и вновь остающиеся без ответов - просто убивают любопытство. Все происходит потому, что присходит потому.
Дальше - лучше. Процесс добычи информации стал необыкновенно прост. И тут мне сразу скажут - ну Киса, ну вот же ж, конечно, они не получили ответы из игрушек, зато получат из Гугла. Но для того, чтобы научиться получать ответы, надо долго - с младенчества - тренироваться в задавании вопросов. Вы знаете, меня просто поражает, насколько мои студенты при том, что постоянно сидят в сетке и социалках - подчас неспособны выловить что-то путное хотя бы из википедии. Критического подхода нет никакого - и полный аут. Но это опять отступление, проблема не в этом.
Это поколение, нынешних двадцатилетних - это первое поколение, которое не привыкло обрабатывать сырую информацию. Казалось бы - какая прелесть, а? Не надо думать, достаточно нажать кнопку и получить ответ на любой вопрос. Проблема в том, что даром ничего не бывает. Easy come - easy go. Вопросы не связаны друг с другом, в результате ответы дают фрагментарное нечто, которое пролетает сквозь нетренированный мозг, как кусок сала сквозь утку. А шаг влево-шаг вправо - дает неузнаваемый вопрос, ответ на который снова пролетит сквозь.
Добавьте сюда безумное количество книг, которые делают продажи, объясняя, как можно легко учиться без всяких усилий. Все врут учителя, что нужно трудиться, это они о собственной занятости пекутся. Эти книги с легкостью бьют в нетренированных мозгах непонятное второе начало термодинамики: для увеличения порядка в системе надо произвести очень неслабую работу. Спонтанно порядок не увеличится.
Я уже не раз встречала в работах моих студентов всякую чущь, которую они отстаивали с пеной у рта, пользуясь единственным доводом: я прочитал это в интернете. Естественно, я пытаюсь объяснить, что там неверно. В глазах стоит вежливая готовность ПОВЕРИТЬ. Я понимаю, что в следующий раз они поверят чему-то другому. Им все равно, во что верить, поскольку никакого объективного понимания пусть даже тривиальных вещей там просто нет.
Еще отступление: Девушка, которая решает задачу про маятник и пишет , что он у нее в отклоненном виде завис и стоит. Ну стоит и все тут. Ну как же Вы, голубушка? - А я не знаю, что такое маятник, я в интернете посмотрела анимацию - так его везде можно остановить. - Ну а на качелях Вы катались? - А при чем тут качели? Правда я на них не каталась, мои родители считают, что это опасно. - Ну а вот у нас в холле висит маятник (Фуко), пятиметровый, не обращали внимания? - Ой, я когда после лекции выхожу, я всегда эмейл по телефону проверяю, так что вокруг не смотрю. Нет, не видела. Но я погляжу! - искренне врет дева.
As to conclude : еще раз, я вовсе не пытаюсь тут пророчить Апокалипсис. В любом случае, ежели чего, я надеюсь до него не дожить, да и кто я такая, чтобы чего-то пророчить. Я просто отвечаю на возникшие в предыдущей дискуссии реплики, что , мол, ничего не меняется. Меняется, на мой взгляд, и очень сильно.
|
</> |