Наземно-транспортное

топ 100 блогов klink0v18.09.2023

... Так исторически сложилось, что в Москве и области было / есть две разных системы оплаты проезда на общественном транспорте: оффлайновая "Тройка" (Москва) и онлайновая "Стрелка" (область). В случае первой вся инфа о балансе / проездных / поездках / проходах хранится в энергонезависимой памяти чипа внутри пластиковой карты. Каждый турникет / валидатор / киоск при каждом использовании читает-пишет с/на неё данные. Во втором случае карта является по сути read-only (на самом деле это не совсем так, но чтобы не влезать в  технические дебри, можно принять такое допущение); информация о зачислениях-списаниях-поездках обитает где-то централизованно на серверах.

Некстати, почему-то мало кто знает, что в метро если приспичило можно проходить вдвоем-втроем и т.п. по одной "Тройке" (но при этом теряются скидки при пересадках), а вот в наземном транспорте так нельзя. А если "Тройку" зарегистрировать в мобильном приложении "Московский транспорт" или на "mos.ru", то за тобой яростнее начинает следить большой брат, зато взамен предоставляют бесплатные пересадки между наземными маршрутами.  Но это было лирическое отступление.

Сколько-то лет продолжалась эта "война-форматов" а-ля "Blu-ray Vs HD-DVD" или "VHS Vs Betacam". У той и у другой системы есть свои достоинства и недостатки. В случае "Тройки", довольно быстро утекли закрытые ключи, которыми подписывается информация. Так что хацкеры начали без особых проблем эти самые "Тройки" копировать. В ответ оператор системы внедрил хитро***ую технологию "быстро давить тараканов тапком". Если карта с одним и тем же серийным номером засвечивалась за короткий промежуток времени на достаточно удалённых географически локациях, то её (и соответственно всех её клонов) тупо сразу же отправляли в стоп-лист. Также редко, но случается, что пользователь слишком быстро убирает карту из NFC-поля турникета или валидатора, тот не успевает до-записать на неё данные, нарушая при этом их целостность (консистентность). В таком случае проездной билет перестаёт работать, и чтобы спасти баланс денежных средств или предоплаченных поездок, надо ехать с ним в сервисный центр. В качестве компенсации при этом дадут две "бонусные" бесплатные поездки, но потраченное время-то всё равно никто не вернёт. Ну и если нет смартфона с NFC, то для пополнения придется бегать-искать кассу или терминал. Неудобно.

В случае со "Стрелкой" требуется наличие интернетов для проведения транзакций. Если у валидатора в автобусе что-то случилось с модемом / SIMкой или он просто заехал в какие-то е***ня, где совсем нет связи, то содрать оплату с пассажира не получится (на самом деле есть костыли, но их арсенал ограничен). Плюс, возникают некоторые проистекающие отсюда требования к наличию минимального баланса (неснижаемого остатка), ниже которого карта блокируется, наличия активности (без которой карта временно приостанавливается), иногда баланс может уходить "в минус" и все подобные радости. Зато можно в мобильном приложении отслеживать свой баланс / поездки, моментально пополнять без лишних приседаний и всё такое.

Прямо сейчас эта "война форматов" уже практически подошла к концу. Я думаю, вы и сами догадаетесь кто в ней выиграл. А ещё каких-то семь-восемь лет тому назад я вовсю бегал и искал где бы можно было раздобыть совмещённую карту "Стрелка+Тройка две-в-одной". И да, это совсем не то же самое, что "Тройка+Стрелка", хотя были и такие, и сякие. Между ними таки была принципиальная разница. И разумеется, с тех пор несколько штук таковых прочно поселились в моём кошельке (для себя, тебя и того парня).

В настоящие дни практически везде (за некоторыми исключениями) в Московской области принимают к оплате и ту, и другую технологию. И вот тут у меня начались проблемы. Такие валидаторы очень плохо читают "совмещённые" карты. Зачастую проезд удается оплатить только с четвертой-пятой попытки. Наверное, поэтому их и перестали продавать, так что сейчас таковых уже нигде не найти. А это значит, что обывателю наподобие меня потребуется:


  1. истратить баланс на совмещенных картах и отправить их в утиль / коллекцию / архив / дальний ящик;
  2. найти / раздобыть / откопать / купить обыкновенные "раздельные" карты;
  3. таскать с собой двойной набор карт, поскольку периодически я таки посещаю местность, где к оплате принимают только "Стрелку" (да-да, это Химки, там всё ещё деревянными членами торгуют).

Shit happens.

... Большое спасибо всем, кто запускал и таки запустил диаметр (диВаНметр) D3. Охрененная штука, я уже заценил. В Испании, правда, нечто подобное существовало ещё 15 лет тому назад, при куда меньшей плотности населения. Но да лучше поздно чем никогда. Я сейчас не об этом. Возьму для примера Лениградское направление.

От центра Москвы до Клина проезд можно оплатить "Тройкой". Просто прикладываешь её к турникету, ты проходишь и садишься в поезд. На выходе снова прикладываешь к турникету, с неё списывается сколько-то денег. Красота. Приколы начинаются тогда, когда на станции назначения, например, нет электричества. Такое бывает. Угадайте, что происходит дальше? Ведь если не "отметить" карту на станции прибытия, то через пять часов её просто наглухо заблокируют применительно к пригородным электричкам. Конечно, её можно будет просто откатать в Москве и выкинуть, новая обойдётся в 80 рублей. Но вот если на неё был записан абонемент (месячный проездной) на те самые электрички, то вы "попали", потому что его уже никто не вернет и не восстановит.

Но не Клином единым. Если надо добраться куда-то дальше, то "Тройка" уже не канает. Надо брать "классический" билет. Если пассажир является "новичком", ездит редко и не разбирается во всех этих тонкостях, то проблемы ему гарантированы. Войти-то на платформу он войдёт, а вот выйти где-нибудь в Твери уже не сможет. Таки придется купить билет, заплатить некое подобие штрафа, да ещё и "Тройку" заблокируют, потому что отметить конец поездки будет негде. Красота.

Всяким пенсионерам тоже устроили развлечение. По территории Москвы (до Ховрино включительно) они могут сразу прикладывать свою социальную карту к турникету и заходить-выходить. А вот дальше "Ховрино" их уже не впустят и не выпустят: надо оформлять хоть и бесплатный, но билет. Есть вариант наведаться в кассу и попросить у них подключить опцию "Fast Track". Это ничего не стоит, магия действует один год. Потом можно снова подключить. Но не все ж бабки настолько прошаренные...

Отдельная тема — экспрессы, они же "Ласточки", они же ласты. На них нужно оформлять билет всегда и всем, платный либо бесплатный, независимо от наличия льгот или погоды на Марсе. Не то чтобы сильно напрягает, но вот когда как ошпаренный вылетаешь из автобуса или метро и хочешь по-быстрому успеть на что-нибудь, пофиг на чём, лишь бы быстрее уехать...

А тут очередное западло на горизонте нарисовалось. Если раньше можно было подойти к киоску-автомату и по-бырому распечатать себе бумажный билет, то теперь они в обязательном порядке требуют записывать его... та-дааам... всё на ту же "Тройку"! С учётом вышеизложенного это выглядит как совершенно откровенный дебилизм. На самом деле там есть ма-а-а-аленькая неприметная кнопочка "отвали и распечатай на бумаге". Только, сцуко, самой бумаги в этих терминалах частенько почему-то ни хрена нет. Когда опаздываешь на паровоз и влетаешь на вокзал за минуту до отправления, как-то ни разу не смешно.

... Попробовал тут новомодную хипстерскую тему покупки билета на паровоз через мобильное приложение "РЖД Пассажирам". Что я могу сказать... по сравнению с тем говном, каковым оно являлось года три тому назад, сейчас им уже вполне даже можно пользоваться. Теперь таки не требует вводить паспортные данные при покупке пригородных билетов, умеет в СБП, так что необязательно и банковскую карту привязывать. Хранит список последних маршрутов. С этим всё в порядке. Но вот эти странные манипуляции, что сначала надо билет купить, потом активировать (!) на турникете (!), потом этому же турникету предъявить в активированном виде... Причём, активировать можно только с того же устройства (телефона), на котором билет приобретался / оплачивался, и больше одного активного билета на одном устройстве иметь нельзя... Грыжа, короче. Ну и остается открытым вопрос "что делать", если где-то между моментом покупки билета и моментом завершения поездки у тебя телефон сдох / раздрядился / утонул / уронился / поломался / потерялся. В общем, я один раз опробовал весь этот hi-tech потому что люто спешил, но больше пожалуй так делать не стану. Нуегонафуй.

... Нет, я не говорю что "всё плохо". Явный прогресс есть, его наличие не могу отрицать даже я. Только вот с usability как была бо-о-о-ольшая беда ещё со времён Советского Союза, так и осталась. Даже в боХатой столице, даже в XXI веке, даже при наличии офигенной связи и неплохо развитом IT.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Друзья, это ежедневный дайджест в зимнем марафоне. Пожалуйста, оставляйте ссылки на посты, которые вы написали для марафона, под этим дайджестом. Дайджест марафона #такаязима ...
Друзья! Предлагаю Вам вот такой шуточный опрос. Вы уже давно читаете мой журнал, можете составить мнение обо мне. Кое-кто даже лично меня знает. Я собрался покупать себе машину (автомобиль). У меня один вопрос: какой автомобиль,по вашему мнению, ...
Ну что ж. Выборы в КС состоялись. Из НДП прошли я и Володя Тор. Что я считаю результатом не феерическим, но вполне достойным. Я благодарю всех людей – все 15895 человек - которые проголосовали за меня. Постараюсь не обмануть их ожиданий и не оправдать ...
Добрый день, уважаемые участники и участницы! Хочется прояснить для себя некоторые вопросы, связанные с гаджетами и их использования детьми. На мой взгляд, тут палка о двух концах. С одной стороны - нужно чтобы ребенок вырос разносторонне развитым, умным и не был дикарем, с другой - у не ...
Я что-то вдруг поняла, что уже очень давно не выкладывала фото. Не было ни настроения, да и фото не так уж прям много, но хочется что-то застолбить в жж, потому что глядя на мой пост с фото из Тайваня, очень приятно их потом пересматривать. So here comes nothing ...