Не бывает голубей...
olgina67 — 15.04.2025

По данным на 2007 год в Стамбуле насчитывалось 2944 действующих мечети. Странно было бы, будучи в городе, не осмотреть одну из них.Сказать, что они действительно на каждом шагу - и не ошибешься. Самым главным туристическим магнитом служит, конечно же , Хагия-София, но увы, в нее можно только самостоятельно, а на то, чтобы стоять в очереди иногда больше трех часов, у нас нет времени. Билеты на определенные временные слоты, очевидно, здесь еще не придумали. Зато мы непременно посетим голубую мечеть - раз уж все равно стоим рядом с ней. Народу здесь незначительно меньше, вход свободный.

Мы проходим через узенький портал ворот во внутренний двор. Вход в заведение - справа. Выстраивемся в очередь. Уже где-то на середине лестницы - киоск, где можно получить синенькую косынку покрыть голову если вдруг ты приперлась в мусульманскую страну без платка.
. 
Мече́ть — это мусульманское молитвенное (богослужебное) архитектурное сооружение. Общепринятая этимология слова «мечеть» производит его от «масджид» (мн. ч. — масаджид), в свою очередь происходящего от арабского корня с-дж-д" — падать ниц — в значении места, и означает «место поклонения», «место совершения земного поклона». Оно указывает на место, где верующий может поклониться Богу во время молитвы, и не предполагает ничего, кроме ритуально чистого пространства. Другое возможное происхождение слова от аль-масджид аль-джами — «пятничное, или соборное, моление».

По сложившейся постепенно традиции, мечеть представляет собой отдельно стоящее здание с куполом-гамбизом, иногда мечеть имеет внутренний двор (Мечеть Аль-Харам в Мекке). Флигелем к мечети пристраиваются башни-минареты числом от 1 до 9 (число минаретов должно быть меньше, чем в мечети аль-Харам).

Всю дорогу до мечети и уже потом в самой мечети наш руководитель группы заливался соловьем, рассказывая во всех тонкостях об организации жизни верующих мусульман и демонстрируя, как нужно молиться.
. 
Молитвенный зал лишён изображений, но на стенах могут быть начертаны строки из Корана на арабском. Стена, обращённая к Мекке, отмечена пустой нишей, михрабом, в которой молится имам. Справа от михраба расположена кафедра-минбар, с которой проповедник имам читает свои проповеди верующим во время пятничной и праздничной молитвы. При мечетях, как правило, работают школы-медресе.

Обычно мечети представляют собой одно или двухэтажное здание с куполом и минаретами. Недалеко от мечетей находятся общественные туалеты и специальные комнаты для совершения омовений. Под мечетью - умывальники для религиозных омовений. Да и просто руки помыть - оно совсем не вредно.



Кошки являются единственными животными, которым доступен вход в мечеть. Их в Стамбуле оченъ много, но в голубой мечети мы кошек не увидели.

Хотя в принципе руководить молитвой может любой мусульманин, достигший совершеннолетия, знающий формы молитвы и умеющий произносить молитвы на арабском языке, во многих мечетях есть постоянный руководитель молитвы (имам). Постоянный имам должен быть праведным человеком, хорошо разбирающимся в религиозных вопросах. В пятничных мечетях, построенных государственными властями, имам назначается правительством; в частных же мечетях его назначают члены общины мечети. Имам может по своему усмотрению читать Коран или хадисы перед общинной молитвой и наставлять прихожан в вере. В пятничных мечетях также обычно есть свой хатиб, который читает пятничную проповедь, и муэдзин, который объявляет призывы к молитве, Адхан и Икаму.


Запрет на изображения в исламе изначально привел к появлению очень функциональных, ничем не украшенных помещений. Тем не менее, мечети считались частью религиозной архитектуры и поэтому должны были отличаться от светской архитектуры, что привело к тому, что особое внимание уделялось каллиграфии, геометрии, орнаментам, арабескам и различным ремеслам, таким как лепнина, ковры, кузнечное дело, скульптура, столярное дело, витражи и плитка.

Из-за теплого климата в исламских странах особое значение имело взаимодействие воды, света и тени. Вода - в виде фонтанов или бассейнов в молитвенном зале или во внутреннем дворе - использовалась для очищения и охлаждения. Создавались тенеобразующие ставни со сложными украшениями из дерева, натурального камня, лепнины или металла. Для освещения мечети в темное время суток использовались масляные лампы или подсвечники, которые также были искусно оформлены. Внутренние дворы были затенены аркадами или колоннадами.

Различные своды рано стали использоваться в священных зданиях - иногда только изолированные над михрабом. Вдохновленные христианской Святой Софией в Стамбуле, центральные здания с множеством куполов и одним (до четырех) остроконечным минаретом часто встречались при османах и в зоне их влияния. Османский архитектор Синан довел эту форму здания до совершенства



Голуба́я мече́ть, или Мече́ть Султанахме́т — первая по значению мечеть Стамбула. Насчитывает шесть минаретов: четыре, как обычно, по сторонам, а два чуть менее высоких — на внешних углах. Считается выдающимся образцом исламской и мировой архитектуры. Мечеть расположена на берегу Мраморного моря, в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет, напротив Айя-Софии. Мечеть является одним из символов города.

В начале правления Ахмеда I Османская империя вела одновременно две войны — с Австрией и Ираном. 11 ноября 1606 года с Австрией был подписан Житваторокский мир, согласно которому османы отказывались от требования ежегодной дани с Австрии и признали императорский титул Габсбургов. Это поражение и другие события привели к тому, что авторитет Турции был подорван, и султан Ахмед I решил построить мечеть и таким образом умилостивить Аллаха.

К тому же, турецкие султаны уже в течение сорока лет не возводили ни одной новой мечети. Строительство началось в августе 1609 года, когда султану было 19 лет. Предшественники Ахмеда за строительство мечетей платили тем, что было добыто в ходе войн, но так как Ахмед I не выиграл ни одной значительной войны, ему пришлось использовать деньги из своей сокровищницы.

Организация и описание работ были тщательно записаны в шести томах, которые сейчас хранятся в библиотеке дворца Топкапы. Место было выбрано сразу, поблизости от дворца Топкапы. С целью постройки мечети на площади Ипподрома были разрушены здания как византийского, так и раннеосманского периодов. Среди них были византийский Большой дворец, остатки зрительских мест Ипподрома и множество дворцовых построек, принадлежавших высшей знати.

Архитектор мечети — Седефкар Мехмед Ага, являвшийся учеником и главным помощником архитектора Синана и решивший превзойти своего учителя. Мехмет Ага до выявления архитектурных талантов служил в янычарском полку, где отвечал за сооружения, связанные с водоснабжением.

Архитектура мечети сочетает в себе два стиля — классический османский и византийский. По легенде, султан приказал построить стандартное количество (4) золотых (алтын) минарета, но архитектор что-то напутал и построил шесть (алты) минаретов. Строительство мечети длилось семь лет и было завершено в 1616 году, за год до смерти султана. Для строительства мечети был использован камень и мрамор.

Название «Голубая мечеть» она получила благодаря огромному количеству (более 20 тыс.) белых и голубых изникских керамических изразцов ручной работы, которые использовались в декорациях интерьера. Керамика доставлялась из изникских фабрик, которые славились своим качеством. Ахмед I приказал фабрикам присылать в Стамбул самые красивые экземпляры, и запретил вывоз продукции на другие строительства, вследствие чего дела фабрики пришли в упадок.

Центральный зал размером 53 х 51 метр накрыт куполом диаметром 23,5 метра и высотой 43 метра. Купол и полукупола украшены надписями — сурами из Корана и изречениями пророка Мухаммеда, которые были искусно выполнены Сейидом Касымом Губари из Диярбакыра. Купол опирается на четыре огромные колонны, диаметром по 5 метров. В узорах мечети преобладают растительные мотивы — традиционные тюльпаны, лилии, гвоздики и розы, а также орнаменты различных цветов на белом фоне. Кроме того, было подсчитано, что для узоров керамических плиток было использовано более 50 вариаций изображения тюльпанов. Пол мечети выложен коврами. Внутри мечеть хорошо освещена — свет падает из 260 окон. Первоначально стёкла, использованные для окон, были привезены из Венеции, но позднее были заменены.

С западной части мечети есть особенный вход, над которым висит цепь. Этим входом мог пользоваться султан, въезжая во двор мечети на лошади. Цепь была специально низко повешена для того, чтобы султан каждый раз наклонялся, что символизировало ничтожность султана по сравнению с Аллахом. Мечеть строилась в составе огромного архитектурного комплекса, в который вошли: медресе, больница, благотворительные заведения, кухни, караван-сарай. В XIX столетии больница и караван-сарай были разрушены.


То, что мы приняли за трамваи, оказалось метрополитеном. То-то удивлялись, что вход на остановку-через турникет. Остановка расположилась в аккурат на уровне немецкого фонтана на не сильо широкой улице.

Общественным транспортом мы не пользовались. И с учетом моих впечатлений от этого города - и не будем уже. Но вот пишут: Трамвайная линия T1, которая также находится в ведении Metro Istanbul, была высоко оценена Международным союзом общественного транспорта и представлена как образец обслуживания клиентов и решение вопроса высокого пассажиропотока.

Тем временем мы построились

Хагия София ненавязчиво охраняется. А мы ручейком движемся параллельно трамвайным путям к светлому будущему. Погода начинает портиться и на этом лето в поездке подошло к концу.
|
|
</> |
Оплата зарубежных сервисов и подписок
Осень в посёлке художников
С днём рождения!
Русь уходящая
Всегда говори "ДА!"
Скоро юбилей Омска-миллионника
Точное время
Зима пришла
Нас спрашивали.

